После того, как мы погуляли по Центральной базе Авиалесоохраны, накатались на почти настоящих вертолётах, нас снова собрали в уютном конференц-зале, напоили чаем и спросили: как, по нашему мнению, стоит вести профилактику лесных пожаров?
Уже ясно, что о существовании ФБУ "Авиалесоохрана" известно только тем, кто там работает, и тем, кто с ними контактирует. Широкая общественность о них ничего не знает. Именно поэтому их пресс-служба решила привлечь блогеров для освещения их деятельности.
На нас возложена очень важная миссия. Мы должны привлечь внимание к работе лесных пожарных, информировать наших читателей о сути этой работы, о тех задачах, которые они - пожарные, диспетчеры и наблюдатели - выполняют.
И конкретная проблема. Профилактика лесных пожаров. Что мы думаем по этому поводу?
Высказывали разные предложения. Очень разные, я думаю, каждый об этом напишет в своём отчёте. Например, предложили не запрещать разведение костров в лесах, а оборудовать побольше пикниковых площадок в лесах и лесопарках. Всё равно люди едут в лес на шашлыки - так давайте сделаем так, чтобы разведение костров было безопасным.
Я отчасти согласна. Но я начну не с этого. Не с профилактики.
Лично я (и вместе со мной все сотрудники Авиалесоохраны) считаю, что им должны вернуть полномочия, отобранные десять лет назад. Это подразделение было создано специально для охраны лесов, занималось именно этим, подготавливало (и подготавливает до сих пор) уникальных специалистов-пожарных. Задача охраны леса от человека и его неразумных действий, конкретно тушения лесных пожаров лежала на этих людях. До 2007 года. Именно в этом году было принято решение перевести борьбу с лесными пожарами с федерального уровня на региональный.
Если объяснять элементарно, то раньше Авиалесоохрана сама отслеживала пожары, сама принимала решение об их ликвидации, сама высылала отряды. Теперь всё иначе. Диспетчерская отслеживает очаги, информирует региональные лесничества, а там уже они сами думают, что делать. Либо они справляются сами, либо... А вот тут важное замечание. Поскольку Авиалесоохрана не имеет приоритета в борьбе с пожарами, техника ей как бы тоже не нужна. В итоге большинство подразделений лишилось своего авиапарка. Собственные машины есть только в двух: Алтайском и Амурском. Остальные вынуждены арендовать технику, да ещё и объявлять конкурс: кто дешевле отвезёт на пожар. Это всё занимает время. Драгоценное время. Региональные службы могут справиться с простым пожаром, но для ликвидации сложного, большой площади у них нет специалистов. Специалисты есть вы уже поняли, где, но их ещё нужно доставить на место, а это непросто без своей техники... В общем, совершенно идиотская история, я никак не могу понять, как это в принципе возможно.
Самое главное, что сейчас нужно сделать: вернуть Авиалесоохране их изначальные функции. Пусть тушением пожаров занимаются те, кто делал это с момента основания, восемьдесят шесть лет. Самостоятельно.
По поводу пропаганды я сказала вот что: общественное сознание. Всё Подмосковье увешано плакатами "Берегите лес". Все прекрасно знают, что нельзя разводить костры абы где, все знают, что нужно сделать с костром, когда выходишь из леса. Но мало кто реально об этом заботится. Отдыхающие просто уезжают, и им нет дела, что случится потом. Их же там уже нет! Они не пострадают от лесного пожара, который разгорится от их костра, они будут в этот момент сидеть дома и наблюдать весь ужас по телевизору. Да ещё и приговаривать: вот, дескать, лесники плохие, вовремя не потушили, ай-яй-яй.
Приведу несколько личных примеров. Водится за мной один грешок (сама признаюсь, а подельников не сдам!) - во времена моей молодости мы не раз разводили костры в Лосинке. Чтоб вы понимали, за костёр в Лосинке можно получить таких люлей, что мало не покажется. Но мы, взяв на себя риск, при этом делали всё, чтобы от нашего костра следов не осталось. Мы каждый раз заливали костёр водой (у велосипедистов всегда есть вода в гидраторе, а если у нас посиделки с пивом, то каждый при этом превращается в своеобразный огнетушитель), засыпали землёй и прелыми листьями. Только убедившись, что всё потухло, мы уезжали домой.
