В этот день… 19 марта - 1

Mar 19, 2020 00:00

О клиентах - а также моряках-подводниках

Как уверяют источники, с 2010 года 19 марта отмечается Международный день клиента… придуманный, между прочим, в России! Лозунг у мероприятия, впрочем, довольно сомнительный - мол, «…давайте хоть раз в году поблагодарим клиентов за то, что они у нас есть!» Сдаётся, толковые люди бизнеса не забывают об этом даже во сне - а прочим никакой специальный день не поможет… Ну, ладно…



Идём дальше. Сегодня в России отмечается День моряка-подводника - в 1906-м согласно последовавшему позже приказу морского министра: «Государь Император в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки». По «новому стилю» - как раз 19-го… таким образом, праздником подводники обязаны Николаю II. ( А если быть точным - своему главнокомандующему,  адмиралу Громову, который учредит его всего лишь в 1996-м… как там обстояло дело «при царизме» неясно - но большевики торжественную дату игнорировали).

…Разумеется, начиналось всё гораздо раньше… на удивление, не с древних-предревних китайцев - но, хотя бы, с Леонардо да Винчи. (Который, как говорят, испугается последствий подводной войны - и чертежи уничтожит… Скептики, разумеется, уверены, что это выдумки - они и в практической ценности уцелевших набросков  энциклопедиста сомневаются).

…Таким образом, приоритет переходит к голландцу по имени Корнелиус Якобсон Дреббель - состоя на британской службе, он соорудит деревянное судно с кожаной обшивкой… подлодка брала на борт полтора десятка человек, погружалась на пять метров - и не раз бороздила глубины Темзы к вящему удовольствию тысяч лондонцев во главе с самим королём Яковом I. Как ни странно, чиновников Адмиралтейства этот аттракцион не впечатлит...



…Спустя столетие за тему возьмётся Пётр наш Первый, выдав грант (или точнее, даже - карт-бланш) на изготовление «потаённого судна» некому Ефиму Никонову. Сметливый крепостной действительно что-то соорудит - но, увы, при первом же испытании оно затонет - причём, государь, по обыкновению, лично кинется спасать экипаж! …Надо сказать, великодушный Пётр распорядится чтобы изобретателю «никто конфуза в вину не ставил»… а Екатерина I продолжит финансировать затею покойного мужа - однако, затем следы мастера (а заодно и чертежи) теряются… Не то в бурную эпоху дворцовых переворотов станет не до подлодок - не то Никонов действительно не преуспел…

…Как мы помним, с этой идеей достаточно долго носился «человек и пароход» Фултон, попеременно пытаясь задвинуть свой проект то англичанам, то воевавшим с ними французам - то американцам. (Британцы идею сочтут «варварской» - и завернут; Бонапарт не заинтересуется… между тем, существует байка, что впоследствии его собирались вывозить со Святой Елены именно на субмарине).

…Первыми испытают подлодку в бою, вероятно, американцы - правда, их знаменитая «Черепаха» в 1776 году сначала не сможет прицепить к англичанину мину - а потом и вовсе будет бесславно расстреляна…  Успешней (уже во время Гражданской войны) станет проект, названный, по имени автора, «Х. Л. Ханли»… ему, впервые в истории, удастся потопить вражеское судно - увы, снова ценой самой субмарины…



(Интересно, что за три десятилетия до этого наш генерал-адъютант Карл Шильдер проведёт на Неве вполне успешные испытания своей цельнометаллической лодки - и даже подобьёт, на глазах Николая I, несколько мишеней зажигательными ракетами!.. Неясно по каким причинам - но дальнейшего развития затея не получит - и будет потихоньку свёрнута…)

…Впрочем, ненадолго - уже в конце 70-х инженер Степан Джевецкий произведёт фурор, всплыв на Серебряном озере в Гатчине аккурат перед монаршим судном!.. Императрице Марии Фёдоровне достанется от галантного изобретателя букет орхидей, а ему самому - подряд на пятьдесят субмарин от впечатлённого государя Александра III. (Вот с цветов и надо было начинать - а не по мишеням палить...) Впрочем, над вооружением Джевецкий ещё поработает - заодно улучшив конструкцию винтов и создав первую в истории лодку на электрическом ходу… Немного забегая вперёд, сообщим: приоритет в использовании дизеля - тоже российский!..

(Принято считать, что существенную пиар-поддержку всей этой подводной теме оказал вышедший в то время роман Жюля Верна «Двадцать тысяч лье…» - образ таранящего врагов грозного «Наутилуса» совершит переворот в адмиралтейских умах, которые, как мы убедились, раньше не воспринимали субмарины всерьёз).



P.S. …Так или иначе - к моменту указа, с которого мы начали, подлодки в составе российского флота уже имелись… Хотя, пятью годами раньше, на Гаагской конференции, именно Россия пыталась продавить решение об ограничении подводной войны… Нас поддержали практически все - от Германии до Японии и США - но всё дело испортят упёртые британцы… По злой иронии судьбы, вскоре, в годы Первой мировой,  именно им больше всех достанется от немецких субмарин … вспомним хоть злосчастную судьбу «Лузитании»… Впрочем, это - совсем другая история.

Напоследок. 19 марта 1946 года родилась Рут Эстер Пойнтер - певица, автор и продюсер популярнейшей в 70-80-е американской вокальной группы The Pointer Sisters.

image Click to view



image Click to view



И ещё. 19 марта 1946 года родился Пол Эшли Уоррен Аткинсон - гитарист успешнейшей в 60-е британской группы The Zombies.  Музыкант умер в 2004-м.

image Click to view



image Click to view


19 марта, подводная лодка, подлодка, Наполеон, Фултон, адмирал Громов, общество, Пётр I, Жюль Верн, Корнелиус Дреббель, флот, ВМФ, Ефим Никонов, клиенты, День моряка-подводника, Карл Шильдер, потребители, технологии, Х. Л. Ханли, история, субмарина, Леонардо да Винчи, Международный день клиента, Степан Джевецкий

Previous post Next post
Up