Оригинал взят у
vodolei_13 в
Дневник крестьянинаУзнать, что крестьяне в 19 веке могли выиграть суд у помещика, издавать книги и самолично подавать прошение царю оказалось для меня потрясением, сломавшим мою картину мира. В России нашего 2013 года это невозможно - прийти в парк, где гуляет Путин и подать ему прошение, так же как и выиграть суд у "помещика", да и книгу крестьянину издать вряд ли удастся...
-Бабушка, расскажи как вас помещики угнетали, - спросила как-то я.
Бабушка перестала месить тесто и посмотрела на меня, как на дурочку. Она не знала, чему нас учат на уроках истории - она закончила свои 4 класса церковно-приходской школы ещё до революции. А мне, слушая рассказы учительницы, до слёз было жалко своих дедушку и бабушку. Я представляла этакого мироеда-помещика, который заходит на крестьянский двор - и давай угнетать!.. а вот, как он это делал, я и намеревалась выяснить.
Однако, то, что я услышала вообще, не вписывалось в концепцию изучения истории в советской школе:
-Никто нас не угнетал. Хорошо мы жили, всё у нас было - ни в чём не нуждались. Кто не ленился - хорошо жил.
-Ну вас же революция освободила?
Бабушка, видимо, не понимала, откуда у меня такая "дурь" в голове:
-Революцию у нас одни лентяи поддержали... которые на печках лежали, не работали, а до чужого добра алочные были... и храм они порушили... мешал он им...
"Алочные" - именно так говорила бабушка - это значит "алчные", жадные.
Словом, тогда я ещё больше запуталась, а бабушка смекнула, что советскому ребёнку лишнего знать не надо, и замяла разговор. Но он навсегда врезался мне в память. Однако, как проверить, что было на самом деле? Где доказательства из первых уст? Считалось, что крестьяне - неграмотный тёмный люд, своих жизнеописаний не ведут, поэтому и правды "из первых уст" мы уже не услышим...
Тем более оглушительными для меня оказались факты, о которых рассказано в документальном фильме про найденный крестьянский дневник. Сам фильм - о крестьянине Ярославской губернии, чьи собственноручно написанные дневники приоткрывают нам настоящую живую историю деревенской жизни. Именно - из первых уст! Дневник этот начат в августе 1885 года крестьянином Вонифатием Ловковым.
Более всего меня потряс даже не факт выигранного у помещика судебного разбирательства, и даже не возможность личной подачи прошения царю, а то, что владение разорившегося помещика приобрёл крестьянин - односельчанин Вонифатия Ловкова!..
А вот многие факты об укладе российской деревенской жизни подтверждались и моими наблюдениями (уже в советское время, пока были живо дореволюционное поколение крестьян) - в частности, о недопустимости мата (за него при царе даже могли посадить на несколько суток), о взаимовыручке, о достаточной грамотности (в нашей деревне все старики в своё время учились в церковно-приходской школе, неграмотных не было), о деревенской общине и многом другом.
Это фотография В.Ловкова. Кстати, он и сам был заядлым фотолюбителем. Да-да, он был и кузнецом, и фотографом, и на гармошке играл, и переплётным делом владел, и переписку вёл по судебным делам...
Интересны записанные Вонифатием предсказания юродивой из монастыря, которые он сам тогда понять не мог, но мы-то уже знаем, о чём речь...
Найдите время, посмотрите фильм, очень рекомендую, хотя что-то может казаться спорным, но точно одно - потрясение гарантировано.
http://video.yandex.ru/users/ra-duga2012/view/63 Кстати, в одной из сельских библиотек в 20ти километрах от села Вонифатия Ивановича Ловкова,
хранится дневник крестьянина, где записи начинаются в 1901 году и заканчиваются в 1960-ом. А вот и книга Вонифатия Ловкова - о том, чем он всю жизнь занимался - о кузнечном деле, о ковке топоров.
В.Ловков. состав. "Руководство для ковки топоров" (Череповец, 1898).
Все ли крестьяне были такими же, как Вонифатий или это редкий уникум?
Конечно, не все - впрочем, как и во все времена - каждый человек выбирает свой путь: купить фотоаппарат или пропить деньги в кабаке. При этом, следует помнить, что Ловков - не самый зажиточный крестьянин в селе. Несомненно одно - крестьяне имели ВОЗМОЖНОСТЬ построить дом, жить достойно, развиваться, открыть "своё дело", защитить права в суде, расширять кругозор и даже иметь "хобби"- и не одно...
http://правь.рф/russkaja-civilizacija/22-vonifatiy-sem-let-kotorye-ne-potryasli-mir.htm Продолжение следует...
Начало
Вот моя деревня! Советские крестьяне Деревенский говорок Далёкие предки