(no subject)

Jun 10, 2008 11:13

 Великобритания: страна, победившая здравый смысл.

Рассказ в стадии написания и неизвестно, чем закончится. Продолжение - ежедневно. Я надеюсь...

Прочитав этот рассказ, Вы не найдете прямых ответов на основные туристические вопросы.

Советов и рекомендаций я тоже не даю. Откровенно говоря, мне это уже не интересно. Всех возмущенных данным фактом прошу сразу обратиться в конец рассказа, там даны все полезные ссылки с кратким описанием - интересующийся найдет там все, чтобы при желании повторить описанное ниже. Впрочем, будут конкретные вопросы - не стесняйтесь задавать - будут прямые ответы.

Смысл этого рассказа для меня в том, чтобы читатель увидел Соединенное Королевство таким, каким его увидел я, среднестатистический москвич 26 лет отроду. И сделать свои выводы. Не взыщите, если моя точка зрения оскорбляет чьи-то чувства. Это нормально.




Часть 1. Англия.

Хитроу.

Отчего-то все самолеты внутри пахнут одинаково. Стандартный кондиционированный воздух с примесями специфических для всей авиации «ароматов». Поэтому, выходя из самолета, в течение тех нескольких секунд, пока обоняние не адаптировалось, есть возможность ощутить запах местного воздуха. «У каждой профессии запах особый, булочник пахнет тестом и сдобой...» Совершенно так же и страны, вернее аэропорты. Среди всех типичных для аэропортов запахов можно четко уловить незнакомые, специфические для местности мотивы, окончательно подтверждающие, что перемещение состоялось. Так я всегда думал.

Англия дыхнула в распахнутую дверь сырой прохладой. При заходе на посадку нам конечно сообщили, что в Лондоне проливной дождь и холодно, но первые впечатления были следующие: «Блин, как-то холодно». И, на удивление, не почувствовал никаких новых ароматов. Как будто и не улетали, просто похолодало. Светлое небо, обширные следы недавно прошедшего ливня и хмурый Хитроу. Этот город-аэропорт, вернее задворки и улочки (это не преувеличение, там настоящие улицы) 1-го терминала, по которыми нас прокатил аэродромный автобус, выглядели удивительно похожими на территорию большого старого завода: безлюдно, масляно, грязно и ржаво. Заброшенная фабрика, да и только. Местами обнаженные старинные ленты, причудливых форм наклонные желоба, транспортеры и прочие механизмы для экзекуции багажа выдавали транспортную сущность  этих мест. Вдали пирамида... откуда бы тут пирамиды. Нет, не пирамида: гора серых от пыли откровенно бесхозных чемоданов и сумок (метров 6 высотой и диаметром основания метров в 10) в одном из бараков заставила задуматься о том, все ли необходимое на первое время у нас есть в ручной клади.

Помимо колоритной обстановки, напоминающей хорошие декорации для плохого фильма про конец света, вторая отличительная черта Хитроу - это автомобили всевозможных служб. Автомобили-то все разные, но есть у них одно общее: какие бы обтекаемые и округлые формы они не имели, сходя с конвйера, после эксплуатации на местных улицах все их борта и крыши приобретают формы идеальных плоскостей. Может их через специальные выравнивающие рамки прогоняют? В общем, если кто-то паркуется по звуку удара, то здесь, видимо, по нему ездят. А может быть, автомобили здесь беспилотные, работают на манер пневмопочты? Было непонятно...

Хитроу немолод, но опытен. Работает все четко, хотя, говоря автомобильным языком, и «в  старом корпусе». Паспортный контроль из нескольких вопросов относительно сроков, целей и содержания поездки, ответить на которые лучше аккуратно: пограничник определенно видит то, что написано в анкете соискателя визы, включая описание маршрута (он сам назвал города, которые мы хотим посетить, хитро замолчав в конце, ожидая нашего продолжения). Фантазировать здесь, конечно, можно, но только если есть цель улететь обратно в тот же день.

