Вспомнилась австрийская история семилетней давности
Nov 03, 2012 02:35
Учитывая, что в ближайшее время реагирование на чрезвычайные ситуации снова станет моей профессией, я вдруг вспомнил, как семь лет назад, будучи в Австрии, стал свидетелем крупнейшего за триста лет наводнения. Теперь я счастлив, что попал в Тироль ровно в этот момент. Эта история дала мне очень много для понимания организации действий при ЧС в цивилизованной стране. Чуть позднее я опубликовал на Е1 серию постов на эту тему, которые и переношу сюда.
[Далее много текста и фоток]Известно, что, когда нам пеняют на то, что мы ни хрена не умеем работать при чрезвычайных ситуациях, мы обычно огрызаемся, что, мол, не только у нас бывают всякие природные катастрофы. Вон Калифорния горит, Нью-Орлеан к едрене фене затопило, и, мол, мы не первые, мы не последние. Работаем, как умеем и не хуже других. Правда, при этом умалчиваются две вещи: что сделали с начальником FEMA после Нового Орлеана, и как на самом деле организована "у них" система помощи гражданам при чрезвычайной ситуации. Лично мне не довелось видеть работу американской FEMA, но с тем, как австрияки борются с бедствием, познакомился на собственной шкуре. Правда, там был не пожар, а сильнейший за 300 лет потоп. Точнее, неизвестно, за 300 ли. Просто изучение уровня горных рек там ведется 300 лет - с 1701 года. Так вот за последние 300 лет точно ничего подобного не было.
Итак, дано: Австрия, земля Тироль, долина Иннталь, симпатичный альпийский городок Ландек, 8 тысяч населения, центр одноименного района. В район также входит знаменитый горнолыжный курорт Ишгль, главный конкурент Куршевеля и Аспена. Рядом - Италия, Германия и Швейцария. От центра земли Тироль - Инсбрука, 80 км по автобану или 35 минут на поезде.
Ландек расположен в месте слияния двух бурных, но мелких горных речушек - Инн и Санна.
Промышленность - химзавод Донау, где делают карбид и нечто вроде завода точной механики, где строят пятикоординатные станки для EASA, NASA и других солидных организаций. Весьма развит туризм, каждое третье здание в городе - отель. Четверть жителей - фермеры, возделывающие поля вокруг города. В городе имеется больница с лучшим в Австрии травматологическим отделением, пожарная часть, полицейский участок и отделение жандармов. В городе и вокруг куча достопримечательностей, расстояние до которых принято указывать в минутах ходьбы:
То лето в Тироле было самым дождливым за всю историю наблюдений:
Сирена гражданской обороны завыла в 2:45 ночи. Она прогудела трижды, что означало: тревога не учебная, сбор пожарных, сбор добровольных пожарных.
Народ оделся и бросился к двум пожарным депо - городских пожарных и добровольных. В это время у мостов уже сияли мигалки полицейских машин - мосты были перекрыты. Ничего чрезвычайного, кроме людей на улицах и объявлений "Ахтунг, ахтунг, траляля, траляля" не происходило. И тут... погасло уличное освещение, раздался грохот, по руслу реки Инн пронесся вал воды, снося деревья и расположенные у реки столбы. Полицейских у мостов повалило с ног, но, к счастью, не смыло. Оказалось, что тревога в городе была объявлена в момент, когда высоко в горах рвануло плотину, которая сдерживала дождевые потоки. И вот вал воды дошёл до города. К этому моменту в угрожаемой зоне у реки в домах не осталось ни одного человека. Всех до прихода волны успели поднять и эвакуировать. Занимались этим городские пожарные. После прохода волны Инн и Санна превратились в бурные потоки мутной воды.
Утром это выглядело так:
Временами по Инну проплывали автомобили Хюндай. Выше по течению смыло автомагазин.
Ездить на велосипедах стало трудно:
Жандармы перекрыли опасные места:
Выберите другое место для прогулки, герр!
Тирольскую гидроэлектростанцию стали обкладывать мешками с песком:
Мосты перекрыли из-за угрозы обрушения:
Полностью перекрыли движение по автобану, соединяющему Германию, Италию и Швейцарию:
Корты стали бассейнами:
Этот магазин потом смыло:
Но серьезнее всего пострадал химзавод Донау - волна частично снесла его очистные сооружения.