Нас ни разу не поймали - минус в карму Лосиноостровскому лесничеству. Как вообще это отслеживать? Наблюдения с вертолёта? Патрули? Что, в конце концов, делать с нарушителями, которые могут просто запрыгнуть на велики, и по азимуту через дебри, даже не успеешь разглядеть?
Сейчас мы уже так не делаем. Дядька Викс придумал штуку: металлическая тренога, на ней консервная банка с отверстиями, в которой горит свёрнутая в колбаску и пропитанная парафином туалетная бумага. Тепло, светло, красиво. Подошёл как-то патруль, спросили: что это у вас? Это у нас свечка, был ответ. Полицейские внимательно посмотрели: действительно, по сути, свечка, пожелали приятного отдыха и ушли.
Это мы. У нас, что называется, в прошивке: запалили огонь - сделали так, чтобы от него никто не пострадал. Мусор также собираем в пакеты и увозим. Всегда.
Подростком я тусила на даче под Шатурой, так наша гоп-компания чуть ли не морды била тем, кто окурки на землю бросал. Нельзя! Загорится! Тушили об подошву или носили с собой портативные пепельницы.
Потому что наши папы и дедушки ходили копать траншеи в лесу, чтобы огонь не добрался к жилью. Мы видели это. Мы знаем, как это.
Большинство тех, кто разводит косты в лесу и не гасит их по правилам, кто кидает в лесу тлеющие окурки, никогда реальный огонь не видели. Они уехали - а там хоть потоп. Или пожар.
Не надо объяснять правила пожарной безопасности тем, кто тушил огонь. Тем, кто его видел. Не надо объяснять эти правила друзьям и родным студентки нашего филфака Даши Полозовой, которая погибла на пожаре, провалившись в горящую торфяную полость.
Как объяснить?
Плакаты - хорошо, но они не дают нужный эмоциональный отклик. РЖД крутит в поездах МЦК ролики. Не знаю, насколько они эффективны, но это всё равно гораздо нагляднее плакатов. Видеоряд в любом случае вызывает больше эмоций, кто-то даже может проассоциировать себя с героями. Сотрудники Авиалесоохраны как-то получили доступ на телевидение, они смогли бесплатно показать социальную рекламу, посвящённую охране леса (может быть, вы даже видели эти ролики), но это была разовая акция. Чтобы постоянно крутить рекламу, нужны деньги, а их нет.
Впрочем, они и не нужны. Друзья, к вашим услугам интернет и блогосфера! Это могут быть вирусные ролики на тему работы пожарных. Они должны быть яркими, интересными, цепляющими. На пожарах работают фотографы и видеооператоры, наверняка у них есть классные кадры. Какие эмоции может вызвать сильный мужчина, выносящий из огня маленького ёжика! Конечно, нам рассказали, что животные в области возгорания уже не встречаются - оперативно свалили, но если вдруг такое получится снять, это будет мощно. Это только пример.
Или флэшмоб наподобие "я не боюсь сказать". "Мой пожар", к примеру. Пусть пользователи интернета расскажут, какой они видели пожар в лесу, как помогали с ним бороться, или как это делали их родственники и друзья. Важны реальные впечатления реальных людей, их опыт.
Я знаю, что наши посты будут читать представители пресс-службы (большой им привет). И я надеюсь, что мои мысли и идеи будут полезны.
Я люблю лес, берегу его по мере сил, и призываю всех остальных беречь его.
На этом сериал окончен. Мне было очень интересно. Это было потрясающее знакомство. А в марте нам обещают второй сезон - когда начнутся тренировки парашютистов и десантников. Если меня пригласят, я буду очень рада.
А пока можете написать свои впечатления, задать вопросы.
Все предыдущие серии:
-
Бывает ли депрессия у лётчиков-наблюдателей?-
Ох рано встаёт Авиалесоохрана: работа диспетчерской.-
Как трудятся пожарные лётчики, десантники и парашютисты.-
Мы летали на МИ-8! Понравилось? Делитесь с друзьями! А также заходите на
сайт Авиалесоохраны (новость про наш визит они
уже выложили), скачивайте приложение "Берегите лес!", и читайте другие посты по теме в сообществе
mosblog. До встречи!