Чукотка. Август 2014

Sep 01, 2014 14:38

В этом посте я расскажу о своей поездке на Чукотку, длительностью в три недели.
Я вела дневник, но решила, что в этом посте не будет хронологического описания каждого дня и всех событий. Будут факты, заметки, цитаты. Постараюсь передать свое настроение.
Пост будет обновляться и обрастать замечаниями и правками, т.к. невозможно сразу разобрать все свои фотки, а тем более пересмотреть фотки других участников похода.
В этом посте содержатся не только мои снимки. Где снимок не мой, добавлена подпись.

Фото (будут добавляться еще)
Фото ребят (взяла частично)
Мои фото
Инстаграмм (там и панты, и евражки, и часть телефонных снимков)

Посты руководителя похода

------
Нас было 9. В поход в итоге отправились 8. Каждый из участников нашего похода ехал сюда за чем-то своим. Кто-то давно мечтал, кто-то все объездил уже, кому-то любопытно. Я отправилась как обычно - случайно. Лучшая подруга скинула мне ссылку на пост организатора мероприятия со словами "это в твоем духе". И я решилась.
Это был мой первый серьезный поход.

Действующие лица
Женя Басов  - руководитель похода, организатор мероприятия, путешественник, житель Чукотки
Александр - предполагаемый участник похода, остался в Гудыме, через некоторое время дошел обратно до Анадыря; в походе основном не участвовал
Алина и Саша - сестры (или скажем "сестрицы" ;) , заядлые походницы, умные и интересные девушки)
Гаяна - жительница поселка Угольные Копи (рядом с г.Анадырь), первый серьезный поход, всегда с музыкой, песнями, очень несобранная :), всегда ждали только ее
Леша Д. - житель Анадыря, в прошлом танцор ансамбля народных танцев (чукотских, эскимоских и пр.), невероятно простое отношение к любой ситуации
Леша К. (или скажем "Алексий") - был на Камчатке, самый чистоплотный представитель группы, вставал раньше всех.
Юра - самый высокий и старший представитель группы; путешественник, вегетарианец; засыпал раньше всех и храпел :)

пес Локи

Часть 1. Анадырь
- 8 часов в воздухе, и мы на месте. У нас отобрали паспорта и спросили, почему приглашение распечатанное, а не оригинал. Да-да, сюда просто так не попадешь, погранзона знаете ли.
- До города нужно еще доплыть на корабле. По палубе ходит большой пузатый мужчина и с фразой "Ну-ка, ребятки, подвинулись" собирает деньги за проезд (100 рублей).
- Нас поселили в гостинице, хотя это в общем-то хостел. Но повезло: мы втроем в номере с девушками, с которыми я познакомилась еще в Москве. Душ и туалет на этаже, даже есть кухня.
- Я продолжаю ставить неверно ударение в названиях (правильно - АнАдырь).
- Мы чудом не отравились в местечке под названием "Энэр". Выбирать не из чего было, да и мало знали в округе. Я ждала, что котлета со мной заговорит.
- Город очень уютный. Нам сказали, что в Анадыре проживает 15 тыс. человек (во всей Чукотке 50 тыс.). Не заметили. Разноцветные пятиэтажки, милые клумбы, пустые улицы.
- Кафе "Пельмешка" больше всего удивило лично меня. Из кухни вышла большая дама советских времен (и накрашенная соответствующе), уставилась на нас и спросила "Что вы вообще тут делаете?". Да, такого приема мы не ожидали. Ничего не спросив, принесла еды. Страшно было, но не отравились.
- Однажды утром нам сказали, что ночью по городу ходил медведь.
- Вообще, покупка еды в первые дни сразу показала особенность мест. Нужно смотреть, не просрочено ли. Хотели купить фасоль в банке - оказалась просрочена. По словам Басова, в Билибинском районе частый диалог: - Год просрочки? Свежачок!

Красивые дома в Анадыре.

Около причала.

Памятник Рытхэу

В Анадыре свое Метро :)))

Полюбившиеся мне голубые остановки.

Яркие и уютные дома.
Особенно рассматривала растения. Они удивительные. То пушицы в болотных местах, то какие-то другие мохнатые растения.