Место слияния Инна и Санны превратилось в водоворот:
К счастью, вблизи реки находилась та часть очистных сооружений, в которой находилась уже очищенная вода, так что экология не пострадала. Однако завод был немедленно остановлен.
На другом берегу для наблюдения за состоянием завода поставили пожарного:
Но вернемся к началу истории. Немедленно после того, как провыла сирена, добровольные и городские пожарные, свободные от дежурства, собрались у своих депо. Туда же подошли все работоспособные жители, ставшие добровольными спасателями. Из них сколотили бригады, которые обкладывали мешками с песком угрожаемые строения, а также назначили часовых на перекрытых мостах. Ибо жандармы и полицейские были нужны в других местах. На фото пожарный инструктирует симпатичную девушку Кристин на предмет того, что, если кто поедет, ему надо говорить сначала Хальт и Цурюк, а потом Данке шён за понимание.
Городские пожарные рассредоточились по городу:
Пожарные автонасосы откачивали воду из подвалов. В первую очередь жилых домов, во-вторую - магазинов:
Тут надо пояснить, чем добровольная пожарная охрана отличается от городской. Дело в том, что содержать большую профессиональную пожарную дружину муниципалитету дорого. Поэтому в городе есть прекрасно оснащённая небольшая пожарная часть, которая способна потушить, скажем, один-два дома. Но, если загорание серьёзное, то городская сирена воет дважды и на помощь профессионалам приходят отлично подготовленные добровольцы, которые в обычное время работают на своих обычных рабочих местах - рабочими, официантами, водителями и т.п.
Это вот городские пожарные Ландека:
А это едут добровольные пожарные городка Гринс:
А это машина добровольных пожарных деревни Тобадиль:
Быть добровольным пожарным круто и почетно, хоть за это и не платят ни фига. Профессиональным пожарным быть ещё круче - конкурс до 40 человек на место.
В момент прорыва дамбы погибло 12 человек. Несколько тысяч оказались отрезанными в горных селах и городах. Курорт Ишгль с 15 тысячами туристов также оказался в блокаде. С едой проблем не было - в городе два супермаркета с приличными запасами. Проблема оказалась с водой, но воду моментально доставили военными вертолётами. Содержателям отелей в Ишгле власти и страховые компании сообщили, что, если у них есть гости, у которых заканчивается срок проживания, оплату их пребывания и питания до деблокирования города следует отнести на счёт ущерба от наводнения. Канцлер Австрии объявил, что на ликвидацию последствий катастрофы правительством "открыт неограниченный кредит". Туристов, которые пожелали немедленно покинуть Ишгль и другие курорты Тироля, вывозили военными вертолетами в аэропорт Кранебиттен, откуда они улетали на родину. Часть туристов предложила свою помощь в ликвидации последствий и эта помощь была с благодарностью принята.
В полдень выглянуло солнышко и прекратился дождь. Тут же начались две операции - спасательная и восстановительная. Спасательную операцию взяли на себя военные и профессиональные пожарные, а восстановительную - добровольные пожарные и гражданские компании.
Итак, что же увидели горожане, когда выглянуло солнце? Сначала то, что дороги к горным районам просто перестали существовать. Вот тут вместо реки была дорога:
Вместо смытого участка дороги насыпают временный:
Водитель тягача, прицеп которого остался блокированным на смытой дороге, к сожалению, погиб. Его тело нашли значительно ниже по течению.
Поскольку ездить по временной насыпи ещё нельзя, все грузы подвозили к обрыву дороги и переносили на руках к машинам, стоящим на той стороне. Мне пришлось носить связки лопат и другого инструмента, а вот на этом фото добровольный пожарный тащит обогреватель для просушки подвалов:
А потом началось самое интересное - вертолётная операция по доставке в горные районы всего необходимого для спасения и восстановления.
Уезжая в Австрию, я жалел, что пропущу авиашоу в честь дня Гражданского Воздушного Флота. Судьба компенсировала мне эту потерю с лихвой.
В городке Ландек есть воинская часть. У этой воинской части, понятно, есть плац и футбольное поле. Плац стал площадкой для загрузки легких Ирокезов:
А на футбольном поле разместились тяжёлые Сикорские:
Ирокезы везли в горы на подвесках спасательное оборудование, а Сикорские - туда продукты, обратно - эвакуированных.
