Год назад, в середине апреля 2010-го
мы с Гришей ходили на реку Скнига, протекающей по Тульской и Московской областям и впадающей в Оку напротив Серпухова. Тогда весна была теплая и паводок мы пропустили. Уровень воды был низким, много завалов, по которым мы налазились с лодкой, много обносили по берегу, но удовольствие все-же получили. Тогда мы смогли пройти всего 9 км и решили, что на следующий год надо обязательно пройти речку до конца.
Мы следили за погодой и ждали, когда же начнется половодье. Гриша даже съездил на разведку и обнаружив, что на реке во многих местах еще лед, а по берегам много снега, мы переносили дату похода. Апрель в этом году холодный, и днем то не очень жарко, а по ночам так все время минус, поэтому резкого таяния снега и большого половодья не предвиделось.
И только река вскрылась, в ближайшие же выходные мы направились туда. Удивительно, но получилась примерно та же дата, что и в прошлом году. К тому же, мы решили начать ровно с того же места, где в прошлом году закончили. И вот, утро, мы на месте, на подходе к реке слышно журчание. Смотрим - вода действительно поднялась, полностью затопив мостик из бетонных плит. Вот две фотки одного и того же места, подъем сантиметров на 70-80. Ура!
Старт!
Я заранее приехал в Пущино, рано утром мы встали, вызвали такси. До реки ехать 20км, начинали мы практически от места, где река пересекает трассу М2(Симферопольское шоссе). Собрали лодку и вперед.
Снега по берегам уже мало, хотя почти всегда его можно увидеть, если захотеть
Погода - переменная облачность, солнце постоянно то скроется, то светит ярко. На вербах уже пушистые почки.
Ширина реки все время меняется, но даже в самом широком месте меньше двадцати метров, а часто сужается и становится менее 10м. Течение, которое и так хорошее, в таких местах заметно возрастает.
Так мы делетели до мостов старой тульской трассы. На этом участке не было ни одного обноса. Да, часто были небольшие завалы или упавшие деревья, но ох можно было обойти или пролезть под ними. Несколько раз получалось вылети на лежащее поперек реки бревно и своим весом притопить его, чтобы прошла лодка.
От старой тульской трассы до обеда
После мостов на берегу обнаружили рыбацкий столик и скамейки, который просто приглашал нас присесть за него. Вылезли отдохнуть.
Тут надо сделать небольшое отступление и рассказать про чудо предыдущего дня. Мы собирались в поход вечером. Зашли в магазин, купили еды на весь день и тут обнаружили, что алкоголь-то не продают! Уже 21:00 и сегодня его нам никак не купить. И завтра не купить, поскольку запрет действует до 11 утра, а в это время нам магазинов попадаться не будет. Дома у Гриши было чуть-чуть виски и ботл водки, но водку брать не хотелось. Расстроенные, что не учли это заранее, мы закинули продукты в машину и отправились на дачу - забрать оттуда байдарку. На даче света нет, шаримся там с фонариком, ищем недостающие детали - куда-то делись лопасти от весел, юбки одной нет.. И, копаясь с фонарем в шкафу, Гриша внезапно находит целый литр Абсента! Он привез его их Швейцарии три года назад и потерял его. И это была отличная находка, как говорится, хороша ложка к обеду.
Поллитра абсента мы перелили в пластиковую бутылки из-под вискаря и взяли с собой. Ароматные травы в нем приятно пахнут, настроение, и без того отличное, резко повышается.
После мостов река становится заметно уже, 7-10 метров, течение ускоряется. Сидя в лодке и видя, как рядом с тобой проносится берег, ощущаешь всем телом скорость. Бывают даже прямые участки, зажатые берегами - кажется, что несешься по какому-то каналу. Но в основном требуется постоянное внимание и маневрирование - то тут то там упавшие деревья и проходимые завалы. При хорошем течении надо соблюдать осторожность. Был момент, когда ты так же вот пристали к перегородившему русло дереву, остановились, я нагнулся - лег грудью на деку пока пролезал под ним, зад притопило. Вода потекла через байдарку, прямо поверху, вокруг Гриши. Юбка спасла - внутрь почти не попало. Хорошо, что равновесие удержали.
Вот пример маленького непроходимого завала с быстрым течением, его надо обносить. На заднем плане дерево, перегородившее реку - и если бы не херня перед ним, то такие препятствия проходятся. Их было не мало.
Дальше по берегам реки стало больше леса, попадались растущие в ней деревья(понятно, разлив), но при этом река оставалась узкой а течение быстрым!
И нередко именно там, по залитому водой берегу, около растущих деревьев был единственный проход.
Вот так надо быстро маневрировать.