Нерпа.

Часть 2. Попытка уплыть в запланированный поход
Мы планировали доплыть до поселка Беринговский и уже оттуда стартовать наш поход (от поселка до мыса Наварин - 100 км).
Но это Чукотка, и мы достаточно скоро поняли, что тут по плану не бывает. И будь ты хоть мажор с деньгами, фраза "Кому тут заплатить" не сработает.

Мы должны были отплыть на 2 день нашего прибытия (6 августа), но нас каждый день  огорчали. Первый день не уплыли - плохая погода (ветер 19 м/с, дождь, практически шторм, в море выходить опасно).
Нам рассказали традицию местную, что нужно махать женскими трусами и пить алкоголь для улучшения погоды. Взяв бутылочку брусничной настойки, мы на причале махали своими трусами втроем.

Мой день рождения. Утром - чудеснейшая погода. Но у нас. В Беринговском по-прежнему штормит. Не уплываем. Гуляли по городу, но внезапно позвонил Женя, попросил вернуться на квартиру (уже успели переехать). Пришли - а тут торт и книга Жени в подарок. Ну хоть познакомились нормально с ребятами.

Ходили на сопку Михаила недалеко от города, ели морошку и голубику. Вид сверху чудеснейший. Достаточно сильный ветер, но от этого только легче дышится.

Морошка.

Вид с сопки Михаила.

Часть 3. Поход
9 августа днем нам сообщили, что мы все же уплываем, но уже вечером было разочарование. Капитан корабля сообщил, что не уплывают, причины не сообщили нам. И вообще, ближайшая дата отплытия - 22 августа. Хаотичные переговоры и принятия решения, и вот, 9 вечера, а мы плывем на другую сторону. Заброска в Гудым (военный городок), ночевка там, а с утра двинемся в путешествие по Золотогорью. Полностью изменили планы. Расстроились, но пешком полностью путь до Наварина не осилить, тем более с потерянным временем.

На корабле.

Приехали в полуразрушенный дом, поужинали, познакомились, спали в одной комнате.
Утром ходили в портал (хранилище межконтинентальных баллистических ракет). Влажно и холодно. Поговаривали, что когда-то там ходили медведи.
После выдвинулись уже по маршруту. В Гудыме остался Саша.

Место ночевки в Гудыме. Автор фото - Басов.

У портала. Автор фото - Басов.

Макет местности.

Пушица.

Я ананас. Автор фото - Басов.

Уже в первый день похода я поняла, насколько я слабое звено. Странно затянутый на мне рюкзак (не понимала, насколько мне комфортно); новые ботинки (а я вообще не люблю высокую и плотную обувь); и вдобавок через час после выхода меня так пожрали комары, что я стала задыхаться. Не знаю, что было хуже - мой страх или что я помню последний такой приступ года два назад. Моя чертова аллергия, про себя я подумала "Капец. Все две недели так?!".

Топаем. Автор фото - Басов.

Помывка.

Ожидание ужина.

Сушимся.

Ботинки были мне тяжелы, рюкзак давил на плечи, шла я с трудом. В итоге стерла ногу, пошла в тапках. К месту первой ночевки я дошла в тапках на мокрые и грязные носки. Поставили палатку, развели костер. Но в голове был отчетливый вопрос, а смогу ли я дальше. Не ныла, виду старалась не подать.

Читаю характер по почерку. Автор фото - Басов.

Закат.

Утром я решила, что идти нужно все же в нормальной обуви. Перевязала натертости, одела неопренку, иначе завязала ботинки.
Шел дождь, мы пережидали и играли в карты, выдвинулись поздно.

Леша в плащ-палатке :) Автор фото - Басов.

Шлось легко, пока не начался дождь. Чувствовалось, как температура упала. Помню, как из-за дождя и тумана была очень плохая видимость, все мокрые, ветер в лицо, холодно, а мы идем по камням в гору. Благо некрутой подъем. В какой-то момент меня стало как-то выключать морально. Шла, но остановки через каждые секунд 10.

