В этот день… 26 февраля

Feb 26, 2014 00:13

О «бегстве» Наполеона с Эльбы

26 февраля 1815 года Наполеон отплыл с острова Эльба - места своей первой ссылки, где он провёл, без малого, десять месяцев. (Принято говорить «сбежал» - но, воля ваша, сверженный император, сопровождаемый тысячью с небольшим солдат, ни от кого не собирался убегать - напротив, он направлялся прямиком навстречу своим врагам; он шёл вернуть себе империю - и это Бонапарту удалось, пусть и всего на пресловутые Сто дней!) Впрочем, по порядку…





…Причиной низложения Наполеона стали не только военные поражения - как мы помним, императора уговорили подписать отречение собственные маршалы. (Те, которые не изменили ему явно). Проблема была внутри: Франция попросту устала от двадцатилетних непрерывных войн; причём - сверху донизу. В какой-то момент возобладало мнение, что уход Наполеона - наилучшее решение; в конце концов, именно к нему у европейских монархов имеются претензии - а остальные заживут спокойно. (И, между прочим, пользуясь всем, что дал им император в плане государственного устройства - как-никак «Кодекс Наполеона» станет позже основой для многих «демократических европейских законодательств». Разумеется, элита при этом рассчитывала и сохранить всё «нажитое непосильным трудом» за годы империи).



Однако, жизнь пошла своим чередом - возведённый на трон Людовик XVIII не рискнул трогать законодательство, и даже согласился (под давлением нашего Александра) подписать некую конституцию; однако, как заметил Талейран, «Бурбоны ничего не простили и ничему не научились» - хлынувшие в страну дворяне «дореволюционного закала» вступили в противоречие с «новой аристократией»; крестьянство и буржуазия начали опасаться перспективы возврата полученных в революцию земель; армия роптала из-за сокращений… одним словом, не прошло и нескольких месяцев, как французы сильно разочаровались - и начали вспоминать… сами понимаете, кого! (Законы человеческой памяти непостижимы: воспоминания о тяготах и поражениях мгновенно улетучились - а вот триумфальное шествие по Европе осталось!)

Остаётся не до конца понятным - то ли Наполеон смирился с участью повелителя острова в двести квадратных километров и с десятком тысяч населения (кстати, Эльба расположена всего в полусотне километров от Корсики) - то ли он изначально планировал вернуться, и попросту вводил тюремщиков в заблуждение… (В конце концов, ему было всего-навсего сорок пять!) Так или иначе, по прибытии в свои новые владения, Бонапарт заявит: «Это будет остров отдохновения» - и увлечённо займётся благоустройством своей новой, карликовой империи. Он начнёт строить (причём среди прочего будет и театр), прокладывать дороги, сажать виноградники; организует таможню… одним словом, каждый день Наполеона занят кипучей деятельностью - совсем как в те времена, когда он правил половиной мира!



…Так продолжается месяц за месяцем - между тем, ропот во Франции становится всё сильнее, и даже начинают зреть заговоры. Слухи об этом доходят до Бонапарта - вдобавок у него появляются собственные претензии. Наполеон рассчитывал, что после отречения сможет воссоединиться с женой и сыном - однако Мария-Луиза остаётся при дворе своего отца, австрийского императора. (Есть мнение, что её удерживали; большинство склоняется к тому, что Мария-Луиза и сама никуда не рвалась, поскольку выходила замуж, практически, по принуждению… кстати, первая жена Наполеона, Жозефина, скончается вскоре после его отъезда).



Ситуацию обостряет внезапно замаячившее на горизонте безденежье - новые власти, как будто, не собираются выплачивать  экс-императору оговоренное при отречении содержание - а его собственные средства, при размахе затеянных преобразований, стремительно тают!

Таким образом, ситуация стремительно нагнеталась - хотя Бонапарт и продолжает повторять: «Император умер; я - ничто… Я более не существую для мира. Меня теперь интересуют только моя семья, мой домик, мои коровы и мои мулы»… (Вообще-то, само по себе это навязчивое «яканье» звучит довольно красноречиво… засев за мемуары, уже на Святой Елене, Наполеон станет писать о себе в третьем лице).



Между тем, заговоры плетутся не только против Бурбонов - в свою очередь те начинают подумывать, что неплохо бы запрятать опасного изгнанника  куда-нибудь подальше - а то и попросту прикончить… Вдобавок, на Венском конгрессе победители никак не могут полюбовно поделить Наполеоновскую империю - и вчерашние союзники уже всерьёз косятся друг на друга. (В конце концов, стержнем их союза было свержение «врага человечества»; теперь он выдернут!)

Итак, Наполеон советуется с матерью (!), тремя оставшимися при нём генералами - и приказывает готовить две прокламации. В одной из них говорилось: «Французы! В изгнании услышал я ваши жалобы и ваши желания! Я переплыл моря и явился снова овладеть своими правами, являющимися вместе с тем и вашими правами». В другой: «Солдаты! Приходите и становитесь под знамена вашего вождя!»



PS: В ночь отряд Наполеона скрытно погрузился на несколько маленьких судёнышек - как будто, солдатам при этом ничего не сказали… впрочем - какие у них могли быть сомнения?! Рассказывают, что мятежная флотилия наткнулась на патрулировавший Эльбу военный корабль - капитан благодушно поинтересуется здоровьем императора - и получит ответ, что тот «чувствует себя лучше некуда»! Первого марта Наполеон со своим отрядом ступит на французскую землю… впрочем, это - совсем другая история.

Напоследок. 26 февраля 1932 года родился Джонни Кэш, культовая фигура кантри - впрочем, влияние легендарного артиста распространилось далеко за пределы этого специфического стиля. Интересно, что актёр Хоакин Феникс, сыгравший Джонни Кэша в биографическом фильме «Переступить черту» был утверждён на роль лично  музыкантом.

image Click to view


Наполеон, 26 февраля, «Сто дней», Эльба

Previous post Next post
Up