Мечети и муллы в южном Таджикистане, как кажется,
готовы к благотворительности, либо пытаются завоевать расположение президента, либо и то и другое
вместе.
ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ
За последние недели они собрали почти 13 с половиной тысяч долларов на строительство нового офиса Народно-демократической партии Таджикистана (НДПТ) президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Кумсангирском районе страны.
После нескольких
сексуальных скандалов с участием таджикских мулл, разгоревшихся в этом
году, религиозные деятели находятся под пристальным вниманием. Однако муллы в Кумсангире говорят, что не преследуют никаких тайных целей и не действуют по приказу властей.
Они настаивают, что приняли решение построить офис по собственной инициативе, несмотря на то что никто из них не является членом партии, и называют это добровольным «актом благотворительности».
- На нас никто не давит и не дает указаний, - говорит сельский мулла Имомназад Джаннатов, вложивший существенную сумму за счет своего фермерского хозяйства.
БЛАГОДАРНОСТЬ ВЛАСТЕЙ
На фото: Асадулло Ибрахимов - лжемулла.
Глава администрации Кумсангирского района Холмурод Рахмон с благодарностью отозвался о щедрости религиозных деятелей, а также похвастался своей «находчивостью» в поиске способов сбора средств граждан для финансирования государственных программ развития.
По словам начальника отдела по делам религии администрации, в районе насчитывается 27 мечетей и около ста состоятельных верующих, которые могут себе позволить сделать пожертвования на местные проекты.
Он говорит, что они могут помочь в строительстве небольших медицинских амбулаторий и восстановлении дорог.
Журналист из Душанбе Джабири Кабир, пишущий на темы религии в Таджикистане, говорит, что не исключает того, что муллы действительно действовали по собственной инициативе при сборе средств на строительство местного офиса НДПТ. Но он также связывает это с их попытками сохранить хорошие отношения с властями.
СЕКСУАЛЬНЫЕ СКАНДАЛЫ
Это определенно не было бы лишним после того, как репутация таджикских мулл была запятнана множеством скандальных видеозаписей, появившихся в последние два года.
В их числе -
видеоролик, в котором мулла из Душанбе трогает и целует женщину во время ритуала лечения от бесплодия.
В другом случае имам из Душанбе взбудоражил общественное мнение после того, как в Интернете появились видеоролики, в которых он вступал в половые отношения.
Еще несколько других религиозных деятелей были арестованы по обвинениям в сексуальных преступлениях, а на государственном телевидении прошли подробные программы о предположительных сексуальных домогательствах со стороны мулл и имамов, включая муллу из Кумсангира Киемиддина Гиесова.
Подобные действия не приветствуются властями, осуществляющими жесткий контроль над мечетями и другими религиозными учреждениями. Имамы в мечетях назначаются государственным комитетом по делам религии, их проверяют на знание ислама и других вопросов, власти также определяют темы для их проповедей.
- Эти видео серьезно запятнали их имидж. Муллам придется усердно работать, чтобы восстановить свою репутацию, - говорит Шахрия, учительница из села Пандж в Кумсангирском районе, не назвавшая свою фамилию. Она считает, что участие в проектах развития «может помочь» им в этом.
________________________
В криминальные сводки Таджикистана продолжают поступать истории с участием местных мулл, занимающихся колдовством и нетрадиционной медициной. Один из последних таких случаев обернулся гибелью человека, которого пытались «исцелить». Неподобающее поведение отдельных религиозных деятелей в последнее время привлекло внимание даже президента Таджикистана Эмомали Рахмона, он высказался по этому поводу на встрече с представителями общественности. Религиоведы констатируют, что «муллами» в Таджикистане нередко становятся люди без должного образования и воспитания, а их «колдовская практика» остается востребованной благодаря распространенным в народе суевериям.
