Ямпольский патриотизм http://evrasia-today.ru/ Апрель 01, 2015
Автор: Максим Ладин
Вы читаете газету «Культура»? Я читаю. И прошу, как говорят в наших интернетах, тапками не кидаться. А еще я частенько смотрю «Дом-2». Еще слушаю «Эхо Москвы». И вообще много смотрю телевизор. Я делаю очень много вещей, за которые в приличным обществе дали бы в морду.
Спасает меня только то, что общество вокруг все больше неприличное - пошлое, лживое и лицемерное. А в оправдание свое могу лишь сказать, что читаю, смотрю и слушаю я все это в сугубо научных целях изучения возможных пределов деградации человечества. И все больше убеждаюсь - пределов нет.
Любую идею, любое чувство человечество способно опошлить, оболгать, превратить в прах и пепел. Уж казалось бы, насколько святое понятие - патриотизм. Но когда в патриотизм бросаются, как в «последнее прибежище негодяя» вчерашние западники и конформисты всех прочих мастей из 90-х, это священное чувство превращается в пошлость. Такую же, как, как например, борьба за место под солнцем «Дома-2» Ольги (не помню отчества) с каким-нибудь Венцеславом Венгржановским.
Конечно, наша героиня, Елена Ямпольская в «Доме-2» не участвует, да и вообще ко всему вышесказанному, казалось бы, прямого отношения не имеет. Но вот почему-то после каждого ее патриотического выступления в газете «Культура», и к самой газете и к современным патриотам начинаешь испытывать те же чувства, что испытываешь к «Дому-2» и к его героям.
У нас разные шоппинги
26 марта 2015 года Елена Ямпольская выступила прямо-таки с программной статьей «Вызывают? Отвечайте!»
«На какой поединок выкликает нас время? С каким оружием выходит к барьеру, чем способно нас напугать? Санкциями? Кризисом? Перспективой снизить потребление? Но люди, лишенные ежесубботнего шоппинга, вспоминают об удовольствиях другого рода. Книги, музыка, любимое кино. А то и музеи. День с семьей на природе, в конце концов» - с места в карьер бросается Елена Ямпольская на защиту то ли культуры, то ли чего-то еще.
Что ж, вполне возможно, редактора хорошо прикормленной Никитой Михалковым газеты, кризис и в самом деле заставит всего лишь сменить «ежесубботний шопинг» на книги и прочие удовольствия. Но Михалков не сможет накормить все 140 миллионов населения России. Даже если к ясаку, взимаемому с CD-дисков, сумеет добавить ясак с телефонов, айфонов, смартфонов и всего прочего, на чем, по мнению "царя" отечественного кинематографа, можно крутить кино.
Сдается мне, что уж скорее людям придется искать дополнительные средства к существованию, потому что для 90 процентов населения «ежесубботний шопинг» означает поход в Ашан и в прочие продуктовые магазины. А такой шопинг никакими книжками не заменишь.
Может показаться, что Елена Ямпольская плохо себе представляет жизнь за пределами, сменившей с либерального на патриотический окрас, тусовки. Однако читаем дальше:
«Да, по отношению к тем, кто оказался - или окажется - на грани нищеты, это звучит почти издевательски. Однако скажем честно: подобная категория населения существовала у нас на протяжении последней четверти века перманентно, вне зависимости от цен на нефть. И по контрасту с чьим-то бездумным жированием их участь только усугублялась. Санкции же в той или иной степени коснулись каждого - а справедливость сама по себе утешительна».
Браво! Великолепно! Спасибо вам, госпожа Ямпольская, за честность. И за этакое барски-снисходительное признание самого нашего существования тоже спасибо. Однако согласитесь, что ваша отмена «ежесубботнего шопинга» никак не равнозначна жизни на 3-4 тысячи рублей пособия по безработице. Не знаю, как там у будет с шопингом, а вот уж на книжки точно не хватит. Утешаться тем, что вы отменили субботний шопинг, а какой-то банкир отменил одну из десятка любовниц, поверьте, для нас слабое утешение. Да и справедливость несправедливая.