Местом ночевки в этот вечер был балок (фургон, небольшое жилище). Он был ржавый и протекающий, зато с печкой. У нас был плотный ужин и немного коньяка. То ли для того, чтобы согреться и не заболеть после такого перехода, то ли для поднятия духа. Хотя, впрочем, я ожидала все две недели такой погоды. Спали в балке впятером (еще собака и рюкзаки). В ту ночь спать можно было только на боку, а по обеим сторонам от моей головы были ноги девчонок. Тело затекало, переворачиваться было сложно.

Согревающий чай в балке. Автор фото - Басов.

Гусенички в ночевке. Сашу почти не видно. Автор фото - Басов.

Балок, в котором мы ночевали.

Утром погода явно была лучше. Отправились дальше. Уже скоро на пути попалось морошковое поле. Удивительная красота и вкуснота. Просто ложились и ели. Потом несколько километров кочкарной тундры и болот (но не самых плохих), и мы попали в поселок Быстрый (центр Золотогорья). Поселок Быстрый - заброшенный поселок, где раньше добывали золото. Из жилых помещений там оказался один балок и большая баня. А вообще - совершенно чУдное место, было ощущение практически пансионата.

Снежник.

Обломки упавших самолетов по дороге.

Самая приятная почва для хождения. Мелкие камни и ягель.

Привал. Автор фото - Басов.

Еще один привал. Автор фото - Юра на камеру Басова.

В поселке Быстрый несколько дневок (кажется, 3 дневки за все время похода), и два радиальных похода: один с возвращением в тот же день (30 км), другой с ночевкой и хождением на гору Прохорова.
В одной радиалке мы назвали гору "Пять озер".
У нас не было цели убиться, у нас был вполне себе понятный маршрут назад, который спокойно умещался в 3-4 дня, поэтому мы не торопились, отдыхали в поселке.

Наше время в поселке - наилучшие воспоминания. Мы спали все в большой комнате перед входом в парную. Ребята вынесли кровати, но все равно было весьма тесно спать. 8 человек все же. Зато было весело и шумно перед сном. То мы слышали, как ребята в парной кричали "Бей меня сильнее! Ух!" и прочие словечки, то были шушуканья и хохот на тему, кто храпит, кто говорит во сне и пр. Утром мы вытаскивали спальники на улицу - сушиться. Воду для еды и еду готовили на костре. Основной для кострища служила какая-то железно-чугунная круглая штуковина (точнее ее половина), а подставкой под котелки - решетчатая спинка кровати. Ребята ловили рыбу (вкусно очень), а мы с девчонками собирали ягоды и грибы. На одной сопке можно, как я думаю, двое суток лазить и есть голубику, и все равно не собрать всю, так ее было много. Еще мы ходили босиком по траве и ягелю, и ягель на удивление совсем не колется.
Мы часто слушали крики журавлей, которые практически всегда летали по двое.

Еда.

Вылазки на сопку.

Рыба в фольге!

Поселок.

Наша баня - место ночевок. Сушим спальники

Экспонаты вокруг.

Готовимся к обеду или ужину.

Ночевки в бане. Автор фото - Басов.

Переход рек.

Как-то ребята полазили по соседним заброшенным домам и нашли некоторые припасы. Какой же кайф, когда обнаружились 3 пакетика растворимого кофе. Кофе был очень хреновый на вкус, но тогда, взяв еще по сникерсу из ништяков на день, это было просто лучшим десертом и вообще подарком судьбы.

Еще мы мылись в ручье рядом (холодно, но терпимо на мой взгляд), ходили в баню, играли в перудо (игра из "Пираты Карибского моря"). Каждый вечер после ужина объевшиеся мы выходили к ручью вымыть посуду и почистить зубы и умыться. И как мы дрожали - вечером прохладно, и порой даже очень.

Временами я читала книги, слушала музыку, делала записи, стирала термуху и белье. На ночь с девчонками делали иногда друг другу массаж, наносили всякие крема (прям женский клуб), прокалывали мозоли и занимались другой малопривлекательной фигней :)

Массаж на ночь. Автор фото - Басов.

На пути.

У озера.

В радиалках Женя подстрелил утку (отдали Локи), из зайца и журавля Женя готовил шурпу.

Разделывание утки. Автор фото - Леша Д.

