Меня всегда удивляло, как разные люди в одном и том же тексте могут видеть совершенно разные смыслы.
Один пример такого разнообразного восприятия мы имели удовольствие наблюдать совсем недавно, а вот ещё один, который я нашла ещё раньше, но написать руки дошли только сейчас. В сообществе "Малыши" (это сообщество для родителей дошкольников, если кто не знает) обсуждали статью психологини Людмилы Петрановской о том, что современное образование в своём нынешнем виде устарело. Не новая идея, но у Людмилы очень хорошо и дотошненько всё расписано.
Вот статья и обсуждение. Для тех, кому лень эту простыню читать, коротенько перескажу, ну и сразу прокомментирую кое-что.
Во-первых, пишет Людмила, школьное образование не учитывает тот факт, что современный мир меняется с огромной скоростью, и то, чему ребёнка научили в школе, может быть уже неактуально, когда он эту школу закончит. Раньше было всё очень просто, прогресс полз медленно, и все были уверены, что сейчас есть бухгалтеры, через пять лет будут бухгалтеры, и через двадцать будут они же. Сейчас всё иначе. По расчётам специалистов около пятнадцати процентов нынешних профессий через десять лет исчезнут. Или какие-то навыки могут стать неактуальными - например, водить машину уже будет не нужно, все будут ездить на беспилотниках. Например. И система образования должна это учитывать.
Мне не очень понятно, каким образом, но это действительно очень серьёзный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов.
Во-вторых, наша обязательность высшего образования сразу после школы - тоже устаревающая тенденция. В Европе мало кто идёт в высшие учебные заведения - это или умные, или богатые. Остальные ребята идут работать, пробуют разные профессии, потом идут в бакалавриат, потом вообще могут пойти учиться чему-то другому. И это не проблема. У нас же до сих пор считается, что жизнь кончена, если школьник тут же не стал студентом вуза. Колледжи и профтехучилища - для дураков и неудачников. Если вовсе не захотел поступать, а пошёл куда-то работать - всё, ты абсолютный лузер, ты сдохнешь в канаве! Это не так, и так не должно быть.
Я сама поступила в универ через два года после школы: училась на курсах, подтягивала свой рисовательный уровень, параллельно работала. И ничего страшного со мной не произошло. Я не спилась, не сторчалась и не сдохла в подворотне. Да, мальчиков могут в армию забрать... Но это тоже большая проблема - такой уровень армейской службы, куда тупо страшно идти. Вообще один пропущенный год - не вопрос. Человек может поработать, потом куда-то поступить, может даже получать образование дистанционно. Сейчас для этого огромное количество возможностей, а мы упёрлись в схему "школа-вуз-работа".
Вот у Мишки нашего так и вышло. Поступил в универ, надоело, отчислился, сходил в армию, вернулся, пошёл работать, подумал: надо доучиться, восстановился, закончил универ. Работает уже по специальности. Как-то так.
Родители очень давят на своих детей, не позволяя им ошибаться. То есть профессию нужно выбирать сразу и на всю жизнь, а кто говорит, что ой нет, я тут поняла, что это не то, чем я хотела бы заниматься - просто дура полная. Вот ещё чего: специальность менять! Нет уж, поступаешь - учись! Нечего скакать! То есть человек в семнадцать лет должен просчитать свою жизнь на годы вперёд. Да не бывает так! Всё равно люди меняются, большинство меняют профессию годам к тридцати - не то. Кто-то вообще работает на разных работах и пробует разное. Ищет себя. И это нормально, а у нас это подаётся как легкомысленность и неосмотрительность. Ну нет. Это не так. Нужно дать людям право пробовать разное.
И дальше Людмила пишет о ценностях, которые давно устарели, но родители продолжают ими пичкать своих детей. Иметь одну профессию на всю жизнь, как я уже выше писала. Копить деньги - когда всё очень быстро меняется, это не имеет смысла. Копить знания - разбираться во всём не нужно, и всё знать тоже не нужно. Сейчас любую информацию можно нагуглить. От себя добавлю, что важно представлять себе картину мира, как всё устроено и работает, а справочные данные держать в голове необязательно.
Не нужно стараться всё делать хорошо и качественно: важно выделить какие-то приоритетные направления и их "прокачивать", а остальное делать "на отстаньте". Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он учился на одни пятёрки, это бессмысленно. Вика так и учится, но это потому, что ей пока всё интересно. Скоро она тоже будет выделять, что интересно больше, а что меньше.
Там ещё про важные качества, которые необходимы современному ребёнку, и что могут и должны дать родители своим детям в процессе воспитания. Умение коммуницировать и кооперироваться, креативность, критическое мышление. Сейчас это подавляют в детях, а нужно бы развивать. От родителей необходима поддержка и уверенность в себе, чтобы ребёнок чувствовал, что он тоже может влиять на свою жизнь.
Статья длинная, я сейчас раз в шесть короче пересказала. В общем, всё это правильно. Я, как человек, работавший в сфере образования, прекрасно понимаю, о чём речь, и согласна со статьёй.
А вот барышни в комментариях назвали статью бредом, Людмила у них не психолог, а полная дура, и вообще, что теперь, в школе не учиться? Вот люблю я эти крайности. Школьное образование устарело - оо, это что, теперь в школу не ходить? Это что, языки не учить? А креативность вообще чуть ли не зло. Ну, почитайте, что там пишут, если интересно.
Казалось бы, так всё понятно написано, что невозможно не разобраться. А поди ж ты! Это понятно, люди привыкли, что всё устроено таким определённым образом, есть школа, дети ходят туда. Как это - школа неправильная! Ну мы же учились, выучились! Нормальная школа у нас.
Да нормальная. Просто учиться в ней нет смысла. Надо что-то менять, и хорошо подумать, что именно. Ну или ничего не менять, если всех устраивают люди, не способные понимать прочитанное.
Грустно это всё, короче.