Но Елена Ямпольская, оказывается, видела соцопросы, согласно которым: «большинство россиян прекрасно понимают, за что мы расплачиваемся. В деле сплочения нации роль нынешнего кризиса трудно переоценить. Впервые за долгие годы во многих очнулась надежда, что рядом не волчары, не конкуренты, но - соотечественники».
Вот с этим трудно не согласиться. Повезло вам, господа, с народом. Все время существования страны, наши элиты скупали зарубежную недвижимость, отправляли детей на бездуховный запад, вкладывали, заработанные на наших недрах и на нашем же советском наследстве деньги в западные спортивные клубы, а у нас «во многих очнулась надежда, что рядом не волчары, не конкуренты, но - соотечественники».
Да что там нынешние элиты, у нас единокровная дочь отца всех народов Иосифа Виссарионовича Сталина (привет Старикову) Светлана Аллилуева, при первой возможности в Америку сбежала. А мы все надеемся «не волчары, мол, свои - соотечественники». Великий мы, без всякой иронии, народ. Народ, который готов аплодировать продуктовому эмбарго, введенному в ответ на отлучение пары десятков соотечественников от Куршавеля. Интересно, эти соотечественники-неволчары, многим жертвуют ради народа? Даже сейчас? Наверное жертвуют. Наверное, вместо Альп любуются Гималаями.
Мы непобедимы. Но как бы того ни жаждали нынешние пропагандисты патриотизма, это далеко не благодаря их топорной пропаганде. Скорее уж вопреки ей. Мы, как крепостные в 1812 году, которые вилами и дрекольем встречали «супостата Бонапарту». А интендант наполеоновской армии и будущий писатель Стендаль все не мог понять логику поступков русского мужика. Вроде его от рабства обещают освободить, кое-где даже освободили, а он и помещиков пожёг, и французов бьет всеми подручными средствами.
Кризис полезен. Синдром Герострата.
Но вернемся к статье госпожи Ямпольской:
«Тактически главный вызов времени - кризис - полезен. Другое дело, что стратегически он опасен: подъем страны (идти вверх всегда трудно, это под горку мы катились с веселым свистом) потребует от людей тех душевных качеств, которые вытравлялись из них двадцать с лишним лет. Надежный дом не построишь на песке эгоизма, цинизма, шкурничества. Перед государством стоит труднейшая задача - одновременно и наращивать темпы развития, и воспитывать необходимый для этого человеческий ресурс».
Не могу судить, насколько полезен кризис, но вот возникает у меня вопрос, кто именно будет меня воспитывать? Государство это ведь не что-то абстрактное и неосязаемое - это конкретные люди - должностные лица, чиновники, ну и вся их обслуга в виде журналистов, политологов и прочих интересных персонажей. А есть у них моральное право меня воспитывать? Ладно бы президент - человек, поставивший все что у него есть на карту независимости своей страны. Если он лично возьмется за мое воспитание, я - не против. Но ведь нет у него на это времени. Поручит тем же чиновникам и и их околокультурной обслуге. А те, воспитывая меня в духе традиционных ценностей, сами будут готовить себе запасные аэродромы на нетрадиционных западе. Мы такое уже не раз проходили за последнее столетие.
"Творцы бросают вызов государству и обществу". Мнение главного редактора газеты "Культура"
Но Ямпольская знает все ответы:
« … кто в помощь? Теоретически - творцы. Говоря ответственно - кто угодно, только не они. Многое из того, что мы называем культурой, чуть ли не каждый день бросает вызовы - государству, обществу, исторической логике. Как иначе расценивать круговую поруку театральных деятелей, которые заслонили новосибирского «Тангейзера» живым щитом? Народные артисты, руководители коллективов и творческих союзов, громкие имена... И не нашлось ни одного, кто сказал бы молодому постановщику: «Парень, остановись. Есть вещи, которые не следует трогать руками. Зачем ты множишь злость и раздражение? Люди сейчас в другом нуждаются».
