О Дне танца, Жан-Жорже Новерре - и «связи времён»
Удивительно, как часто события дней минувших - и в частности, этого - живо перекликаются с современностью!
Например, принято считать, что именно 29 апреля 1935 года на трассах Соединённого Королевства были опробованы первые светоотражатели. Что сегодня? Пешеходам вот-вот запретят появляться без люминесцентных - не то стикеров, не то даже жилеток! Нарушителей обещают штрафовать… если вдуматься, справедливо: вот выходишь ты из дома - а вдруг ночь?..
Идём дальше. В этот же день 1932-го на улицах СССР появились, так называемые, «Бригады содействия милиции». В традициях времени, новое законное формирование получило ласкающее ухо сокращение «Бригадмил». За исторически короткие сроки, ответственных граждан набралось около 400 тысяч! Вот и ныне повсюду множатся деятельные дружины…
Снова в Британию: 29 апреля 1909 года памятный нам Ллойд Джордж представил Парламенту бюджет, вошедший в историю с прозвищем «народный». Как вы думаете, чем будущий премьер собирался спасать казну от оскудения? Правильно, налогом на «роскошь и сверхдоходы»! Тем самым, который на наших просторах обсуждается уже не первый год - пылко, и прямо-таки с пролетарской прямотой: «Вот они у нас попляшут!»
В общем - всё и впрямь придумано до нас!.. Но раз уж упомянуты танцы, скажем несколько слов о человеке, произведшем подлинную революцию в этом искусстве - тем более, что Жан-Жорж Новерр родился именно 29 апреля 1727 года, и как раз в его честь сегодня отмечается День Танца ЮНЕСКО.
Чем же мир обязан Новерру? Если коротко: он создал балет! Тот, который существует сегодня, и в котором мы, вроде бы, впереди планеты всей. Или уже нет? Ну, неважно…
…До Новера танцы влачили жалкое существование в виде вставных номеров, а на исполнителей напяливали дурацкие парики и маски… В общем - чистая клоунада! Причём, на современный взгляд, довольно скучная… (Хотя, вообще-то, это называется красивым словом «дивертисмент» - от французского «развлечение»).
Уроженец Парижа, Новерр всю жизнь странствовал по Европе. (Не был, разве что, в Российской Империи - но здесь работали его ученики и многократно переиздавались книги). В Парижскую оперу молодого танцовщика не взяли - и он покидает Францию на десять лет. Возвращается - и снова терпит фиаско; но устраивается постановщиком в Комическую оперу. Тут его дивертисменты приметил знаменитый Дэвид Гарик (на тот момент - директор театра «Друри-Лейн»), и позвал на гастроли в Лондон.
Поначалу труппу принимали хорошо - но тут, в 1756-м, разразилась Семилетняя война, и патриотичные англичане начали освистывать «лягушатников», а потом и переломали им декорации. «Чёс» сорвался - но Новерр ещё год проживёт у Гарика, изучая местный театральный опыт - а потом поедет в Лион.
Здесь, в провинции, он получит возможность реализовать некоторые свои идеи в местном театре, и - самое главное - напишет и издаст объёмистый программный труд «Записки о танце и балете»:
«Я… на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими…»
…с вашего разрешения, мы закончим эту пылкую цитату чуть позже, а пока констатируем: на свет явился pas d’action, «действенный балет», как его назвал сам Новерр - отдельный и самодостаточный спектакль, объединённый сюжетом и сквозным действием! Что интересно - Париж не спешит распахнуть новатору свои объятия - и он на семь лет уезжает в Штутгарт.
…Здесь Новерр получает полную свободу действий - и ставит балет за балетом - один серьёзней другого: «Мифы предоставили мне богов, история - героев; отказавшись от вульгарных персонажей, которые только и могут весело или грустно перебирать ногами, я постарался придать моим произведениям благородство эпопеи и грацию пасторальной поэзии». Всё бы хорошо - но публика привыкла лицезреть что-нибудь попроще… в конечном счёте театр вылетает в трубу!
Ситуация складывается примерно, как с современным «фестивальным кино» - специалисты восторженно цокают языками, коллеги растаскивают приёмы по своим постановкам… народ безмолвствует! Тем не менее, профессиональный авторитет Новерра неуклонно растёт - он опять колесит по континенту - и, наконец, возвращается во Францию. (Да не абы как, а по приглашению самой королевы, Марии-Антуанетты - в Вене, принцессой, она брала у него уроки - и теперь назначает пятидесятилетнего мэтра директором балета Парижской Оперы!)
…Увы, триумфа опять не вышло - разочарованный Новерр уходит в отставку, и уезжает в Англию; здесь его балеты почему-то принимают лучше - но ненамного… Окончательно на родину он вернётся с двух попыток (первая пришлась на революцию); в Оперу его опять не возьмут - создатель восьмидесяти балетов умрёт 83-летним пенсионером, занимаясь составлением балетного словаря, и переписываясь с целой кучей знаменитостей, включая, например, Вольтера…
PS: Вернёмся к цитате, которую мы прервали на самом важном месте - Новерр констатирует, что: «…навлек на себя неудовольствие всех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были». Так и не познав триумфа в качестве постановщика, он успеет застать постепенное и повсеместное торжество своих идей - правда, без упоминания автора. В конце концов, о нём вспомнят - но неужели кто-нибудь желает посмертной славы?.. Вряд ли… впрочем, это - совсем другая история…
Напоследок. 29 апреля 1978 года «Би Джиз» возглавили американский чарт с «Night Fever»!
Click to view