Минутная готовность к запуску, ждут приказа:
Что вытворяли Ирокезы над плацем - ни в сказке сказать, ни пером описать. У нас бы это объявили воздушным хулиганством и анально покарали бы участников мероприятия.
Вертолеты висели в очереди над плацем. Пожарные выкатывали на тележке в центр плаца собранную подвеску, вертолет снижался, не касаясь земли, и ему цепляли подвеску, с которой он благополучно улетал. Через 15 минут вертолет возвращался за новой подвеской.
Тем временем гражданские вертолеты тоже без дела не сидели. Куда удобнее всего подвозить стройматериалы для отправки в горы? Правильно, на стоянку супермаркета. Тем более, что у супермаркета всё одно подвал залило, и он был закрыт. Так что стоянка временно стала вертодромом:
Пилот ждёт военный заправщик. Он, подлец, опоздал аж на 4 минуты. Был скандал.
Вертолет тащит электрический столб:
Вот что меня поразило во всей этой ситуации - так это то, что все действовали, как будто всю жизнь только этим и занимаются - борьбой с самым сильным за 300 лет наводнением. Вообще никакой суеты. Все спокойные, как дохлые мамонты. И все непрерывно работают. Абсолютно все. Но вернёмся к наводнению. Вертолёты на стоянке стали размножаться. На помощь Беллу прилетел Еврокоптер.
Человек в форме авиатехника поймал работника гидроэлектростанции, мол, сейчас будем подвеску вешать, ты давай помогай.
И точно - прилетел вдруг волшебник в голубом вертолете, на площадке внезапно организовалась куча груза, её запихали в сетку и стали подвешивать:
Дело немножко не ладится - не могут зацепить все края сетки, уже много народу набежало:
И тут тот, что в каске, поворачивается ко мне и кричит что-то на тему, что не хрен тут зенками лупать, арбайт махт фрай и давай иди сюда шнелле, а то не видишь, ни фига не зацепить сетку! Вертолет, мол, ждёт, вертолетчик ругаиццо!
Пришлось закинуть фотик за спину и бежать помогать. Получилась красивая аккуратная сеточка:
И вертолёт упер ее в горы.
А тут и Белл решил показать класс - ухватил на подвеску мобильную электростанцию и поволок:
Мы с вами привыкли, что товары и продукты для пострадавших от катастроф хранятся на жутко важных складах Росрезерва и МЧС, и при нужде их везут спецуальными самолётами к месту бедствия и там разворо... ээээ... раздают бедным пострадавшим. В Австрии ничего не понимают в том, как надо воровать. У них всё тупо и примитивно. На этом фото вы видите два фургона. Один - из магазина Гриссманн - это у них там главный конкурент "Метро". Тоже оптовый магазин. Второй - мясопродуктовой фирмы А1. Их разгружают. Расчёт за товар происходил просто - у ворот воинской части стояла тётя из мэрии, водители отдавали ей накладную, а та выписывала им банковский чек. Вот и всё. Интересно, что товар никто не считал. Я спросил, мол, а если обманут? А мне сказали: "Ты с ума сошёл! Их же за это бы все сразу стали презирать!"
С мэром Ландека приключилась забавная история. В момент развития катастрофы он был в отпуске в Италии. Примерно в 100 километрах от дома. Так бы сел в машинку да через два часа был на месте, но... автобан перекрыт, горные дороги смыты. Как добираться? Мэр мчится в Милан, бросает там свою машину, вылетает самолетом в Вену. Оттуда самолетом в Инсбрук, благо аэропорт отлично оборудован и по погоде закрывается редко. И уже в Инсбрукском аэропорту его подобрал военный вертолет и привез домой:
А потом было ещё смешнее: вода в реках спала на третью ночь с момента прорыва дамбы. В три часа ночи ко мне и симпатичной девушке Кристин (мы стояли на мосту, чтобы говорить всем "хальт" и "цурюк" подошёл лысый мужик с женщиной и бутылкой шнапса. Сказал Кристин, мол, всё, сваливайте, ребята, домой, отдыхайте, посты снимаются, угрозы обрушения нет. Плеснул мне в одноразовый стаканчик шнапсу, дал закусить кусочком "шпека" и пошёл к следующему мосту. Я спросил у Кристин:
- А это кто?