Вот мы и пришли к «Тангейзеру». Очевидно, с легкой руки Ямпольской понял, что творцы на роль воспитателей не годятся и чиновник - министр Мединский. И взял эту воспитательную роль на себя. Директор Новосибирского театра уволен. На его место пришел совсем не творец, а профессиональный маркетолог Владимир Кехман. И будет этот нетворец возглавлять сразу два театра - один в Питере, другой в Новосибирске. Развязка, достойная театра абсурда (раз уж мы о театре).
А в чем, собственно, виноват автор «Тангейзера»? В том, что вырос в культуре скандала? В той культуре, которая пестовалась все эти годы, пока нынешний министр возглавлял комитет Госдумы. Кстати по этой же самой культуре. Эпатаж правит системе ценностей, созданной современной культурой: без скандала никто не заметит. Так ведь вы сейчас создали ему великолепную рекламу, господа патриоты. Вы сделали ровно то, чего он так жаждал. Вы его впустили в свой «Дом 2». В тусовке, где вы и сами постоянные участники, неважно будет показан спектакль или не будет. Важен сам факт скандала. И скандал получился отменный.
Причем, вы на этом фоне выглядите довольно убого. Творцы, неожиданно для многих, показали гражданское мужество. Директор театра Борис Мездрич лишился должности, привилегий и еще много чего, но принципам своим не изменил. Кому-то эти принципы могут нравиться или не нравиться. Мне они не нравятся. Но очень нравится сам факт существования принципиальности в этом продажном мире. И по мне лучше уж пусть моим воспитанием занимаются такие люди, чем перекрасившиеся в патриотов-государственников выходцы из 90-х. Первых хоть есть за что уважать. Если не за принципы, так за принципиальность.
Конечно, глумление над верой недопустимо. И бороться с этим нужно. Как? Ответ-то ведь прост: наведите порядок среди своих сотрудников. Кто-то же поддержал выделение государственных денег на эту постановку? Были же эксперты, профильные специалисты? Может владельцам больших кожаных кресел стоит поменьше набирать в свои ведомства личную обслугу, что ходит за ними от кресла креслу, а найти хотя бы одного человека, способного внимательно прочесть пьесу на которую выделяются деньги? Тогда не придется поднимать шумиху, как вокруг «Тангейзера».
И еще. Кто создавал эту атмосферу вседозволенности в культуре? Кто столько лет финансировал скандальные постановки Серебрякова, кто финансировал премии группе «Война» за изображение гениталий на питерских мостах? Что ж вы думали, они ограничатся голыми пионерками? Или голые пионерки вполне вписываются в ваши нравственные принципы? А может думали что они до Церкви не доберутся? Ей-Богу, иногда кажется, что наши патриоты сами создают скандал, с единственной целью пропиарить собственный патриотизм.
Вопреки всему.
Но главное не это. Последнее слово все равно не за чиновниками, как бы ни пытались их озадачить нашим воспитанием некоторые культурные деятели. Последнее слово за самими этими деятелями. Они ведь патриоты и государственники. Во всяком случае таковыми себя позиционируют. Вот и создавайте, господа, шедевры, докажите что и без эпатажа можно обойтись в современном мире искусства. Не бегите к государству с криками "караул, бездуховность". Дайте нам духовное и качественное. А то ведь, сжав зубы, передергиваясь от каждой пошлости, но смотришь «Яйца судьбы». Потому что «Утомленные солнцем» смотреть невозможно.
А творцам никогда не доверяли. Ни Пушкину, ни Достоевскому, ни тем паче, Толстому. Куда больше доверяли какому-нибудь обер-полицмейстеру Кокошкину. «Пусть и взятки берет, зато как государя любит!».
Но воспитали нас все-же произведения этих творцов, а не циркуляры обер-полицмейстера Кокошкина. И судя по тем же статистическим данным от госпожи Ямпольской, воспитали они нас очень даже неплохо.