Балет

Dec 24, 2010 00:15

Завтра Рождество и приличной многодетной матери следовало бы писать о запахе корицы и печенья, заполнивших шумный дом, мерцающих золотых звездах из фольги и стеклянных шарах, раскрашенных детьми, пушистой непахнущей ёлке из далекой снежной Норвегии и еще Бог знает о какой романтичной рождественской чепухе... но мне не хочется. Всё готово: утка, напичканная курагой и изюмом, прохлаждается на балконе, рождественская скатерть поглажена, свечи расставлены, с чердака принесен и развешан на стенах нехитрый home decor, подарки упакованы и надежно спрятаны до завтрашнего вечера, дети крепко спят. Вот , кажется, и нам бы с многодетным папочкой, налить себе по глоточку глювайна да потрепаться лениво до первого зевка под шумок какой-нибудь старой несмешной никому рождественской комедии. А фигушки. Папа наш все Рождество работает, не покладая ног, в своем театре, давая стране в стопятьдесятпятый раз "Щелкунчика", неся, понимаешь ли, отдыхающим бюргерам, высокое и довольно тяжелое, между прочим, искусство, в виде разожравшихся на рождественских штолленах и марципановых кухенах, "снежинок" , фей и перезрелых девочек Маш.

"Щелкунчик" для артистов балета спектакль судьбоносный. Он проходит красной кровавой нитью через всю его карьеру . Начиная свой нелегкий путь с "детей на елке" еще в балетной школе, артист растет вместе с персонажами, танцуя из года в год мышей, солдатиков, китайчат и арапчат и заканчивая на вершине творчества ролью Принца или уже на ее закате, в ожидании пенсии, ролью Дроссельмейера . В общем, любой артист балета, прошедший прославленную русскую школу балета, в зените своей карьеры знает уже все партии в балете "Щелкунчик", причем не только мужские, но и женские и может танцевать их с закрытыми глазами в любом состоянии, что часто, кстати, и происходит к концу зимних гастролей Больших и Малых театров по городам и селам Европы и Азии.
Наткнувшись намедни в ленте на неожиданный и восторженный пост о посещении Большого театра и просмотра этого самого "Щелкунчика", человеком профессионально далеким от балета, мне расхотелось писать о елках, пряниках и невинноубиенных французских утках. Написано это было так прекрасно, так страстно и вдохновенно, что я не могла не дать почитать это своему мужу, уже перевалившему, кстати, свой балетный апекс и перетанцевавшему уже в этом балете всё живое, чтобы он проникся и перестал стонать, охать и ругаться матом перед каждым спектаклем и во время него тоже, сделал рожу свою недовольную и кривую вдохновенной и нес, нес и нес это прекрасное, доброе, вечное людям легко и улыбаясь, даже если это прекрасное весит больше 50 кг.
Балетные артисты редко пишут книги или хотя бы эссе или статьи о своей работе. Из врожденной артистической скромности или приобретенной за годы учебы тупости, не важно. Никто не пишет о реалиях этого ремесла, потому что никому это не интересно. Или писать интересно просто не умеют. Конечно, нельзя их в этом винить. Балерине в первую очередь нужна не сильная грамматика и богатый духовный мир, а крепкие ноги и сильная спина. А мозг надо отключать. Потому что не надо думать во время уроков и бесконечных репетиций, надо просто делать. Сто, двести раз одно и то же... одно и то же. Если будешь думать над каждым tendu - свихнешься. Я нескольких таких, думающих, знаю , они уже далеки от реальности, как Путин от народа. Духовность , работа над образом, внутренняя драма это всё после спектакля . Для статей, интервью, телеэфиров. А чтобы стать великой балериной или хотя бы просто хорошей надо делать. Десять тысяч Plié и то не факт, что золотой ключик от персональной гримерной будет у вас в кармане.
Балет это ни фига не литература. Это физиология. Вывороченные суставы, растянутые связки, разросшиеся надкостницы, стертые хрящи, разорванные сухожилия, межпозвоночные грыжи, артритные колени, окаменевшие позвонки . И пот. Много пота, литры, цистерны и целые составы пота. И кровь... После каждого спектакля балерина вместе с пуантами снимает кровавые пластыри с пальцев ног и немного кожи. Каждый раз отрывает от себя кусочки своей плоти и крови и бросает в мусорку, на алтарь , понимаешь ли, искусства. Ради того чтобы зритель поперхнулся конфетой и воспарил душой, когда она , презирая законы гравитации, о которых она, слава Богу, и не знает ничего, летит через всю сцену, рассекает пространство и время, острой, как бритва Оккама прекрасной ногой и думает: "Только бы не е...нуться, только бы не е...нуться".
В общем, всех с Рождеством! Идите, дорогие мои в театр на прекрасный рождественский балет "Щелкунчик", и умрите там (С). Пусть вам будет все легко и красиво. Да пребудет с вами святой дух Рождества. Оставьте все уродливое и тяжелое за кулисами артистам. Мы выживем, мы перебинтуем колени, намажемся финалгоном, отдохнем, расправимся с уткой и увидимся в следующем году.

суровые будни, моя семья и другие животные, балет

Previous post Next post
Up