Оригинал взят у
rigello в
Про Китона и ЧаплинаСначала для посмотреть. Это номер-бурлеск из "Огней рампы" 1952 года. Скрипка -
Чарльз Спенсер "Чарли" Чаплин. Рояль -
Джозеф Фрэнсис "Бастер" Китон.
Click to view
Образ человека слева знаком, наверное, всем, от исландцев до аборигенов Огненной Земли. Причем его фильмы видела, может быть, треть от тех, кто узнает человека с усиками и в котелке. Тот, что справа, известен сегодня намного меньше, но, как ни парадоксально, лучше - знаменит он, прежде всего, своими фильмами.
Между тем, историки и любители кино (историки кино, понятное дело, подотряд любителей, иначе кого хрена?) до сих пор спорят1, кто из этих двоих "самых лучших" - самый-самый лучший. Мне почему-то казалось, что всерьез забивать голову вопросом "а кто кого сборет, кит слона или слон кита?" достаточно малопродуктивно. Тем не менее, споры эти доказывают одну вещь: Чаплин и Китон, "Бродяга" и "Каменное лицо2" - две недостижимые вершины немого кино, они выше всех, выше Макса Линдера, Фатти Арбакла, Гарольда Ллойда - при всем уважении. После них были другие, которые пошли дальше - те же братья Маркс - но это уже была другая эра.
Вообще-то полезно различать творчество и личность автора, но если личность интересная... А тут под масками ооо, сколько всего!
Начнем с общеизвестного3: Чарльз Чаплин родился в Великобритании в 1889 году в семье, что называется "артистов эстрады". Джозеф Китон родился в США в 1895 году в семье, вы будете смеяться, "артистов эстрады". Чаплин вышел на сцену в 5 лет. Китон - в 3. Водевиль, буффонада, музыкальная акробатика и прочая брухаха.
Китон рос в полной и, видимо, счастливой семье. Родители Чаплина развелись, когда ему было 3, вскоре мать начала терять голос и рассудок. Когда Чарльзу-младшему было 12, отец спился (то есть, абсолютно). Мать к тому времени уже надежно поселилась в психушке.
Чаплин был практически вынужден придерживаться артистической стези - он больше ничего не умел, даже читать толком. Зато играл на скрипке, танцевал, пел... Наконец, ему повезло, он получил роль в спектакле, а потом и ангажемент в водевильной труппе, которая гастролировала не только по Британии, но и за океаном. Интересно, что в примерно те же годы Китоны устроили (провальный) тур по английским сценам.
Во время вторых гастролей по Штатам на Чаплина обратил внимание кинопродюсер
Мак Сеннет. Дебют Чаплина в кино состоялся в начале 1914 года.
Спустя три года Китон, восходящая звезда водевильной сцены, познакомился с комиком
Фатти Арбаклом - тот тоже начинал у Мака Сеннета, и даже поделился с Чаплиным котелком и безразмерными штанами для первого костюма "Бродяги". На тот момент Арбакл уже ушел от Сеннета и основал собственную кинокомпанию. Первый фильм с участием Китона вышел в том же, 1917 году. Так получилось, что здоровенный Роско "Толстяк" Арбакл стал наставником обоих худосочных гениев немого кино.
Ну посмотрите на них - чем не ангелы? Дамы, имейте ввиду - Чаплин был еще и голубоглаз!
Дальше история известная - Чаплин быстро набирает популярность и финансовую независимость, в 1916 году, благодаря контракту с
Mutual он обретает творческую самостоятельность, а в 1919 и вовсе, на паях с Фэрбенксом и Пикфорд, основывает кинокомпанию United Artists. Китон в 1918 получает "в наследство" долю Арбакла в Comique4, которую через некоторое время превращается в отдельную кинокомпанию. 10 лет они постоянно выдумывали и снимали, снимали и выдумывали - трюки, гэги, сюжеты, эффекты. К 30-м эти двое (в числе других, конечно) по горлышко забили своими творениями золотой фонд немых комедий. А вот дальше...
Конечно, кинематографические сеансы с самого начала имели звуковое сопровождение - как правило, вживую, иногда с целым оркестром. Поэтому главной проблемой было привязать к изображению не просто звук, а голос и шумы. Это пытались сделать, записывая звуковую дорожку на грампластинки. Получалось так себе - сложно и недолго. Потом появилась технология оптической записи звука - на специальную полосу прямо на пленке. Прощай, синхронизация и ограничения по времени, здравствуй, промышленный стандарт! На рубеже 20-30-х звук все сильнее проникал в киноиндустрию - в отличие от немого кино, сам тех. процесс требовал более серьезного оборудования и крупных вложений, поэтому неудивительно, что равновесие стало смещаться в сторону крупных студий.
Что у нас там еще в 30-х приключилось? Ну? НУ?! Неправильно.
Великая депрессия - вот чего приключилось. Чтобы далеко не ходить - банки лопнули, акции сгорели, заводы закрылись и страна наполнилась безработными.