Основная проблема практически всего западного - поливариантность и, как следствие, сложность выбора. Практически все можно сделать несколькими способами на выбор, что создает иллюзию продуманности и уважения к человеку и его правам. А зачастую, и не иллюзию. Понятно, что это сразу подкупает.

Собственно, о чем я: лондонский Хитроу, так же как и парижский Шарль де Голь, связан с городом множеством транспортных артерий, самая широкая и демократичная из которых (4 фунта до центра) - метро. Или по местному - Underground. Демократичность цены отчасти компенсируется временем в пути - около 1 часа. На любителя есть также ж/д экспресс (настоящий, идет всего 15 минут), а также автотранспорт. Подробнее о них расскажут путеводители. Я сейчас про другое.

Не смогу уйти от параллелей, хотя искренне хочу их избегать. Общеизвестно, что и в московские аэропорты можно попасть несколькими способами. Нет, метро, конечно, безумная роскошь, о нем и не мечтаем. Но прогресс не остановить, и в 21-м веке уже имеем следующее: электрички (кроме Шереметьева), автобусы, маршрутки и такси. Выбирай, да и только! Все так, но наша исконная проблема выбора, помню из детства, всегда сводилась к следующему: найти в ящике с гнилыми овощами хотя бы пару штук, что еще не страшно употребить. В детстве все было буквально, сейчас меняются только формулировки, смысл задачи не изменен.

Гнилые помидоры здесь - пройденный этап. Нам из них еще надо вырасти в масштабах всей страны, а это требует времени. То, что англичане нацелены на обдуманность и гуманность решений, видно сразу и навсегда. Иногда что-либо (конкретики пока я осторожно не называю) выходит за границы здравого смысла, но где они, эти границы? Кто их определил? Каждый смотрит со своей колокольни, а я - со своей. Так вот, честное слово, могу сейчас разом вылить ушат наблюдений, которые, местами, будут отдавать откровенным проанглицизмом, просто сейчас это будет отталкивающе некрасиво, а посему неуместно. Есть в нашем человеке на эмоциональном уровне внутренняя неприязнь любой критики Родины, даже если разум говорит о ее объективности. Я не исключение.

Но есть моменты, о которых я не буду молчать, потому что не могу. Потому что я очень хочу, чтобы местами у нас было как минимум также. Чтобы иногда то, что окружает нас имело хоть малейший оттенок продуманности и гуманности, а не состояло целиком из железобетонной тупости и банального освоения бюджетов. Ну хотя бы изредка. В общем, как я и писал во вступлении, не взыщите, если моя точка зрения оскорбляет чьи-то чувства. Это нормально.

Новое от 23.05.2008

Лондон. Первые впечатления: Метро, Гайд-парк и Марафон.

Знакомство с особенностями жизни любого нового города начинается с «интерфейсов», то есть с элементов взаимодействия человек-город: указателей, дорожных знаков, подъездов, дверей, светофоров, способов оплаты, и т.п. Как и для многих приезжих, мое знакомство началось с метро, с самого старого метро в мире. Лондонское метро, как и весь местный транспорт, - бесконечно интересная мне тема, поэтому на моих страницах она будет вылезать постоянно.
 


Лондонские турникеты выглядят чуть менее солидным барьером, нежели двойные бастионы французских (ни там, ни там, увы, не сделал фото), но и не идут ни в какое сравнение с нашим интеллигентно-стеклянным шлюзом. Нашим новым моделям турникетов (которым несколько лет «искали форму» и испытывали) самое место в музей народ пропускать, а не сдерживать ежедневные толпы уродов, норовящих прохватить на метро «забесплатно». Отечественный вновь изобретенный велосипед под названием «турникет», удовлетворивший московское руководство, принят на вооружение, теперь транспортники пожинают плоды. Поток «особоумных» с заменой старых добрых турникетов, с радостью готовых ограничить размножение безбилетников, прищемив самизнаетечто, вырос многократно. Достаточно оглянуться.

