О Жанне Д’Арк - и «Освобождение Орлеана - 2»
…Несколько дней назад мы остановились на том, что Жанна Д’Арк прибыла в осаждённый Орлеан - и провела первые дни после торжественной встречи, с одной стороны - призывая англичан убраться восвояси, с другой - ободряя горожан. …Многие источники указывают - ополчение с первых дней стало внушительной силой; в обороне участвовали даже женщины!.. И теперь все эти люди, изнемогшие от полугодовой осады, рвались в бой - в то время как рыцари и капитаны пребывали в сомнениях. (На самом деле - профессиональные вояки попросту выполняли свою работу… куда торопиться, если тебе платят? Может, потому войны тогда и длились по сто лет…)
…Тем не менее, 4 мая 1429 года начнёт именно Орлеанский Бастард, Жан де Дюнуа… полторы тысячи французов атаковали форт Сент-Лу!.. (Примечательно, что от Жанны это наступление попытались скрыть). Тем не менее, она успевает прибыть в самый разгар дела - на счастье, вместе с ополченцами. …Дело в том, что в пылу боя одолевающие французы не заметили заходящий им во фланг отряд, посланный командующим Джоном Тальботом… Не то чтобы Жанна со своим резервом смела англичан - но они замешкаются при виде невесть откуда взявшейся толпы… За это время в Сент-Лу всё было кончено.
(Согласно источникам, остатки гарнизона сбежались в церковь - англичане собирались для маскировки переодеться в рясы, предварительно перерезав их прежних владельцев… Ничего не вышло… всех изловят - и даже, до поры, пощадят. Форт сожгут).
…Жанна шлёт врагам очередное увещевающее послание (на этот раз - со стрелой)… англичане продолжают отругиваться. (Хотя, по всей видимости, всё больше теряют кураж - орлеанцы вернули верхнее течение Луары; и без того дырявая блокада окончательно прорвана). На военном совете Жанна призывает идти на штурм Турели (ключевого пункта осады)… капитаны опять мнутся!.. (И мы снова попытаемся их понять - скромный первый успех рискует остаться единственным; вдобавок, доносятся зловещие слухи о прибытии к противнику каких-то подкреплений).
…Утром 6-го толпы вооружённых горожан во главе с Жанной чуть ли не силой открывают ворота… махнув на всё рукой, во главе этой рати становится городской глава Рауль де Гокур; чуть позже присоединяются остальные рыцари. (Действовавшие в тот день, заметим, не только бесстрашно, но и профессионально - в хрониках, однако, запишут: «Так Жанна с одобрения и согласия граждан Орлеана, но против воли и желания всех королевских начальников и капитанов вырвалась из города и перешла Луару»). День завершается взятием пары укреплений - теперь блокирована уже Турель!.. Жанна торопит со штурмом - Дюнуа насилу удаётся уговорить её дождаться утра… (Действительно… в башне, помимо артиллерии, не менее полутора тысяч ратников - «цвет английского дворянства»… Может, и не такой уж «цвет» - но отступать им теперь некуда!..)
…По разным источникам, не то штурм всё-таки назначили на утро - не то Жанну выгнали с военного совета, но «народ требовал»… Во всяком случае, на рассвете (и после мессы) Дева поднимает трёхтысячную армию в атаку: «Все, кто любит меня - за мной!» …До полудня исход дела остаётся неясным - и тут Жанну ранят стрелой. (По другим сведениям - арбалетным болтом… сути дела это, впрочем, не меняет). К тому моменту девушка успела первой взобраться на лестницу - французы обескуражены, англичане ликуют… Дюнуа, проклиная себя за уступчивость, готов дать отбой…
…Однако, чудо есть чудо!.. Через некоторое время Жанна возвращается, потрясая свои талисманом - той самой белой хоругвью, которую чуть было не сожгли при торжественном въезде в Орлеан: «Входите! Эта крепость ваша!» (В некоторых источниках упоминаются ординарцы, заранее воткнувшие знамя-талисман в основание стены…) Так или иначе - повторное появление Девы окончательно решает судьбу сражения - смущённые неистребимостью главной врагини, англичане дрогнут!.. Всё завершится массовым бегством (причём французы подожгут мост, пустив на него горящую баржу) - замыкавшие отступление английские капитаны (включая коменданта, успевшего наговорить за эти дни Жанне столько гадостей, Уильяма Гласдейла) …так вот - всё командование погибнет или утонет в полном составе…
P.S. …Но это был ещё не конец!.. Утром Тальбот выводит из уцелевших фортов оставшиеся войска - две рати выстраиваются в боевой порядок друг напротив друга… На сей раз французские командиры полны энтузиазма - однако Жанна останавливает их словами: «Негоже биться в воскресенье…» Она снова окажется права!.. После часового «стояния» англичане нехотя развернутся… Так семимесячная осада завершится полным провалом - всего за девять дней после прибытия Девы!..
P.P.S. …В течение ближайшего месяца воодушевлённые французы полностью очистят устье Луары, взяв несколько крепостей, - и побив англичан в поле. (Упомянутый Тальбот будет пленён - но отпущен без выкупа). Дорога на Реймс, для коронации засидевшегося в дофинах Карла окажется свободна!.. Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 4 мая 1949 года родился Алистер Макдоналд «Зэл» Клеминсон - шотландский гитарист, известный по работе в командах «The Sensational Alex Harvey Band» (1972-1978 гг.) и «Nazareth» (1979-1980 гг.)
Click to view
Click to view