О Брежневской Конституции - и лётчике Мациевиче
Живи мы лет тридцать назад - имели бы сегодня законный выходной по случаю Дня Конституции (именуемой также «Конституцией развитого социализма», или, попросту - Брежневской). Любопытно, что в связи с её принятием советский народ, поначалу, лишится выходных сразу на три года: в 1977-м старый «День Сталинской Конституции» отменят - а новый ввести не успеют… в следующие два года он выпадет на выходные - но в те времена их не компенсировали!..)
…По совпадению, документ просуществует на год меньше, чем создавался (а это заняло пятнадцать лет - первым председателем конституционной комиссии был ещё Никита Сергеевич…) Что ещё? Последней поправкой в Конституцию станет учреждение должности Президента СССР…
…Идём дальше - в прошлое. 7 октября (или - 24 сентября по ст. ст.) 1910 года в Петербурге на празднике воздухоплавания погиб знаменитый лётчик Лев Мациевич - и эта первая в России смерть в авиационной катастрофе останется одной из загадок отечественной истории. Впрочем - по порядку.
…Мациевич был родом из Чигиринского уезда Киевской губернии - ещё в юности он участвовал в студенческом кружке «Студентська громада» - а затем, по мнению источников, станет одним из основателей Революционной украинской партии… впрочем, если и так - в дальнейшем его активность не очень просматривается. Зато молодой человек заканчивает сразу три учебных заведения - Харьковский технологический институт, Морское инженерное училище (экстерном) и, наконец - Николаевскую морскую академию.
(Уже в те времена молодой инженер работал на военно-морской флот - и предложил несколько проектов (включая противоторпедную защиту кораблей). В 1907-м его направляют на Балтийский завод - наблюдателем за строительством подлодок; и здесь Мациевич отметится целым рядом изобретений (как говорят - разработает полтора десятка новых типов подводных судов!) Однако…
…морского офицера неудержимо влекло в небо!.. (Авиация в те годы была совершенным новшеством - и вызывала всеобщий ажиотаж). Мациевич сумеет соединить хобби с профессией - и предложит первый в истории проект авианосца (с навесной палубой для взлёта-посадки, тормозной системой и катапультой - в сущности, всё как в наши дни!..) Он писал: «Качество аэропланов позволяет думать о возможности применения их к морскому делу. При помещении одного или нескольких аэропланов на палубе корабля они могут служить в качестве разведчиков, а также для установления связи между отдельными судами эскадры и для сообщения с берегом. Кроме того, возможен специальный тип корабля, снабжённого большим количеством аэропланов (до двадцати пяти)».
…Идею одобрят… и положат под сукно; впрочем - самого Мациевича отправят в Париж, закупать самолёты у знаменитого Формана. За полгода он не только получит лицензию пилота (за номером 176 - а в России Мациевич станет 31-м) - но и наметит планы на ближайшее будущее: «Изучу основательно недостатки существующих аэропланов, а затем займусь проектированием нового». Увы… до происшествия на Комендантском поле (к слову, именно в этом районе на севере Питера когда-то был убит Пушкин)… так вот - до Праздника воздухоплавания оставались считанные месяцы…
…Мероприятие собрало аншлаг (невзирая на эпидемию холеры) - билеты в ложу стоили двадцать пять (ещё тех!) рублей; на простые места - от пяти рублей до полтинника. Прибудут члены императорской фамилии, военный министр Сухомлинов, премьер Столыпин, председатель Госдумы Гучков… (Двух последних - а также многих других видных гостей катал именно капитан. Как писал очевидец: «Все хотели летать с Мациевичем, всем он внушал доверие и всех очаровывал своим удивительным обаянием большого и талантливого человека»).
…Всего лётчиков было одиннадцать - и в тот день было поставлено немало рекордов - а назавтра, уже после того, как сигнальная пушка в шесть вечера оповестит об окончании полётов, «…по трибуне пронесся вздох ужаса: зрители услышали в воздухе непонятный треск, аэроплан странно качнулся, передняя часть наклонилась, он будто переломился пополам. Потом на мгновение аэроплан выровнял полет и тут же, к ужасу собравшихся, стал разламываться на части. Фигурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. Тысячи людей застыли в оцепенении. Летчик что-то кричал, переворачиваясь в воздухе. Следом, разломанный на две части, рухнул аэроплан. На трибуне, прижав к себе семилетнюю дочь, билась в истерике жена офицера - Александра Анатольевна».
…После падения с 400-метровой высоты шансов у пилота не было… Мациевича похоронят, как героя. Следствие установит, что причиной аварии стала лопнувшая проволока - она накрутилась на винт и сломала лопасть; та угодила в мотор; лётчик пытался выправить самолёт, откинулся назад - и выпал наружу…
…Впрочем, кто же верит официальным версиям?.. Специалисты по тайнам сразу же обратили внимание на странное обстоятельство - Мациевич поднимется в воздух буквально в последние минуты мероприятия, без всякой необходимости… Не было ли это самоубийством?..
…Другой причиной могли стать пассажиры пилота - точнее, конкретно Столыпин (причём Мациевичу пришлось премьера уговаривать - у того были проблемы с сердцем; возражала и охрана). В те времена реформатор находился под прицелом террористов - а пилот состоял в партии эсеров!.. (Правда, похоже, в значительной степени от неё отошёл - но есть предположение, что товарищи поручили ему привести приговор в исполнение). Происходившее на борту осталось неизвестным - однако премьер был благополучно возвращён на землю. И тут Мациевич осознал, что его ждёт неминуемая месть…
…Справедливости ради - он погибнет на следующий день… Потому, соглашаясь с этой версией, логичней предположить, что самолёт был намеренно повреждён… но тогда - почему злосчастная проволока продержалась до самого конца; ведь без этого незапланированного полёта капитан остался бы жив?..
P.S. …Некоторые считают, что самоубийство действительно произошло - но причиной стала супружеская неверность. Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 7 октября 1949 года родился Дэвид Хоуп - басист прославленной американской группы «Kansas» в 1973-1983, 1990, 2000 гг.
Click to view
Click to view
И ещё. 7 октября 1951 года родился Джон Мелленкамп - успешный американский рок-музыкант, известный в начале карьеры под именем Джонни Кугар).
Click to view
Click to view