О Шёнграбенском сражении
16 ноября (по нов.ст.) 1805 года произошло Шёнграбенское сражение (также его называют Бой при Холлабрунне… Холлабрунн - австрийский городок к северу от Вены; Шёнграбен - деревушка, вокруг которой непосредственно развернулись события; ныне называется: ярмарочная коммуна Граберн)… Нам эта битва известна, преимущественно, благодаря роману Льва Николаевича (или киноэпопее Сергея Бондарчука)… Казалось бы - что добавить к шедеврам таких мэтров?.. Тем не менее - по порядку.
…Как мы помним, Наполеон в те времена всерьёз нацелился на Англию - и к лету сосредоточил в Булони 180-тысячную армию… дело оставалось за малым - каким-то образом перебросить всё это хозяйство через Ла-Манш. Именно тут и не заладится - после хитроумных манёвров, адмирал Вильнёв, в конце концов, будет бит при Трафальгаре… Что касается суши, то здесь Владычица морей тоже преуспеет, сколотив очередную (третью по счёту) антифранцузскую коалицию - её ударной силой станут русские и австрийцы, но предполагалось подтянуть и Пруссию…
…Итак, пятидесятитысячная армия Кутузова двинулась на соединение с союзниками - те, в свою очередь, не дожидаясь, вторглись в союзную Наполеону Баварию. При таком развитии событий (а также учитывая разгром своего флота) свежеиспечённый император осознаёт, что с вторжением на ненавистный остров придётся повременить - и разворачивается: «Если я через 15 дней не буду в Лондоне, то я должен быть в середине ноября в Вене». (Забегая вперёд - Вену французы возьмут с опережением графика…)
…Но сначала разобьют семидесятитысячную армию Мака фон Лейбриха. (Наполеон скажет о нём: «Это один из самых неспособных людей, да вдобавок он ещё несчастлив»,- как мы помним, именно со словами: «Вы видите перед собой несчастного Мака», - австрийский генерал является к нашему Михаилу Илларионовичу в «Войне и мире»). Поскольку соединяться оказалось не с кем, русские начинают отступать - довольно успешно огрызаясь.
…Французы бросаются вдогонку (попутно войдя в упомянутую Вену) - и близки к тому, чтобы перехватить Кутузова на пути в Моравию. (Туда выдвинулась другая русская армия под командованием генерала Буксгевдена - в случае их объединения шансы несколько уравнивались; пока же Наполеон имел подавляющий перевес). И вот - Багратион получает приказ с семитысячным отрядом задержать стремительно наступающего неприятеля. Князь занимает позицию под Шёнграбеном и готовится к обороне…
…В этом самоубийственном предприятии ему чуть поначалу не помог командующий французским авангардом - знаменитый Мюрат. Всего парой дней ранее хитроумный маршал расчистил путь от австрийцев (мол, воюем не с вами - с русскими) - и теперь он снова пускается в переговоры, пытаясь задержать Кутузова до подхода своей отставшей пехоты (и, вдобавок - двух корпусов, заходящих русским в тыл). Наш командующий охотно соглашается. К Мюрату едет целый генерал-адъютант Винцингероде - и подписывает перемирие: мол, русские уходят восвояси, а французы не лезут в Моравию… Весь день 15 ноября проходит в дипломатических расшаркиваниях - тем временем, стремительно отступающий Кутузов успевает оторваться от противника на два марша!..
…а Наполеон уже мчится к Шёнграбену!.. (Успев, впрочем, послать своему начальнику кавалерии грозную депешу: «Я не могу найти слов, чтоб выразить вам моё неудовольствие. …Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля!» И далее: «Австрийцы дали себя обмануть при переходе венского моста, а вы даёте себя обмануть адъютантам императора!»
…Накрученный Мюрат бросается в атаку - его встречает Багратион. Бой продолжается с пяти утра до полуночи. (Кстати, саму деревушку Шёнграбен наши артиллеристы сожгут в самом начале). Численность наступающих, по разным источникам, варьируется от двадцати до сорока тысяч… в любом случае, перевес был подавляющий - удерживая неприятеля, русские медленно отходят… (С наступлением темноты нашим офицерам пригодится знание французского - несколько отрезанных подразделений благополучно пройдут через боевые порядки противника, покрикивая что-то вроде: «Je leur!» - «Свои!»)
…Тем не менее, отряд наверняка бы погиб (собственно, о другом исходе речь не шла изначально) - но, поняв, что поймать Кутузова не вышло, Наполеон прикажет остановиться. Наш командующий встретит князя Петра словами: «О потере не спрашиваю; ты жив - этого довольно!» - и… снова оставит в арьергарде!.. (Потери Багратиона составили около двух тысяч; сам он, не получив и царапины, удостоится звания генерал-лейтенанта - и австрийского ордена).
P.S. …Кутузов соединится с Буксгевденом; на театр военных действий прибудут два императора (наш Александр и оставшийся без столицы Франц) - с тем чтобы через какие-то две недели угробить едва спасшуюся армию при Аустерлице… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 16 ноября 1991 года первое место в британском чарте заняла неподражаемая Эния с «Shepherd Moons» - два года спустя пластинка получит «Грэмми» как «Лучший нью-эйдж альбом».
Click to view
Click to view