Женя и заяц. Автор фото - Леша Д.

Видели кречета. Он все летал кругами и кричал.

Кречет. Автор фото - Басов.

Путь наверх.

На горе Носорог Леша Д. учил нас танцевать чукотский танец "Полет чайки против ветра". Мы учили и танцевали его все вместе.

Почти на четвереньках ползу наверх. Автор фото - Леша Д.

Пять озер.

Счастье на вершине. Автор фото - Леша Д.

Назвали гору.

Паутина.

Групповые снимки. На камеру Басова.

Групповые снимки. Пес влез :) На камеру Басова.

Вид.

Находим артефакты.

Спуск. Нервы и хочется застрелиться.

Танец "Полет чайки против ветра"

Жук усач. Автор фото - Басов.

В пути. Автор фото - Басов.

Путь назад - по траверсу (по горам). Шлось первое время особенно легко. Мне иначе затянули рюкзак. Потом путь в гору - я как всегда медленно и тяжело. Ночевка в "седле" между горами - особенное удовольствие. Палатку поставить - тот еще квест, скорее с ней как с парапланом можно улететь. И еще особенно чудесно дежурным было - мотаться вниз найти воду (которая начинается на 250 м, не раньше), а еще потом котелки с водой наверх занести. А в остальном это тишина, холодный ветер и полная гармония.
Один из обедов у нас был также где-то наверху. Ребята увидели снежники, так что вода у нас была весьма своеобразного цвета (снег из снежника неидеально белый и чистый).

Обед.

Когда мы взобрались на гору Золотая, пошел дождь, из-за тумана и туч вообще не удалось увидеть другие вершины. Попробовали переждать. Сидели всемером в палатке на трех человек (где мы обычно ели вместе). Дождь закончился, а видимость не улучшилась. Спуск вниз был опасным. Отчасти из-за того, что камни влажные, с них соскальзываешь. Учитывая, что не все еще на месте держатся, даже большие валуны - то это вообще ужас. А большая часть мест - сыпуны. И хорошо, если по ним можно сойти вниз (главное не бояться и шагать, засовывая пятку в сыпящиеся камни). Но нам же не просто спуститься. Нам надо было как бы обойти и выйти в одной из распадин. Спускались еще по снежнику. По ощущениям - прям горные лыжи, только не так весело если что падать с рюкзаком - очень скользко. В итоге выяснилось, что попали не туда. Гора Заоблачная осталась за облаками, видимость на нее отсутствует, все затянуто. Решили двигаться по хребтам к ручьям до остановки на ночлег (без воды невозможно сделать ужин). В тот вечер снова был коньяк, а в завершении Леша К. достал две банки вареной сгущенки. Такого ажиотажа за весь поход не было! Какой же это был прекрасный момент. 2 банки на 8 человек - очень даже много. Леша еще доедал небольшие остатки как самый голодный участник похода :)

Одну гору по пути назад мы назвали "Два сникерса".

На горе "Два сникерса". Мерзнем. Автор фото - Басов.

Виды.

Сыпучие горы.

Получение воды.

Поглощение сгущенки. Автор фото - Басов.

Обленились снимать рюкзаки. Набег на морошку. Автор фото - Басов.

Гусеница.

Шикша.

По пути домой. Автор фото - Басов.

Виды. Автор фото - Басов.

В предпоследний день похода я подвернула ногу. Километра 3 я шагала весьма бодро, пока от боли уже не начали появляться звездочки в глазах. Поэтому на последний день я пошла не по горам, а в обход через Гудым снова. Т.к. мы пришли раньше, то лежали часа полтора на травке, загорали под солнышком.

Часть 4. Снова Анадырь
22 августа мы прибыли в поселок Угольные Копи, где у нас был небольшой сабантуйчик. Три момента величайшего кайфа - душ, стакан пива залпом и по шоколадке на каждого, съели почти махом. Спали в спальниках.

Дошли :) На камеру Басова.

В Анадыре мы снова оказались на квартире, и начался жор. Ели много, часто. Какое-то безумие.
В день отлета в Москву местное телевидение снимало про нас ролик. Давали интервью.

