В этот день… 20 октября - 2

Oct 20, 2014 16:00

О «Стоянии на Угре»

20 октября 1480 года произошло (точнее - началось) известное, наверно, даже школьникам Стояние на Угре - знаковое событие, занесённое на скрижали, как «Освобождение от монголо-татарского ига». (Сейчас понятие «ига» пытаются подвергнуть переосмыслению - и Ваш покорный слуга, будучи последовательным сторонником Гумилёва, это приветствует. Штамп действительно, сомнителен - что и подтверждают события, о которых мы сегодня вспомним).





Итак, после Куликовской битвы минуло столетие - и обстановка существенно изменилась. В основном, вследствие того, что Золотая Орда окончательно развалилась на две: так называемую, Большую и  Ногайскую; а также три ханства: (Крымское, Казанское и Астраханское) - и несколько менее значительных кусков. Формально, преемницей Золотой признавалась именно Большая орда - но на деле все эти новообразования постоянно конфликтовали - или, наоборот, союзничали друг против друга.



В этой ситуации роль Москвы, как самостоятельного игрока резко выросла - а уплата дани, фактически сошла на нет. Однако такое молчаливое статус-кво, в конце концов, было нарушено пришедшим к власти энергичным ханом Ахматом. Этот романтик вознамерился повернуть историю вспять, и вернуть Орде былое могущество - в чём, кстати, на удивление, почти преуспел. Впрочем, по порядку.

Кое-какие попытки потеснить Москву Ахмат предпринял ещё в 70-х, но ему постоянно приходилось оглядываться на беспокойные тылы. В конце концов, он отправил послов: требовать дани - тут-то и произошёл воспетый нашей историографией эпизод  с топчущим ханские грамоты Иваном III .



В былые времена наутро под стенами Кремля стояла бы уже вся Орда - но теперь Ахмату в очередной раз пришлось воевать с крымцами. На дипломатическом поле он не теряет времени зря, заключая союз с Османской империей, и польско-литовским Казимиром V - особого толку из этого в дальнейшем не вышло, но интересна сама расстановка сил. (Упомянём и про посольства венецианцев, которые, в свою очередь, страстно желали натравить Ахмата на турок).

К 1480-му Ахмат созрел для выступления - а у нас, наоборот, случились неприятности. На западе в очередной раз возбудился Ливонский орден - правда, потоптавшись под Псковом, братья-рыцари убрались восвояси. Гораздо хуже был бунт братьев Ивана - Андрея Большого и Бориса Волоцкого - к счастью, он не успел превратиться во что-то значительное…

Между тем, Ахмат двинулся прямиком через союзную Литву - и, в конце концов, оказался в Калужской области, на берегу той самой Угры.



Часть московской знати привычно впала в панику, что ещё больше осложнило положение Ивана III - но, к его чести, князь не поддался, и смог осадить алармистов - и сплотить сторонников. Тут же начали приходить хорошие новости: во-первых,  мятежные братья передумали бунтовать, и выступили на помощь Москве; во-вторых, наш крымский союзник Менгли I Гирей согласился пройтись рейдом по литовской Подолии. (Не будем удивляться такому союзнику - с Большой Ордой Крым воевал, а  с нами пока - нет). В результате озабоченный нежданным вторжением Казимир войск Ахмату не прислал (если вообще собирался).

Итак, обе армии (как следует из источников - «большие»), оказались по разные берега. Хан попытался форсировать реку: «И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…».



Ещё несколько попыток закончились с тем же результатом - и началось «Стояние». Поначалу стороны пытались вести переговоры - но выяснилось, что консенсус недостижим. День за днём тянулись в вялых перестрелках и, видимо, более живых перебранках, - и чем дольше это продолжалось, тем менее вероятной начинала казаться битва.

Противники явно зашли в тупик - но на руку это было нашим. Воинство Ахмата вскоре стало испытывать проблемы со снабжением - конница вообще плохо переносит «стояния». У Ивана с этим был полный порядок. Затем ордынцев начала косить какая-то болезнь (судя по описаниям - дизентерия). Русский  берег она чудесным образом миновала.



Неизвестно, сколько бы продолжалось это удивительное действо, но, в конце концов, Иван надумал сменить позицию - то есть, в сущности, отойти. А для того, чтобы этот манёвр не вдохновил неприятеля, князь засылает ему в тыл мобильную русско-крымскую группу - и вот эти диверсанты, не встречая никакого сопротивления, (все войска убыли в поход на Русь!) держат путь прямиком на ханскую столицу!

Ахмат обдумывал противоречивые новости около суток - а затем отдал приказ сниматься с лагеря. Так оба войска, вволю насмотревшись друг на друга примерно за месяц, одновременно двинулись восвояси!

PS: Наши немедленно прозвали Угру «поясом Богородицы», а свершившееся - полной победой. Вполне справедливо - тем более, что она оказалась, практически, бескровной!




PPS: Надо сказать, ордынцы, видимо, пришли к такому же заключению - буквально через пару месяцев Ахмат распустит своё войско, и будет благополучно прикончен конкурентами… а вскоре Большая Орда разделит судьбу Золотой. Впрочем, это - совсем другая история.

Напоследок. 20 октября 1960 года Рой Орбисон впервые попал в хит-парад с «Only The Lonely». Любопытно, что сначала он предложил песню Элвису Пресли и «The Everly Brothers» - но те отказались. Пришлось петь самому. Зато потом Элвис начнёт скупать пластинки - и раздаривать друзьям! А ещё говорят, что Леннон сочинил «Please Please Me» именно под впечатлением услышанной по радио «Only The Lonely».

image Click to view



Стояние на Угре, 20 октября, Иван III, Казимир V, Менгли I Гирей, Большая Орда, хан Ахмат

Previous post Next post
Up