Тучные метрополитеновские Мариванны только и могут, что дуть в свои по должности положенные боевые свистки, наблюдая несметные количества нетрадициона... (призадумался, как их литературно назвать. Но поскольку они литературного названия не заслуживают, то назову их своим именем)... гомосеков (обоего, кстати, полу), норовящих пристроиться сзади к тем, кто имел несчастье приобрести билетик. Так ведь удачный опыт внедрения этих «турникетов» в метро распространился на павильоны пригородных электричек. Там-то народ точно культурный, не то, что москвичи - ни за что не полезет без оплаты... Ага, конечно...

Как водится, бороться проще не с причиной, а со следствием. Теперь, к примеру, на ярославском вокзале (имею несчастье теперь ежедневно ездить из Мытищ) на турникетах пригородных электричек, с недавних пор стоит бригада с лицами солдат армии Урфина Джюса. Оптимизация по-русски. Человек 30 зарплату получают. 2 турникета - 1 охранник. Эволюция эффективности их работы за 3 месяца: сперва они выталкивали гомосеков обратно, потом поучительно призывали брать билет, теперь стоят с пустыми глазами и осознанием полной своей бесполезности. Хоть один урод «наверху» получил по шапке за такие турникеты? Вопрос для нашей страны риторический. Ответ, впрочем, тоже известный.

Извините, наболело. Обидно, что в нашей столице принудительно воспитывается культура безбилетного проезда. Потому что, отстояв очередь и купив билет, начинаешь чувствовать себя настоящим придурком, голосующим своими деньгами за подобную ситуацию.

Причем тут Лондон, ведь я же вроде как о нем? При том, что все, оказывается, возможно иначе.

Новое от 26.05.2008

В общем лондонское метро, в отличие от нашего неоднократно орденоносного, со временем не столько стареет, сколько умнеет, идя в ногу со временем. Билетные кассы с человечком внутри работают, как показалось, в основном на туристов, которым бывает сложно (а вернее лениво) разбираться с многочисленными автоматами. Понятно, что билетные автоматы, принимают карточки.

Неподалеку от Лондона нет города Зеленограда. Удивлены? И все же: Зеленограда там нет. Поэтому и завода «Микрон», который производит для московского метрополитена бесконтактные билетики, там тоже поблизости нет. В связи с этим неутешительным фактом (ну некому

2,5 млрд руб 

ежегодно осваивать, да и подряд на мусорные корзины под использованные «многоразовые» билеты отдать некому) лондонскому метро пришлось вводить действительно многоразовые и действительно пластиковые проездные карточки. С ними, конечно, сложнее: и производить во много раз меньше, и утилизировать не надо. Зато, говорят, людям удобнее...

Не поленился и посчитал: 2,5 млрд руб метрополитен тратит на бесконтактные билетики (см. ссылку выше). Или 6,85 млн руб ежедневно на заявляемые ими 8 млн ежедневных поездок. Или около 0,85 рубля на 1 поездку. Не много. Но ведь карточки-то многоразовые (от 2-х до 60 поездок)... Вот и считайте.

Карточка под названием Oyster (все об Oyster для знающих язык тут)- своеобразный электронный кошелек.



На нее вносится сумма денег, регулярно уменьшающаяся при каждом проходе через любой транспортный турникет. Размер списываемой суммы автоматически рассчитывается исходя из длины маршрута. Ваше дело - привычно приложить карточку к турникету на входе и на выходе. Причем, если поездок, скажем, в день, было много, то списывается сумма, не превышающая стоимости дневного проездного билета. То есть заведомо меньшая, чем простая сумма стоимостей всех поездок. Удобно!

Oyster можно использовать и как единый проездной билет. К примеру, недельный проездной билет на все виды городского транспорта на 7 дней (зоны 1 и 2) стоит чуть меньше 22 фунтов. Его вполне хватает для полноценного исследования города. Билет работает в метро (прикладывается на входе и выходе), в автобусах (прикладывается только на входе), трамвае DLR и дает скидку 30% на речные трамвайчики. Не хочу повторяться, но: правда, удобно!

Часть 0. Вступление. 

путевые заметки, рассказ о путешествии, Лондон, наблюдения, великобритания

Next post
Up