Об «информационном обществе» - и памятнике Суворову
Если нам нужен повод, чтобы отпраздновать, то сегодня - Всемирный день электросвязи и информационного общества. Традиционно громоздкое ООНовское название, впрочем, отнюдь не подразумевает массовые гуляния завсегдатаев Сети - речь о вещах серьёзных! Пункт первый - «повышение безопасности» этой самой Сети; тема в последнее время особенно обсуждаемая - но, кажется, совершенно безнадёжная… Утекает всё! Или почти всё - а остальное подсматривают и подслушивают… В этой связи особый смысл приобретает второй пункт повестки - «преодоление цифрового неравенства» (или «digital divide» - переводить можно, как кому больше нравится). «Неравенство» заключается в том, что отдельные страны и социумы «информационными технологиями» до сих пор не охвачены…. Непорядок! Получается, они массово общаются по-старинке - вживую, так сказать… а о чём?..
…Одним словом, если верить конспирологам - мол, венцом «информационного общества» должна стать какая-нибудь поголовная чипизация, то сегодняшнее мероприятие приобретает довольно зловещий смысл… потому не будем больше о нём говорить - и обратимся к временам, когда люди общались, сидя не у монитора - а, к примеру, у камина…
…Итак, 17 (или, если угодно, 5-го по ст. ст.) мая 1801 года в Санкт-Петербурге, что называется, «при большом стечении публики и в торжественной остановке» открыли памятник Александру нашему Васильевичу Суворову… присутствовал сам император, понятное дело - остальным «официальным лицам» деваться было некуда!
…Многое примечательно в привычном для питерцев монументе - даже дата, поскольку упомянутое мероприятие по совпадению (или другим причинам?) состоялось ровно за день до годовщины смерти генералиссимуса. (Это звание было ему присвоено в конце октября 1799-го - а скончался он 18 мая 1800-го. Существует много версий насчёт присутствия (или отсутствия) на похоронах императора Павла - по наиболее распространённой, монарх попросту не смог пробиться сквозь собравшуюся почтить покойного толпу, и, развнерничавшись, приказал развернуть экипаж… (Нет бы мигалку включить!?..) Вашему покорному слуге кажется более симпатичной другая - царь проводил-таки своего непобедимого генерала, незаметно смешавшись с этой самой толпой…)
…Отношения Павла и Суворова - тема отдельная; историографы привычно твердят чуть ли о не «репрессиях» (известно, что император с невероятным задором разгонял любимцев матушки - а Александр Васильевич, как будто, был одним из них) - но, на самом деле, вероятнее всего, стареющий фельдмаршал просто довёл царя своей ершистостью… тот его вгорячах уволил - и немедленно позвал назад, когда возникла нужда бить непобедимых генералов Бонапарта. (Достаточно красноречиво известное письмо: «Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии»). Думается, вернул бы он его и независимо от этого… ну, ладно…
…Французов-то Суворов побил - а вот союзники подвели. Разочарованный Павел отзывает своего командующего - и практически одновременно распоряжается о сооружении вышеупомянутого монумента. Случай беспрецедентный! Во-первых, на Руси отродясь не возводили памятников никому, кроме царей. Во-вторых - никто не удостаивался памятника прижизненно! (Румянцевский обелиск в честь побед бывшего командира Александра Васильевича - кстати, тоже возведённый Павлом - не в счёт; он - именно «в ознаменование побед»; по совпадению, это сооружение перенесут, чтобы поставить на его место памятник Суворову. Но мы забегаем вперёд…)
…Возможно, необычность ситуации вдохновила скульптора Козловского (кстати, именно этому человеку мы обязаны знаменитым Петергофским «Самсоном, разрывающему пасть льву» - правда, оригинал украли немцы во время Великой Отечественной)… так вот - наверно, поэтому мастер избрал аллегорический образ Марса. Некоторые усматривают в его чертах нечто общее с Александром Васильевичем; другие - нет… Ну, неважно… Например, Людовик XVIII (не слишком, впрочем, для нас авторитетный) оставил такой портрет Суворова: «То был человек маленького роста, тощий, тщедушный, дурно сложенный, с обезьяньею физиономией, с живыми, лукавыми глазками и ухватками до того странными и уморительно-забавными, что нельзя было видеть его без смеха или сожаления…» Правда, будущий король не забыл добавить: «… но под этою оригинальною оболочкой таились дарования великого военного гения. …Он был меч России, бич турок и гроза поляков».
Так что - почему бы не Марс? Тем более - ростом в три метра семьдесят сантиметров?.. Но с вполне однозначной надписью: «Князь Италійскій, графъ Суворовъ-Рымникскій. 1801 г.»
Сначала Павел хотел видеть памятник в Гатчине; потом передумал - как раз заканчивалось строительство печально известного Михайловского замка… Нам неизвестно, как отнёсся к затее императора полководец - ни один из них не дожил до её реализации… (Отсюда и «1801 г.»)… Александр будет открывать его буквально через пару месяцев после убийства отца - а в 1818-м монумент перенесут с Марсова поля (получившее своё название по понятным причинам) на новую площадь (впрочем, тут же ставшую Суворовской. Здесь он стоит и сейчас).
PS: Бытует байка, что во время блокады памятник собирались спрятать в каком-то близлежащем подвале - но ответственному за это мероприятие офицеру ночью явился лично Суворов, и, в своей обычной манере, категорически порекомендовал этого не делать. Тот, естественно, подчинился генералиссимусу - а ранним утром немецкие снаряды накрыли упомянутый подвал… Что касается монумента, то он остался на боевом посту… впрочем, это - совсем другая история...
Напоследок. 17 мая 1949 года родился Уильям Скотт Бруфорд - виртуозный барабанщик «Yes», «King Crimson» - и множества других заслуженных коллективов.
Click to view
И ещё. 17 мая 1961 года родилась Энья Патриша Ни Бреннан - великолепная ирландка, известная миру просто как Эния.
Click to view