Наука под ударом 05.08.14 |
Организация науки:
Госполитика |
Σ Ерусалимский Дмитрий Напряжённые отношения между Россией и США в связи с ситуацией на Украине вновь затронули научную сферу. Как сообщает журнал Science, ряд американских учёных отказались от участия в предстоящих научных конференциях в России.
Некоторые из этих отказов связаны с тем, что американское правительство дало учёным, работающим в государственных ведомствах страны, указание не посещать Россию. Основываясь на этом указании, NASA и Министерство энергетики США (а это одни из крупнейших государственных доноров американской науки) уже в апреле заявили, что они планируют лишь в исключительных случаях разрешать своим сотрудникам посещать Россию для участия в международных встречах представителей научного сообщества. В частности, пока не получили разрешения на такую поездку специалисты, планирующие посетить конференцию Международного агентства по атомной энергии, которая должна состояться в Санкт-Петербурге, запланированную на октябрь. При этом в апреле Министерство энергетики заявляло, что поездки в Россию, связанные с вопросами ядерной безопасности (а также оружия массового поражения и «национальных интересов на самом высоком уровне»), ведомством одобряться будут.
По словам координатора программ Национальной академии наук США Риты Гюнтер (Rita Guenther), на сегодняшний день не существует единой политики всех министерств страны относительно посещения России учёными - каждая встреча рассматривается отдельно, и процесс этот является крайне непрозрачным.
Американских исследователей сложившаяся ситуация огорчает. Физик Дэйл Мид (Dale Meade) из Принстонской лаборатории физики плазмы убеждён, что конференция в Санкт-Петербурге, обещающая стать крупнейшим в этом году собранием учёных, посвящённым управляемому термоядерному синтезу, должна пройти в том числе и с участием американских специалистов. Особенно важна эта встреча сейчас, когда учёные многих стран, включая США и Россию, совместно работают над проектом Международного экспериментального термоядерного реактора, находящимся сейчас в очень важной фазе, уверен Дэйл Мид. Некоторую иронию судьбы он видит в том, что этот проект, общее финансирование которого на сегодняшний день достигло 17,5 миллиардов долларов США, вырос из попытки в 1980-е годы наладить научные связи между Советским Союзом и странами Запада. «Одной из целей проекта было через научные исследования снизить напряжённость во время холодной войны. Сейчас все возвращается на круги своя», - отметил учёный.
Конференция Международного агентства по атомной энергии не стала единственной, на которой отразились новые запреты.
Приглашённый в Санкт-Петербург физик Аргоннской национальной лаборатории Джеффри Бодуин (Geoffrey Bodwin), которому предложили в сентябре сделать пленарный доклад по проблеме субатомных частиц, разрешения на поездку не получил. Не разрешили представителям США и выехать на X Международный конгресс по экстремофильным микроорганизмам, который также состоится в Северной столице.
В интервью изданию Science представитель Государственного департамента США подчеркнул, что правительство США не планирует сворачивать научное сотрудничество с Россией, поскольку это противоречило бы национальным интересам США. Однако он признал, что сотрудничество по ряду исследовательских проектов было «отложено». Конкретных примеров таких проектов чиновник не назвал.
В апреле этого года первым тревожным звоночком, предвещавшим кризис взаимодействия России и США в науке, стал запрет на поездки в Брукхейвенскую национальную лабораторию россиян и ответные визиты американцев в Россию был введён Министерством энергетики США. Впрочем, через некоторое время появилась информация, что этот запрет снят. Однако в дальнейшем тема прекращения научного взаимодействия в определённых областях поднималась обеими странами не раз, под вопросом оказывалось даже долгосрочное сотрудничество на МКС.
В то же время учёные обеих стран не раз высказывали мнение, что наука не должна находиться во власти политики. В июне в редакционной статье журнала Science в поддержку научного сотрудничества России и США выступила президент Фонда гражданских исследований и разработок, русист Кэтлин А. Кэмпбелл (Cathleen A. Campbell).