О последней криминальной истории такого рода стало известно на прошлой неделе. Как сообщили в МВД Таджикистана, 19-летний местный житель, страдавший психическим заболеванием, умер после того, как из него попытались «изгнать джиннов». Обряд, по данным следствия, проводил некий Абдулвохид Кодиров - мулла из приграничного с Афганистаном Пянджского района, специализировавшийся на подобного рода «целительстве».
Согласно информации МВД, Кодиров сначала избивал пациента прутьями, а затем сделал ножом несколько разрезов на его теле. От побоев и кровопотери молодой человек скончался. Мулла позднее был задержан.
Несколькими неделями ранее в Таджикистане завершился суд по другому делу, получившему значительный резонанс. На скамье подсудимых оказался некий Асадулло Иброхимов, известный как «мулла-колдун». Его обвиняли в домогательствах по отношению к пациентке, которую он взялся лечить. Обвинения были основаны на видеозаписи, запечатлевшей, как «целитель» обнимает женщину и совершает движения сексуального характера. Свои действия, как отмечает
«Радио Озоди» (местная служба «Радио Свобода»), он сопровождал чтением сур из Корана.
Скандальное видео было выложено в интернет. Кроме того, по данным
«Азия-Плюс», компрометирующий материал с участием Иброхимова был показан по каналам государственного телевидения. Сообщалось, что милиция сняла его скрытой камерой (позднее появилась информация, что сама пациентка использовала сотовый телефон для записи происходящего, а затем отнесла запись в правоохранительные органы).
На «целителя» завели уголовное дело. Официальная версия, заключавшаяся в том, что «гражданин Асадулло Иброхимов, воспользовавшись беспомощным состоянием Зилолы Рахимовой, в ее собственном доме осуществлял действия сексуального характера», вызывала, правда, некоторые вопросы. На записи можно было видеть, что ухаживаниям пациентка не сопротивляется. Версию о том, что она находилась в трансе, адвокат «муллы-колдуна» отрицает.
Адвокат Иброхимова утверждал, что его клиент стал жертвой «подставы» - якобы пациентка хотела выйти за Иброхимова замуж (точнее, стать его второй женой, поскольку он уже женат), но была отвергнута им и решила отомстить. Сам «мулла-колдун» заявил, что «виноват за грехи перед Всевышним, но по законам страны преступления не совершал». Суд в итоге признал его виновным и приговорил к семи годам колонии.
Еще один приговор религиозному деятелю был вынесен в сентябре. К тюремному заключению приговорили жителя Восейского района (западная часть страны) Собира Гиеева, который вступил в брак с собственной несовершеннолетней падчерицей. Как выяснилось, Гиеев, известный как Мулло Собир, несколько лет назад вступил в брак с женщиной, позднее он взял в жены ее старшую дочь, а затем и младшую, которая на тот момент училась в седьмом классе. После того, как об этом узнали правоохранительные органы, мужчину задержали. Его «младшая жена» к тому времени была беременна.
Суд признал Мулло Собира виновным в изнасиловании несовершеннолетней и приговорил к 23 годам тюрьмы. За соучастие были также осуждены мать девочки и религиозный деятель, обвенчавший Гиеева с несовершеннолетней. Главу местной администрации на фоне скандала сняли с должности.
На случай Мулло Собира обратил внимание президент Таджикистана, когда говорил о злоупотреблениях среди религиозных деятелей. Он также напомнил историю некоего Джаббора Абдурахмонова из Бохтарского района (юго-запад страны). Абдурахмонов, известный как Мулло Джаббор, подговорил группу молодых людей ограбить местного бизнесмена (по данным МВД, он убедил их «путем внушения и гипноза»). Мулла при этом обещал грабителям, что использует свою магию для того, чтобы помешать милиции раскрыть преступление.
Поверив колдуну, молодые люди похитили у предпринимателя 80 тысяч долларов, примерно половину этой суммы забрал Абдурахмонов. Правда, для того чтобы запутать следствие, его колдовских способностей оказалось недостаточно. Жертва ограбления пожаловалась в милицию, и преступники были задержаны.