В этой ситуации Чаплин оказался гораздо более прозорливым и удачливым бизнесменом, чем Китон. Он вовремя избавился от акций, его студия занималась не только производством, но и распространением фильмов (в т.ч. тех, что снял Китон). У последнего было все наоборот - самый масштабный его фильм, который сейчас считается вершиной творчества писателя актера и режиссера, а именно
"Паровоз "Генерал", провалился в прокате. В результате фирма-распространитель (та же United Artists!) поставила его в более жесткие финансовые условия, долго он не выдержал и заключил в 1928 году контракт с MGM. Позже он признавал, что это решение стало самым катастрофическим в его карьере... Наступала новая эра в кинопроизводстве - эра больших студий и тотальной опеки. Никаких импровизаций и самодеятельности, учет и контроль (с)!
Китон погружается в личные проблемы, начинает пить, меньше снимает и почти не снимается... Он пролетел момент перехода кино в звуковой формат, к которому относился с большим энтузиазмом, в отличие от того же Чаплина и больше никогда не вернется на Олимп. Отныне его удел - камео, редкие режиссерские работы, которыми трудно гордиться, работа на ТВ и реклама. Да, еще он пишет гэги на продажу.
Фильмы Чаплина все дальше отходят от бессвязной клоунады студии
Keystone - они становятся философскими, социальными и еще более сентиментальными. Вышли "Огни большого города", "Новые времена", "Великий диктатор". После войны Чаплин, все еще подданный Британской короны, открыто исповедовавший достаточно либеральные взгляды, начал раздражать американские власти. Это понимал и он сам, и окружающие.
В 1951 году Чаплин берется за фильм про старого, усталого комедианта, (я стараюсь обойтись без спойлеров). На эпизодическую роль старинного сценического партнера он приглашает Китона, растерявшего к тому времени деньги и славу. Чаплину на тот момент 62 года, Китону 56, но событий в жизни каждого из них хватило бы на пару-тройку насыщенных биографий. А сценарий возвращает их в Англию 1914 года, назад, в водевильную юность, в годы, проведенные на подмостках. Круг замкнулся.
Китон и Чаплин на съемочной площадке "Огней рампы"5
До этого момента Чаплин и Китон ни разу не снимались вместе в игровом фильме. Были какие-то хроникальные кадры, и все. В 20-х пресса постоянно сравнивала их между собой и называла соперниками, пресса - но не они сами. В своей автобиографии Китон позже напишет, что именно Чаплин был величайшим комиком немого кино. Конечно. Иначе какой бы это был Китон?
"Огни рампы" - грустный фильм. Грустный не только сюжетом - кто его смотрел, знают, что происходит с Чаплином-Кальверо за кулисами, - но и реальными обстоятельствами вокруг него. В 1952 году, перед выходом картины в прокат, Чаплин отправляется на европейскую премьеру в Лондон. Уже на борту трансатлантического лайнера он получает телеграмму-извещение: Правительство США (читай:
Эдгар Гувер) решило закрыть ему въезд в страну, в которой он провел большую часть своей жизни и добился столь многого. Некоторые утверждают, что Чаплин знал - или догадывался - об аннулировании визы и уезжал навсегда. Может быть. Китон писал, что, к его удивлению, Чаплин - богатый, знаменитый, самостоятельный и состоявшийся - оказался мрачнее и депрессивнее самого Китона, который на тот момент был гол, как сокол и творчески раздавлен. Как знать...
В любом случае, Чаплин не стал меньше Чаплином от этого запрета. Он обосновался в Швейцарии, Уна, его жена, гражданка США, приехала на родину, уладила все дела, забрала личные вещи семьи и потом отказалась от американского гражданства. Лишь 20 лет спустя Чаплину выдали визу на десять дней, чтобы он смог
попасть в Лос-Анджелес и получить свой второй "Оскар" - за неоценимый вклад в киноискусство. Зал стоя аплодировал ему в течение 12 минут, в первый и последний раз в истории церемонии. В том же году на американские экраны вышел, наконец, фильм "Огни рампы". На следующий год Чаплину присудят еще один "Оскар" - за лучшую музыку к фильму.
К тому времени Китона уже 6 лет не было в живых. Он скончался от рака легких в 1966 году. Чаплин пережил его на 11 лет и умер в 1977-м. С другой стороны, если их смотрят, их любят, если про них спорят и пишут, как я сейчас... Может, они все-таки бессмертны?
_____________________________________________
1 Например:
Popmatters,
Time Out и даже
MTV.
2 На самом деле лицо у Китоне не было каменным - бесстрастное выражение в сочетании с невероятными падениями и трюками давало дополнительный комический эффект. Кто не верит - можете посмотреть эпизод из его фильма
"Варьете", где
Китону приходится заменить сбежавшую обезьяну.
3 По секрету: общеизвестным считается то, что мне кажется общеизвестным.
4 Другим совладельцем был
Джозеф Шенк, он же Иосиф Шейнкер из Рыбинска, который впоследствие возглавил United Artists, а позже - XX Century Fox.
5 Эти и другие фотографии, накопанные при подготовке поста -
в отдельном альбоме.