Jan 30, 2014 12:48
Дочитала «Географ глобус пропил» и посмотрела одноименный фильм.
Роман шикарен, я давно так не наслаждалась чтением. Какие там великолепные описания природы, какие сравнения, насколько исполнена смысла каждая ремарка автора! Чистый незамутненный восторг.
Немного о содержании. То, что поначалу кажется вывертом кризиса среднего возраста, потом раскрывается гораздо глубже и становится масштабной картиной миропонимания. Автор весьма убедителен. Завязка, кульминация, развязка - все на своих местах и все надлежащим образом оформлено. Если первая часть романа, будучи подготовительно-описательной, наполняется смыслами постепенно и потом, словно изменяя настройки, неуклонно доходит до нестерпимой яркости, то во второй - рассказе о походе - все гораздо более лаконично и по-спартански, внимание концентрируется в основном на действии, которое, все более уплотняясь во времени, внезапно, но совершенно закономерно словно бы взрывается незапланированным преодолением Долгановского порога. Ну и потом, после его бурных водоворотов и рева воды, повествование плавно идет к концу, и в светлой лучезарной пустыне одиночества Служкин, кажется, достигнет своего идеала - не иметь никого и не быть самому залогом счастья.
Фильм, в отличие от первоисточника, совсем не порадовал. Он унылый. В его самогонной мутности не разглядеть ни характеров героев, ни мотивов их поступков. Никакой внутренней работы ни в душах старшеклассников (которые, будучи для чего-то представлены как один класс, выглядят безликой массой), ни в душе самого Служкина. Некоторые эпизоды смешаны в кучу, отчего их смысл, четко прописанный в романе, в фильме остался не выявленным. И, несмотря на пару действительно хороших сцен, в целом картина оставляет лишь ощущение легкого недоумения. Долгановский порог в итоге оказывается пройденным зря, если можно так сказать; эпизод не становится кульминационным, он просто показан в череде других. Никто из ребят так ничего и не понял - а ведь именно к пониманию их пытается подтолкнуть Географ на протяжении всего романа. На протяжении же фильма Служкин пьет и паясничает гораздо менее оправданно. И в финале все просто остаются на своих местах.
Как говаривал мне незабвенный Константин Яковлевич Лагунов - «стержня нет у этого произведения». Но я в ту пору была юной графоманкой и мне было позволительно. А именитому режиссеру, пожалуй, нет.
о книгах,
о кино,
мыслишки