- Это? Это Бертль.
- Ага, ферштейн... Бертль так Бертль.
И только через пару дней, взяв в руки туристическую карту города, я увидел знакомую лысую голову под надписью: "Энгельберт Стенико, мэр района Ландек".
Всеми работами при ЧС руководит брандмейстер района, который возглавляет штаб. В штаб также входят руководители привлеченных к восстановлению строительных фирм, поставщиков оборудования, вертолетчиков и так далее. По крайней мере, на трансформаторной будке у импровизированной вертолетной площадки уже в два часа дня висело расписание полётов вертолётов. Было написано кто летит, куда и с каким грузом. Рядом с некоторыми рейсами было от руки приписано: "Плюс почта". И чья-то подпись.
Кстати, интересно взаимодействие пожарных служб разных стран. Увидев первый раз пожарную машину с швейцарскими номерами, я поинтересовался, не заблудилась ли она. Оказалось, что для того, чтобы привлечь к работе в Тироле швейцарцев, не нужны никакие согласования. У диспетчера пожарной станции в Ландеке - прямая связь со швейцарским диспетчером, и он имеет право по своему усмотрению вызывать помощь от соседей. Притом есть места в Австрии, в которые по умолчанию едут швейцарские пожарные. И есть в Швейцарии долина Самнаун, которую обслуживают австрийские экстренные службы.
Кстати, как только открыли автобан, из Германии пришла большая колонна пожарных машин откачивать воду. Поскольку, в отличие от швейцарцев, немцы местность знали плохо, а их колонна растянулась и частично оторвалась от сопровождения, на перекрестках поставили местных жителей в оранжевых жилетах и они пальцем показывали немцам, куда поворачивать. Кстати, вот эта горная гидроэлектростанция, на которой погиб человек, которую полностью залило водой и завалило поваленными деревьями, была восстановлена через 4 дня. На пятый день дала ток:
Ну и к смешным деталям. Рядом со мной у края плаца стоял пожилой бюргер с фотоаппаратом-мыльницей. Он был в отчаянии - его широкоугольный фикс не мог снять крупно вертолёты. А подойти ближе не давала дисциплинен - он боялся нарушить орднунг! Тогда он обратился к проходившему мимо офицеру и сказал: "Сынок, камера-то у меня совсем плоха! Ты возьми, сфотографируй мне вертолеты! А то когда такое шоу ещё будет?" И офицер... взял фотоаппарат и пошёл фотографировать вертолеты!
Сфотографировал и принес аппарат обратно.
А ещё смотрел я на пожарных, которые с потрясающей ловкостью цепляли подвески к вертолетам и думал: это кто ж пожарных такому научил? А оказалось, это специальная воздушная команда пожарных - флюгайнзац.
Тироль вообще и район Ландек в частности населены преимущественно фермерами и бюргерами. Так вот жизнь бюргеров вернулась к норме через 4 суток после катастрофы. Они снова надели шляпы и короткие штанишки с помочами, стали пить шнапс и петь веселые песни. С йодлями.
И пофиг им на стихию!
Речки Инн и Санна снова стали бурными, но мелкими.
А идея с добровольными пожарными дружинами оказалась настолько полезной, что их основателю в Инсбруке стоит памятник.
В Австрии людям не мешают, а помогают самоорганизовываться и устраивать свою жизнь правильно. А почему так происходит? А потому, что мэр, при котором случится облом каких-нибудь служб, после следующих выборов покинет пост. А то и раньше. Потому что канцлер, который не окажет реально эффективную помощь пострадавшим и не прокредитует вовремя восстановление, канцлером больше не будет. За его партию просто не проголосуют. Оппозиция обязательно использует огрех канцлера в своей пропаганде. Притом госбюджет давал деньги пострадавшим на время. Потом страховые компании всё вернули. Кроме того, что пошло на восстановление некоторых бундесдорог.
Вот и стараются тамошние руководители так строить свою деятельность, чтобы даже при тяжёлой катастрофе выпутаться из неё как можно легче и быстрее. Чтобы место своё сохранить.