О танце - и Жан-Жорже Новерре
Сегодня - Международный (или - Всемирный) День танца… потому скажем несколько слов о человеке, произведшем подлинную революцию в этом искусстве - тем более, что Жан-Жорж Новерр родился именно 29 апреля 1727 года - собственно, в его честь и мероприятие!..
…Чем же мир обязан Новерру?.. Если коротко: он создал балет!.. Тот, который существует сегодня, и в котором мы, вроде бы, «впереди планеты всей». Или уже нет?.. Ну, неважно…
…До Новерра танцы влачили жалкое существование в виде вставных номеров, а на исполнителей напяливали дурацкие парики и маски… В общем - чистая клоунада!.. (Причём, на современный взгляд, довольно скучная… Хотя, вообще-то, это называется красивым словом «дивертисмент» - от французского «развлечение»).
…Уроженец Парижа, Новерр всю жизнь странствовал по Европе. (Не был, разве что, в Российской Империи - но здесь работали его ученики и многократно переиздавались книги). В своё время молодого танцовщика не взяли в Парижскую оперу - и он покидает Францию на десять лет. Возвращается - и снова терпит фиаско; но устраивается постановщиком в Комическую оперу. Тут его дивертисменты приметит знаменитый Дэвид Гарик (на тот момент - директор театра «Друри-Лейн») - и позовёт на гастроли в Лондон.
Поначалу труппу принимали хорошо - но в 1756-м разразилась Семилетняя война - и патриотичные англичане начнут освистывать «лягушатников», а потом и вовсе переломают им декорации!.. «Чёс» сорвался - однако, Новерр ещё год проживёт у Гарика, изучая местный театральный опыт - а потом поедет в Лион…
…Здесь, в провинции, он получит возможность реализовать некоторые свои идеи в местном театре, и - самое главное - напишет и издаст программный труд «Записки о танце и балете»:
«Я… на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими…»
…с Вашего разрешения, мы закончим эту пылкую цитату чуть позже, а пока констатируем: на сцену явился pas d’action - «действенный балет», как его назвал сам Новерр - отдельный и самодостаточный спектакль, объединённый сюжетом и сквозным действием!.. Что интересно - Париж не спешит распахнуть новатору свои объятия - и Новерр на семь лет уезжает в Штутгарт…
…Тут он получает полную свободу действий - и ставит балет за балетом - один серьёзней другого: «…Мифы предоставили мне богов, история - героев; отказавшись от вульгарных персонажей, которые только и могут весело или грустно перебирать ногами, я постарался придать моим произведениям благородство эпопеи и грацию пасторальной поэзии». Всё бы хорошо - но публика привыкла лицезреть что-нибудь попроще… в конечном счёте театр вылетает в трубу…
(Ситуация складывается примерно, как с современным «фестивальным кино» - специалисты восторженно цокают языками, коллеги растаскивают приёмы по своим постановкам… народ безмолвствует!..) Тем не менее, профессиональный авторитет Новерра неуклонно растёт - он опять колесит по континенту - и, наконец, возвращается во Францию. (Да не абы как, а по приглашению самой королевы, Марии-Антуанетты - в Вене, принцессой, она брала у него уроки - и теперь назначает пятидесятилетнего мэтра директором балета Парижской Оперы).
…Увы, триумфа опять не вышло - разочарованный Новерр уходит в отставку и уезжает в Англию; здесь его балеты почему-то принимают лучше - но ненамного… Окончательно на родину он вернётся с двух попыток (первая пришлась на революцию); в Оперу его опять не возьмут - создатель восьмидесяти балетов умрёт 83-летним пенсионером, занимаясь составлением балетного словаря, и переписываясь с целой кучей знаменитостей, включая, например, Вольтера…
P.S. …Вернёмся к цитате, которую мы прервали на самом важном месте - Новерр констатирует, что: «…навлёк на себя неудовольствие всех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были». Так и не познав триумфа в качестве постановщика, он успеет застать постепенное и повсеместное торжество своих идей - правда, без упоминания автора. В конце концов, о нём вспомнят - но неужели кто-нибудь может желать посмертной славы?.. Вряд ли… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 29 апреля 1899 года родился Эдвард Кеннеди «Дюк» Эллингтон - сын дворецкого американского президента; величайший джазовый композитор и бэнд-лидер. Музыкант умер в 1974-м.
Click to view
Click to view
https://zen.yandex.ru/media/shatff/janjorj-noverr--otec-baleta-5cc6afeae2e2ca00b2da2175