В субботу, на Рижском вокзале, увидел знаменитую "Лебедянку" - паровоз серии "Л" и даже прокатился на нём. Первая моя встреча с паровозами состоялась
прошлым летом, тогда я увидел "Генерала" и "Эшака". Поразительно, что эти мощные машины продолжают нести свою службу и большой поклон людям, которые следят за ними и восстанавливают.
"Лебедянка". (Из журнала Техника-молодежи №11 1974)
...Шел 1944 год. Красная Армия гнала фашистские полчища на запад. Советский народ готовился к мирному труду, к восстановлению разрушенных городов и сел, заводов и фабрик. Началось восстановление Коломенского завода, но перед возведением новых цехов требовалось решить вопрос: паровозы какой конструкции будут строиться на нём.
Главными требованиями были простота изготовления, ремонта и максимум мощности при заданном весе. В проекте нового локомотива использовалось все лучшее, чем располагало отечественное и мировое паровозостроение. Были в нем и оригинальные технические решения.
Вскоре был готов первый паровоз. На его постройку потребовалось всего 45 дней. Новый локомотив в честь победы над Германией назвали "Победа" и присвоили серию "П". Массовый выпуск паровозов серии "П" начался в 1946 году. В следующем году чертежи локомотива подвергли корректировке, результатом которой было снижение веса всего паровоза и улучшение конструкции отдельных узлов.
14 января 1947 года впервые в истории отечественного локомотивостроения серия паровоза была переименована в честь главного конструктора. Новые коломенские локомотивы получили серию "Л" (Лебедянский), а через несколько месяцев группа ведущих конструкторов паровоза серии "Л" была удостоена Государственной премии.
Локомотивы серии "Л" оказались простыми в управлении и быстроходными машинами. Железнодорожники прозвали их "лебедянками". Несколько уступая по мощности паровозам серии ФД, "лебедянки" оказались почти на 20% экономичнее. Эти машины работали практически на всех дорогах СССР.
А это чехословацкий маневровый
тепловоз.
Примечательный факт, на фронтоне располагалась красная звезда с барельефными изображениями руководителей СССР - В. И. Ленина и И. В. Сталина. После начала десталинизации, начатой после XX съезда КПСС, центральный элемент с изображениями советских вождей был демонтирован практически со всех паровозов.
«Лебедянки» снимались в фильмах. «Большие перегоны» (1971), где герои Николая Крючкова и Юрия Николаева работают на этих паровозах (из рабочих показаны Л-3533, Л-4620, Л-4625 и Л-4628), а также в фильме «Зелёные огни». Помимо этого, рабочие паровозы серии Л можно увидеть в фильмах «12 стульев», «Подарки по телефону», «Дети Арбата», «Адмиралъ», «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва» (фильм Ильи Фрэза 1959 года) и «Первые на Луне». Нерабочий Л появляется в фильме «Ворошиловский стрелок». В начале фильма «Защита» (2008) показан паровоз Л-5231. Паровоз Л-2098 снимался в художественном фильме «Русский паровоз» (1995).
По имеющимся данным, за годы производства было построено 4199 паровозов серии "Л".
Паровоз прибыл на Рижский вокзал, откуда он повезёт нас на экскурсию в депо "Подмосковная".
Я бегал кругами вокруг паровоза, в это время
dan_uta договаривалась с машинистом о моём посещении кабины. Спасибо!
На улице снег с дождём, а в кабине жарко и объектив начинает быстро запотевать. Но несколько кадров сделать всё-равно получилось.
Вентили, рычаги и манометры.
С другой стороны такая же картина.
Тяжёлая у них всё-таки работа.
Станция "Красный Балтиец". Нам сказали, что за 15 минут пути паровоз сжигает 1.5 тонны угля. Удивительно, неужели это правда?
Затем мы пошли гулять по веерному депо "Подмосковная". Вокзал, водонапорная башня, дом начальника станции и веерное депо.
Фото-экскурсию можно посмотреть у Владимира
orion4, благодаря которому мы и попали на эту экскурсию, организованную "Архнадзором"(
archnadzor). Спасибо ему и
dan_uta за компанию!