На днях я, в самых крепких ругательных выражениях, высказалась в твиттере о безобразии, сотворенном в парке Победы неизвестными мне руками.
Безобразие заключается в безвкусице и киче некой композиции из пластмассовых лебедей, металлических деревьев и очередной то ли ротонды, то ли часовни. Вот собственно полюбуйтесь.
Извините фотографировала на телефон против солнца, вариантов не было.
Уверена, что таких же возмущенных как я найдется от силы несколько десятков на весь город, оставшиеся либо равнодушны "ну лебеди и лебеди", либо им очень даже понравится, все-таки уровень общей культуры в городе невысок. Вот, кстати первые поклонники фотографируются.
Поэтому я очень хочу обратить внимание тех, кто равнодушен, на тот факт, что это уродственно и объяснить почему так важно это понимать. Не буду говорить о том, что торчащие на уровне глаз металлические прутья просто опасны! Я уже представила порванные платья невест и истеричные крики мам, детям несущимся на эти деревья, не ощущая опасности.
Начну с абсолютно банальной фразы, что среда формирует сознание. Окружающая среда формирует культуру быта. Каждому очевидно как отличается сознание человека, который смотрит по НТВ "Глухарь" от человека, который смотрит фильмы Тарковского. Понятно, что первый никогда не будет смотреть второе и наоборот.
Предсказуемо, как ведут в быту каждый из этих персонажей. Понятно, что первый скорее выйдет гулять в город в трусах и майке, не уступит место в транспорте и позволит мат при детях, второй в принципе тоже на такое способен, но с гораздо меньшей вероятностью.
К сожалению, государство не способно заменить на всех каналах Глухаря на Тарковского, тем более не способна на это местная власть. Понятно же, что в формировании общей культуры государство играет одну из первостепенных ролей. Но есть вотчина, которая максимально подконтрольна власти - это окружающая среда. Ведь, чтобы поставить лебедей в центр Везелки надо было получить разрешение Архитектуры. Соответственно, некие моральные уроды от эстетики не только придумали и нарисовали проект, но друге такие же уроды с архитектурным и художественным образованием их согласовали и позволили реализовать.
Что же в этом такого страшного?
Если вы хотите воспитать у ребенка хороший эстетический вкус, то в первую очередь обращайте внимание на то, что его окружает. То же касается и взрослых. Если не верите мне, то поверьте, хотя бы Ушинскому: "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога..."
В понимании культуры есть ответвление, относящееся к природе. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура. (Википедия)
Здесь очень правильно про "результат высшей сознательной деятельности", потому что то, что мы видим это результат бессознательной деятельности, подобные объектные композиции являются упадком культуры. Хотя бы потому что голые деревья сами по себе депрессивны, но если в природе подобная депрессивность бывает красивой, то в нашем случае из-за нарушения пропорций, материалов и композиции - это уродство. Потому что пластмассовые лебеди на пластмассовой траве - это невероятный кич. Что такое кич и чем он плох очень хорошо написал Милан Кундера в "Невероятной легкости бытия", хорошая книга, почитайте, если еще этого не сделали.
Такое нельзя показывать людям с несформированным чувством прекрасного и отсутствующими правильными критериями эстетической оценки вещей. Подобные экспонаты ломают формирование эстетической культуры.
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным.
Одновременно с этим воспитывается стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного.
Формирование эстетической культуры не только расширение художественного кругозора. Это - организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.
Только прививая эстетический взгляд можно привить отвращение к стяжательству, мещанству, пошлости. Они будут отталкивать человека своей антиэстетичностью.
То есть понимаете к чему мы пришли? К тому, что бороться со взяточничеством нужно формируя эстетическую культуру, с матом бороться нужно так же, и с распитием спиртных напитков в общественных местах и с недобросовестными предпринимателями тоже! Почему никто не связывает привычку парковаться на газоне с безвкусными архитектурными объектами? Все идет от общей культуры человека, которую нужно формировать, в первую очередь создавая прекрасную окружающую среду.
Я уже выше написала о том, что культура - это сотрудничество с природой. Т.е., чем больше мы вмешиваемся в природу, тем более мы не культурны.
Вот, например, парк Победы. Решили привести его в порядок. Прекрасное начинание! Которое тут же было испорчено.
Было дано: заброшенный участок городского парка с разбитым асфальтом на "набережной", с бревнами вместо лавочек, протоптанными тропинками и отсутствием освещения, в котором очень удобно было пить пиво и мусорить.
Значит, чтобы привести его в порядок нужно было: привести в порядок газоны, поставить лавочки, сделать набережную, окультурить уже протоптанные тропинки (потому что они не случайны, значит людям удобна именно такая траектория), сделать освещение. И создать возможность для альтернативного времяпрепровождения: почитать книгу, посидеть на берегу реки, прогуляться по аллее, для такого небольшого участка более чем достаточно.
Так как мы помним, что с природой нужно сотрудничать, то материалы должны использоваться только такие: дерево, камень и где это необходимо немного чугуна. А не бетон, пластик и тонированные стеклопакеты.
Что же мы в тоге получаем? А в итоге мы получаем, что теперь на месте, где можно было бы с удовольствием провести время кто-то будет зарабатывать деньги с помощью робо-жуков. Я не шучу, вчитайтесь.
Для меня парк Победы был одним из любимых мест, потому что мало в городе уютных укромных (!) уголков. Я выросла в этом парке, первые поцелуи были в этом парке, самое долгожданное признание в любви было в этом парке, я любила ходить на работу по тропинкам этого парка. А теперь там будут энгри, сука, бердз, даже без буквы ё и аттракционщики со своим уровнем культуры.
Я не знаю, что с этим делать, но я хочу, что бы было понятно, что вот так хорошо:
А вот так плохо
Закрепим. Вот так хорошо:
А робо-жуки - плохо!
Вот так мы взаимодействуем с природой (простите за гусей):
А вот так портим. Причем гораздо сильнее, чем мусором. Потому что про мусор всем понятно, что это плохо, а про часовню с n-угольным куполом из стеклопакетов не всем.
Вот такой деревянный забор хорошо
А вот такой из тонких металлических прутьев - очень-очень плохо
Спасибо за внимание. Мне очень сложно находить слова для объяснения абсолютно очевидных для меня вещей, понятных на подсознательном уровне, поэтому получилось витиевато и сложно.
Кстати, пока я этот пост писала, появилось отличное интервью "Афише" Эркена Кагарова про городскую среду, почитайте
http://www.afisha.ru/article/design-kagarov/