Односельчане Мулло Джаббора рассказали, что он зарабатывал на жизнь заговорами и колдовством. По словам соседей, колдун «умел читать по древней книге, которая перешла к нему от его учителя». Заместитель муфтия Таджикистана Саидджон Сорбонхуджа, в свою очередь, в беседе с журналистами отметил, что в списке официальных духовных лиц имя Абдурахмонова не значится. «Те, кто занимается подобными вещами [колдовством], - обычные неудачники, нечистоплотные люди», - добавил он.
«Сегодня стало нормой, что некоторые, как только достигают положения муллы, совершают такие действия, которые считаются правонарушением и преступлением, позорят имя и образ религиозного человека и мусульманина», - констатировал президент Таджикистана, выступая перед представителями общественности. В этом контексте он упомянул и о двух целителях из города Истаравшан, совершивших «непристойные действия» по отношению к пациенткам (и впоследствии за это осужденных), и о дважды судимом жителе Яванского района, который «стал муллой, занимался колдовством и выманил у людей большие денежные средства». Президент рассказал также о некоем жителе Раштского района - он «занимался незаконным обучением несовершеннолетних в антисанитарных условиях в своем жилом доме и наказал своего ученика за неуспеваемость путем обжигания утюгом».
Институт мулл в Таджикистане, как отмечает «Азия-Плюс», стал популяризироваться после распада Советского Союза. В стране, где в настоящее время абсолютное большинство населения исповедует ислам, к муллам обращаются для излечения от недугов, решения семейных и других вопросов. Правда, как отмечает исследователь ислама Махрам Анварзод представление о «мулле» в Таджикистане имеет мало общего с истинным статусом такого религиозного деятеля. «Муллы не только имеют задачи религиозного учения, но должны решать общенациональные задачи, - поясняет он. - Они должны укреплять культурные и национальные ценности, служить во имя мира, стабильности и безопасности общества. Уровень знаний тех, кто себя выдает за представителя религии, должен быть обширным и очень высоким».
В действительности, как признавал президент Таджикистана, «муллой» в стране готовы называть «каждого, кто надевает одежду религиозного служителя, независимо от уровня его грамотности и благочестия». Уровень религиозных знаний большинства таких деятелей, соглашается Анварзод, очень низок, они сами нуждаются в обучении.
В то же время статус «муллы» в стране практически превратился в самостоятельную профессию, что, как отмечает религиовед Камар Нурулхаков, не соответствует исламским традициям. «Мы традиционно называли муллами тех, кто наряду с тем, что он религиозно образованный и мудрый, также имел какую-то определенную специальность, профессию. Скажем, он был башмачником, дехканином или кем-то еще», - рассуждает эксперт. На это обращал внимание и президент Таджикистана, отмечая, что мулла не должен использовать религию для материальной выгоды.
Популярность «мулл-колдунов» при этом поддерживается распространенными среди населения суевериями и спросом на разного рода оккультные услуги. Спрос, по слухам, существует и среди элиты. «К этим "мулло" и колдунам ходят почти все наши высокопоставленные чиновники, - утверждал пару лет назад источник в правительстве (его имя журналисты, опубликовавшие его слова, не назвали). - Хотя они никогда в этом не признаются, чтобы не прослыть "темными" людьми».
Click to view
PS. От редакции сайта muslim-info.com.
Уважаемые братья! Не отпускайте своих жен и дочерей, в сомнительные "молельные" комнаты, где некоторые самозванцы-рыночные "муллы" могут согрешить с ними. Посещайте только мечеть и проверенные учебные комнаты-медресе. Не отпускайте и не позволяйте им, посещать какие то сомнительные рыночные и домашние молельни! Мы долго думали, поместить этот "клип" или нет, но решились, чтобы это было предупреждением всем нам. Сам "клип" отредактирован и удалены те кадры, где показывают самый настоящий разврат этих жуликов, которые прикидываются муллами и дурачат доверчивых.www.muslim-info.com
www.muslim-info.com,
Источник. www.muslim-info.com