Ролик про нас

Просто факты
- Я спала в спальнике с момента переселения в квартиру в Анадыре и до отлета в Москву.

- К третьему дню похода я уже точно знала, как обмотать ногу ленточным скотчем, чтобы не сдвинулся лечащий пластырь.

- Максимум в день мы прошли 30 км.

- Всего пройдено 200 км.

- Питание.
Завтрак: каша (овсяная в основном) на сухом молоке, с изюмом и черносливом. Сухарик и чай.
Обед: роллтон лапша (или картошка роллтон), колбаса, сыр, галеты, чай.
Ужин: сублиматы. Чай.
Добавки: ништяки участников похода (сладкое), пойманная рыба, собранные ягоды.
Паек на каждый день: сушки, изюм, сникерс, конфеты (карамельки).

К концу похода мечты о шоколаде, хорошем сыре и еще куче всего прям преследовали.

- Вначале у меня были черные непромокаемые штаны, но они и плохо продувались, в них было неудобно и жарко. Я переоделась в светлые походные штаны. И к концу поездки по штанам можно было гадать как на кофейной гуще - задница в голубике и земле (садилась ела ягоды), штанины в земле и траве (пофигу было и не искала сидушку) и т.д.

- Самая жопа - это кочкарная тундра. Это кочки неравномерные по ширине и расположению вперемешку с болотами. Идешь и материшься.

- Особенно понравилась идея распределения еды для дежурных. Все уже было расфасовано. Каждую пачку еды легко было опознать и понять, что это - завтрак или обед, на ужин были сублиматы (пакеты, в которые заливаешь кипяток).

- Опробованные ягоды: голубика (ооооочень много), морошка, княженика, шикша.

- Еще ела: дикий лук, хариус, мальма.

- Сувениры (купленные, найденные и подарки): пеликен, зуб моржа, книги Рытхэу и о Чукотке, повязка традиционная на голову вроде такой, куртка с прошлого слета, панты.

- На Чукотке у меня были самые глубокие и хорошие сны, спала много.

- Из названий (увиденное): река Раскокурка, ручей Татьяны, Сборная гора, река Колби...

Экипировка и вообще вещи
Спасибо моей дорогой Ирине Соколовой (Рысь), она с мужем как заботливая сестра дала наиболее важные для похода вещи, а также помогала советами и инструктировала.
Также спасибо Артему Камшилину за подробнейшее письмо и консультации.

Итак, основные вещи:
Рюкзак RedFox (Рысь) - на середине похода от левой затяжки отвалилась пластмасска
Спальник Marmot (Рысь)
Трекинговые палки (Рысь) - утеряны где-то в болотах наконечники
КЛМН (кружка ложка миска нож) (Рысь) - особенно спасибо за обкленную пенкой миску
Шапка, перчатки флисовые (Рысь)
Термуха, ботинки, куртка, перчатки строительные и т.п. - куплено самостоятельно
Фонарик налобный (Рысь)
Фотоаппарат, карты памяти, аккумуляторы, телефон, плеер, электронная книга, крем для рук и лица, салфетки
.....

Приобретения
- Опыт походов
- Опыт складывания спальника за секунд 15
- Опыт заматывания ног от дальнейшего натирания
- Помывка в условиях, когда вода достает до щиколотки
- Кайф после бани
- Радость от еще более простых вещей вроде умыться или выпить воды из ручья (как же вкусно)

Маршрут

Итоги
Даже если писать посты за каждый день, сложно будет описать всю гамму ощущений и событий, которые произошли.
Я нашла ответы на свои вопросы, сделала много важных для себя выводов.
Для меня неожиданным образом открылись некоторые факты: доверие, собранность, командный дух, пофигизм на условия-насекомых, радости, простая жизнь.
Я точно хочу вернуться и побывать в других районах, особенно зимой.
Теперь здесь, в Москве, особенно не хватает тишины по утрам, чистой и вкусной воды, одиночества.
Я продолжаю варить кашу, как мы делали в походах. Сникерсы в магазине напоминают мне о ежедневных пайках.
Да, с погодой нам удивительно повезло, могли мерзнуть и мокнуть все две недели похода.
Все же на севере своя романтика.