О кино
Сегодня - Международный день кино!.. Как мы знаем, в своё время Ильич назвал его «важнейшим из искусств» (наряду с цирком) - подразумевая, что народ пока безграмотен, и газету «Правда» не осилит - а значит, надо промывать ему мозги как-то иначе… (На самом деле, это высказывание известно только со слов Луначарского - и ни о каком таком «цирке» нарком просвещения не упоминает… Версия родится в новые времена… вероятно, цирковые пролоббировали… Ну, ладно).
…Отсчёт истории кино принято начинать с 28 декабря 1895 года, когда в «Гран-кафе» на парижском бульваре Капуцинок дебютируют братья Люмьер. (Вероятно, есть какая-то история о том, как в отечественном кинематографе бульвар Капуцинок сменит пол, но Вашему покорному слуге она неизвестна. Впрочем, в менее удачном сиквеле исправились - может, и зря… Бульвар же получил своё имя в память соответствующего женского монастыря… кстати, легендарный концертный зал «Олимпия» - тоже на нём). Что касается выбора даты (мало ли в предыстории почтенного искусства было не менее важных событий!) - думается, дело в том, что этот сеанс был первым, на который продавали билеты!..
(Возможно, не все знают, что у Российского кинематографа есть свой День - в августе. Когда-то его попытались объединить с международным, но в 2002-м отечественные мастера отобьют себе отдельную дату… Между тем, 27 августа далёкого 1919 года всего лишь вышел декрет Совнаркома о национализации «…фотографической и кинематографической торговли, промышленности и кинотеатров РСФСР…» Добавим, что День Советского кино учредят только в 1980-м… а вот премьера первой российской картины состоялась 15 октября (по ст. ст.) 1908 года - это была «Понизовая вольница», в которой Стенька Разин бросает «в надлежащую волну» несчастную персиянку. Фильм, к слову, весьма бестолковый… Но мы отвлеклись).
…Вернёмся к братьям… старший, Огюст, в этой парочке отвечал за финансы и менеджмент - младший, Луи, занимался собственно изобретательством. (Разница в возрасте у них была, впрочем, всего два года - а отец будущих родоначальников владел фабрикой фотоматериалов - то есть, создал для потомков все предпосылки). Что касается собственно изобретательства… как известно (или неизвестно?..) - целлулоидную плёнку (вскоре с успехом запатентованную американцем Истмэном) придумал питерский фотограф Иван Болдырев (родом с Дона); проектор - одесский механик Иосиф Тимченко; наконец - аппарат «кинетоскоп» (практически совпадающий по параметрам с люмьеровским) изобрёл Томас Эдисон… Отметились и другие, однако - в 1895-м братья запатентуют свой Cinématographe - то есть, «кинематограф» (или «синематограф»… одним словом - «записывающий движение». Кстати, само название тоже придумали до них - патент на него Люмьерам придётся перекупать!..)
…Надо сказать, к моменту их триумфального дебюта отдельные кинопоказы в разных странах успеют пройти не раз (и вполне успешно!) - но именно братьям удастся сделать свой сеанс настоящей сенсацией. (Это их безусловная заслуга - дело не только в умелом маркетинге и, действительно, усовершенствованной технической части - зрителей восхищали сюжеты и качество самой съёмки!..)
(Между прочим, общеизвестный - да и попросту легендарный! - фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» в тот исторический вечер отнюдь не демонстрировали… Согласно источникам, 28 декабря первой из десятка картин (каждая - меньше минуты) публика увидела «Выход рабочих с завода» (собственно, с фабрики самих братьев). Есть мнение, что действие короткометражки отчасти срежиссировано - но специалисты сходятся на том, что первым постановочным фильмом (а заодно - и первой комедией) следует считать показанного тогда же «Политого поливальщика». (Здесь жертву розыгрыша сыграет настоящий садовник из поместья братьев, а хулиганистого мальчишку - сын одного из слуг).
...Таким образом, «Прибытие…», явленное миру в январе следующего года, не может претендовать на первенство ни в одной из категорий - однако, выбор сюжета и мастерство оператора оставят в памяти потомков именно эту 48-секундную картину. Некоторые скептики полагают, что при появлении паровоза публика отнюдь не бросалась врассыпную - и это не более чем пиар - в таком случае, определённый вклад внёс наш Максим Горький, живописавший открывшееся ему зрелище так: «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас - берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока».
P.S. …Стивен Кинг какой-то… правда - с оттенком пролетарской непримиримости... Что касается первого российского показа «Прибытия…», то он (а заодно - и первый отечественный киносеанс) состоится ровно через четыре месяца после парижской премьеры - в театре Солодовникова… на этом месте когда-то была усадьба тестя самого Суворова, а сейчас - Московский театр оперетты… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 28 декабря 1915 года родился Ройбурк «Попс» Стэплс - основатель американской команды The Staple Singers, принятой в Зал славы рок-н-ролла. Музыкант умер в 2000-м.
Click to view
Click to view
И ещё. 28 декабря 1921 года родился Иоаннис Александрес Велиотес, более известный как Джонни Отис - американский бэнд-лидер и пианист, «крёстный отец ритм-н-блюза», введённый в Зал славы рок-н-ролла. Музыкант умер в 2012-м.
Click to view
Click to view
Наконец, 28 декабря 1946 года родился Эдгар Холланд Винтер - американский вокалист, мультиинструменталист и лидер команды своего имени.
Click to view
Click to view
Click to view