О памятнике «Тысячелетие России»
20 сентября 1862 года в Великом Новгороде состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие России» - вероятно, его знает каждый, а вот для идентификации присутствующих на монументе исторических персонажей понадобится опытный экскурсовод… Впрочем - по порядку.
Идея возникла пятью годами раньше - империя готовилась отпраздновать тысячелетие призвания Рюрика и прочих варягов (прямо скажем - довольно сомнительное событие, о котором поговорим завтра). Первоначально правительство планировало собрать деньги вскладчину, но население как-то замялось: вышло полтораста тысяч - четыреста пришлось добавить казне.
На конкурс было подано пятьдесят два проекта; а среди трёх финалистов победил едва успевший окончить Академию живописец Михаил Микешин. (Ему активно помогал ученик скульптурного класса Иван Шредер - так что его можно считать полноправным соавтором). Таким образом, ответственный монумент (благодаря анонимности конкурса) стал творением совсем молодых людей - маститые академики, что называется, пролетели.
Отдельная головная боль вышла с персонажами - из широко известных людей не удостоился чести быть увековеченным адмирал Ушаков; вычеркнули Тараса Шевченко; проигнорировали Ивана Грозного. Зато Николая I, после долгих сомнений всё-таки решили добавить…(Напомним, памятник возводился во времена царствования Александра II).
А теперь - к экскурсоводу!
Монумент стилизован под колокол, который венчает держава четырёх метров в диаметре с трёхметровым крестом. (Общая высота: 15 метров 70 сантиметров). На державе расположились ангел (символизирует православную церковь) и коленопреклоненная женщина (символизирует Русь). М-да… симптоматичная символика… впрочем, нас больше интересуют другие фигуры! Они составляют второй ярус, обозначая шесть важнейших (по тем временам) периодов отечественной истории.
Тут представлены: само собой, Рюрик (в происхождении которого мы, благодаря М. Задорнову всё больше сомневаемся); Владимир Святой (женщина протягивает ему ребёнка для крещения; а некий условный славянин при этом обрушивает идол Перуна); Дмитрий Донской, попирающий кого-то из мамаевцев. Далее - Иван III (тут поверженных врагов побольше: ордынец, литовец и ливонский рыцарь. А позади царя - символический покоритель Сибири. Видимо, исключение Грозного привело к тому, что часть его деяний приписали предку). За ним - основатель династии, Михаил Фёдорович, - причём Минин подносит ему державу, а князь Пожарский контролирует ситуацию с мечом в руках. И, наконец, неутомимый Пётр - основатель империи, вдохновляемый ангелом, - тут не обошлось без сражённого горем шведа.
Ниже расположились четыре группы фигур: тридцать один Просветитель, двадцать шесть Государственных людей, тридцать шесть Военных людей и героев, и шестнадцать Писателей и художников. Обратим внимание на соотношение!
Жаль - но у нас просто не хватит места рассмотреть каждого… имена большинства Просветителей сегодня мало что скажут неспециалистам - впрочем, узнаваемы Кирилл и Мефодий, Нестор-летописец, Сергий Радонежский и Максим Грек. Характерно, что практически все запечатлённые - деятели церкви.
Среди Государственных людей знакомых побольше - любопытно, что с Ярославом Мудрым и Мономахом соседствуют три литовских князя, а Иван Грозный вновь незримо представлен своей первой женой Анастасией. Наконец, нашлось место Екатерине II - а заодно и Потёмкину; представлены Александр и Николай Первые (как помним, Николая I едва успели впихнуть в отходящий поезд).
Список Военных людей и героев - пожалуй, наиболее узнаваемый; отметим присутствие Богдана Хмельницкого, Ивана Сусанина - а также мирное соседство Барклая и Багратиона.
Что касается галереи Писателей и художников, то она естественно ограничена серединой позапрошлого века - тем не менее, любопытно, что запечатлены автор запрещённой пьесы Грибоедов и, якобы, опальный Лермонтов. Из живописцев высокой чести удостоился только Карл Брюллов.
(Заканчивая с перечнем, обратим внимание: многих выдающихся предков вычеркнули, зато другие оказались представлены в двойном экземпляре - в том числе: Пётр, Иван III, Дмитрий Донской и герои 1612 года).
Торжества по случаю открытия длились три дня - население тихого Новгорода на это время удвоилось! К прибытию гостей город капитально отремонтировали, а также издали первый в его истории путеводитель. Ничто не меняется в этом мире…
PS: Большевики сочли самодержавный памятник вызовом - но разрушать его не стали, а просто закрыли фанерой. Потом, поразмыслив, сняли и её - что ни говорите, видимо есть в имперской идее нечто неотразимое!
PPS: Не так повели себя немцы, появившиеся тут в августе сорок первого. Поначалу практичные завоеватели задумали вывезти монумент полностью (не то для украшения своих бюргерских лужаек, не то из-за шестидесяти пяти тонн бронзы) - но справились только с оградой и фонарями. Тогда потомки Гёте растащили на сувениры всякие мелочи (вроде мечей и шпаг) и - насколько хватило сил - изломали всё остальное. В январе сорок четвёртого в Новгород вошли наши - а уже к ноябрю памятник отреставрировали, и состоялось его второе открытие. Со временем потребовались новые реставрации... Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 20 сентября 1969 года «Creedence Clearwater Revival» единственный раз в своей истории поднялись на первое место британского хит-парада с песней «Bad Moon Rising».
Click to view