Пристали специально, чтобы сфоткать такое место. Потому что обычно в самых интересным местах не до фотоаппарата, там как правило и остановиться нельзя. Была два порожка с хорошими валами, но фоток их нет по именно по этой причине.
Обед и ЖД мост
Обед мы совместили с обносом очередного завала где-то в районе поселка Октябрьский. Развели костер, но котелок ставить не стали - решили, что нам хватит термоса с чаем. Сухая ива и ольха дает хорошие угли, на которых жарили сосиски. Кстати, рекламируемая по телеку большая "сосиска.ру" оказалась очень даже годной при таком способе приготовления. Полежали на пенке, допили весь абсент.
Далее число завалов, которые надо обносить увеличилось, но и основная часть километража была уже пройдена. Около дачного поселка он выглядел особенно неприятно - какие-то бутылки, банки...
И вот впереди показался железнодорожный мост. Вернее, там даже два моста - старый, каменный, постройки еще со времен царской России и новый, из железных ферм.
Чем ближе мы к нему приближались, тем отчетливее слышался громкий шум воды.
Под мостом река заключена в высокие бетонные вертикальные стенки. Очень быстрая струя, в нескольких точках она отражается от стены и образует хорошие валы. К стенкам подходить нельзя - там и грести не получится, и перевернуть может на отбойных валах, и вылезти в случае чего не получится. Но главное - это закрытый поворот и не видно, что там дальше. К техногенным препятствиям я отношусь осторожно - вдруг там арматура в русле или остатки старых опор/свай?
Вылезаем, идем смотреть. К счастью, бетонных блоков не обнаружили. За мостом еще пара поворотов с падением, но все легко проходится. С моста, кстати, открывается интересный вид, да и просто полазить там приятно - сделали много фоток.
Бобёр!
В этом походике я впервые увидел живого бобра. Точнее, я раньше видел бобров только издалека - вооон кто-то там плывет, затем хвостом по воде - хрясь - значит бобр. А тут он был совсем близко и я смог заглянуть в его глаза.
Когда мы проплывали мимо, бобр не спеша слез с берега в воду и поплыл по поверхности. Темный, почти черный мех, весь засаленный, подвижные ушки и черные глаза смотрели на меня. В двух метрах от байдарки он нырнул, громко стукнув по воде плоским хвостом в форме лопатки. Ну и здоров же он! Я раньше думал, что они по размеру чуть крупнее кошки или выдры. Этот же бобр был в длину (без хвоста) сантиметров 70, и при этом казался толстым, и не вытянутым. В википедии написано, что бобры у нас могут достигать в длинну 1 - 1.3 метра и весить 30-32 кг - вот какие они огромные. Бобр - самый крупный грызун в Евразии.
Чтобы его сфотографировать, надо было плыть с фотиком на шее. А мы ведь только что прошли быстрину под мостом с бетонными стенками, и фотик я тогда запаковал и убрал вглубь лодки. Поэтому фоток не будет.
Мы перестали грести и продолжали смотреть, не всплывет ли где бобр. Байдарка бесшумно скользила по узкой речке. И вдруг я замечаю, как от берега отчаливает еще один бобр. От восторга кричу "Бобер!", указывая на него. И конечно от этого крика он тут-же нырнул под воду, шлепнул хвостом, оставив большие круги после себя. Причем я знал, что бобер - это мех(воротник), а животное - это бобр, но именно это слово первым вылетело.
Через минуту впереди показался и третий бобр, но уже не так близко и его я толком не рассмотрел. Периодически оглядывался назад, но так и не заметил, чтобы кто-нибудь из них всплыл обратно. А нас тем временем уносило течением от этих мест. В википедии прочитал, что большие лёгкие и печень обеспечивают им такие запасы воздуха и артериальной крови, что под водой бобры могут оставаться 10-15 минут, проплывая за это время до 750 м - так-то!
Финиш
Так мы дошли до конечной точки - автомобильного моста через Скнигу перед впадением ее в Оку. Солнце уже садилось, и поэтому, мы первым делом переоделись. Засветло успели сложить лодку и упаковать вещи. После заката температура быстро падала и все наши мокрые шмотки заледенели - перчатки и даже ремень от сумки с фотиком стали негнущимися.
Как собрались - позвонили и заказали такси, отсюда 15 км до Пущино. Пока ждали его на мосту - совсем стемнело. Мы тем временем развлекались с фотоаппаратом, рашая сложную задачу - как бы сфотографироваться на фоне таблички? Она световозвразающая и от вспышки сразу становится пересвеченой - ярко белой. Вот, собственно, что получилось - МЫ прошли Скнигу!
Итого мы прошли 22 км по реке от трассы М2 до автодороги Лукьяново-Подмоклово. Это был отличный походик, перед нами была совсем другая река, чем год назад, не зря мы ловили момент паводка!
Чуть больше фоток в
фотоальбоме