О КВЖД - и крушении в Эшеде
3 июня 1998 года произошло печально известное крушение в Эшеде (Нижняя Саксония) - самая крупная железнодорожная катастрофа в истории послевоенной Германии. На скорости в 200 км/ч лопнул бандаж одного из колёс; кусок металла сначала пробьёт пол - а затем начнёт вырывать рельсы… В итоге с путей сойдут двенадцать вагонов; один из них обрушит опору моста - а та рухнет на часть состава. «Усталость металла» (как установят потом) убьёт сто одного пассажира из двухсот восьмидесяти семи; восемьдесят восемь были ранены - до сих пор это самая масштабная из аварий высокоскоростных поездов… тех самых, за которыми, как говорят будущее…
…Впрочем, вернёмся к временам, когда поезда ходили довольно медленно - 3 июня 1896 года был подписан секретный договор России и Китая, главным результатом которого станет появление Китайско-Восточной железной дороги. Судьба этой, не раз менявшей владельцев и название, магистрали богата событиями!..
…Как мы помним, к концу XIX века Россия всерьёз озаботится состоянием своих Дальневосточных территорий - всё, как сегодня, но по другой причине: тогда проблемы создавала Япония - да и западные державы активничали в регионе вовсю. Так возникнет идея: помимо Транссиба проложить прямое сообщение из Читы во Владивосток - через Маньчжурию. Мысль строить железную дорогу по чужой территории многим казалась, как минимум, спорной - но министру финансов Витте удалось эту идею протащить.
…Китайцы, угнетённые поражением в войне с Японией, остро нуждались в деньгах - самураи отняли у них Тайвань, и еле согласились его вернуть за приличный выкуп. Россия предложит кредит - а взамен получит согласие на стройку. Таким образом, соседи разрешат нам пустить через свою страну практически тысячекилометровую полосу отчуждения!.. (Администрация КВЖД была полностью экстерриториальна - не подчинялась китайским законам, имела свою военизированную охрану, и, само собой, не платила никаких местных налогов). При этом, правда, оговаривалось, что через тридцать шесть лет Китай сможет всё это хозяйство выкупить; а через восемьдесят - и вовсе получить безвозмездно. Но кто тогда загадывал настолько далеко - или мог предвидеть стремительный ход событий?..
(…Витте, разумеется, подумывал о том, как бы под шумок, и при явном китайском нестроении, прибрать к рукам всю Маньчжурию - причём, мирно. Как говорят, в наши дни ситуация, повторяется с точностью до наоборот…)
…Итак, уже в следующем году строительство началось. Не до конца ясно почему - но КВЖД обходилась вдвое дороже, чем соседние магистрали - по 152 тысячи рублей за версту. (Возможно, дело в том, что Общество КВЖД было, вроде бы, частным, - но фактически, платила казна. Или, как сказали бы сейчас - бюджет… В общем - воровали!..)
…В разгар работ произошло известное восстание боксёров - в 1900-м нашу стройку, фактически, разгромят. Однако бунт (не без русского участия) будет подавлен - и в 1903 году дорога официально откроется.
Надо сказать, поначалу казалось, что план Витте с блеском воплощается в жизнь - Маньчжурия начала расцветать на глазах (к 1908 году её население удвоится, достигнув пятнадцати с лишним миллионов). Однако, ревнивые японцы вовсе не собирались молча наблюдать продвижение русских к океану - есть мнение, что именно деятельность КВЖД ускорила начало столь неудачной для России войны 1904-1905 гг. После неё кусок дороги отойдёт Японии - а наши планы выхода в Азиатско-Тихоокеанский регион, фактически, накроются…
…Впрочем, как считают некоторые специалисты, самураи и тогда были совсем не прочь поделить с нами Манчжурию - а вот отечественная администрация уцелевшей части дороги упорно твердила о «незыблемости китайского суверенитета» - и делала всё возможное, чтобы далёкий Петербург о таком развитии событий даже не помышлял. Почему?.. Ответ очевиден - при аннексии дорога стала бы казённой, со всеми вытекающими последствиями для частного бизнеса…
P.S. ..На этом прервёмся - хотя жизнь знаменитой КВЖД только начинается… ей предстоит стать важным театром и Гражданской, и короткой (но самой настоящей!) - войны в конце 20-х, когда 18-тысячная Красная Армия разгромит 300-тысячную китайскую… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 3 июня 1964 года родился Керри Рэй Кинг - гитарист, основатель и бессменный участник американской группы «Slayer».
Click to view
Click to view
И ещё. 3 июня 1974 года родился Келли Джонс - гитарист, вокалист и лидер британской группы «Stereophonics».
Click to view
Click to view