Сегодня хочу рассказать про Невский проспект. Задача сложная, потому что всё уже давно сказано-пересказано и показано миллион раз. Но я постараюсь. Предлагаю посмотреть на главную улицу Санкт-Петербурга через призму общественных туалетов. Это будет свежо, мне кажется. Новое историческое прочтение.
Вы знаете, что сейчас на Невском проспекте нет ни одного стационарного туалета? Есть кое-где пластиковые кабинки, а вот посконного М/Ж - нет. Мы пройдём от Адмиралтейства до площади Александра Невского и я покажу сколько их было и куда они делись. Кто не знает или не помнит, очень удивится.
А зачем на Невском нужны туалеты, если почти в каждом доме заведения общепита, куда можно зайти и воспользоваться их гостеприимством? Во-первых, есть люди, которым просто неудобно шакалить по столовым, кафе и ресторанам с одной целью. Во-вторых, в некоторых местах туалеты с электронным замком и вход туда по штрих-коду чека. В-третьих, мы культурная столица или нет?
Но, пока с этим проблемы, я покажу те заведения, где не будет проблем и, на всякий случай, расскажу как преодолеть цифровую защиту туалетов.
На заглавном фото слева чётная сторона Невского проспекта, справа - наоборот. Дом 6 - кафе «Север-Метрополь». Раньше был один «Север» и один «Метрополь», а теперь они объединились и эти забегаловки на каждом углу Петербурга. Здесь, кстати, туалет в свободном доступе, как и напротив (дом 5) в «Столовой №1» - это динамично развивающаяся сеть столовых. Их много как по городу, так и по Невскому.
Дальше наш первый адрес по заявленной теме. Поворачиваем направо на Малую Морскую (она называлась улицей Гоголя) и в доме 9 фиксируем общественный туалет. Там за дверью лестница вниз, как и положено. Сейчас здесь японцы банкуют.
Следующая Большая Морская (улица Герцена). По ней два шага до Кирпичного переулка и на углу будет самая знаменитая в мире сеть бесплатных туалетов - Макдоналдс.
В спину Макдоналдсу дышит Бургер Кинг. У них с туалетами тоже всё для людей. Более того, их можно использовать не только по прямому назначению. Видели, наверное, как ростовые куклы пристают к людям. Сначала дай петюню, потом обнимашки, фото и требование денег. Зачастую это выглядит как вымогательство. А граждане отдыхают и связываться не хотят.
Так вот. Банда животных, орудующих на Дворцовой площади и Большой Морской, столуется в ресторане Бургер Кинг. Если вы считаете, что пришло время предъявить зебре, например, то можете сделать это в туалете заведения по адресу: Невский проспект, 18.
Зелёный мост через Мойку.
Следующий наш адрес: Невский проспект, 20. Прекрасные туалеты здесь были в подвальчике. С классическими интерьерами, которые вселяли в посетителей спокойствие и уверенность. А теперь их превратили черт знает во что. Единственное, магазин выше может немного скрасить впечатление.
Далее пример вопиющей расточительности: Невский проспект, 22А. Сейчас это лютеранская церковь Святых Петра и Павла. А до этого - бассейн. А еще раньше опять церковь. Что здесь будет завтра никто не знает. Сколько стоит перестроить одно в другое и обратно? Неужели нельзя сразу возвести церковь с бассейном? Маятник качнулся в одну сторону - вторую половину приподзакрыли занавесочкой. Качнулся в другую - ответили зеркально. А сэкономленные деньги на ремонт отдали детям. Кто осудит?
Пешеходная Малая Конюшенная улица. Обратите внимание, как Гоголь, повернув голову, смотрит куда-то с немым укором.
Николая Васильевича можно понять: мёртвые души - мёртвые туалеты.
А на другой стороне чудом сохранившаяся табличка с несуществующими адресами.
Весь советский период Малая Конюшенная была улицей Софьи Перовской. Мнение об этой тётеньке менялось с ходом нашей непредсказуемой истории. Изначально её считали террористкой, ведь именно она руководила операцией «Народной воли» по ликвидации императора Александра Второго на Екатерининском канале, за что и была повешена. Потом стала выдающейся революционеркой, отдавшей жизнь за правое дело, а сейчас снова превратилась в террористку.
Пройдём чуть вперёд и посмотрим на очень интересный дом, расположенный по трём адресам: Малой Конюшенной, Чебоксарскому переулку и каналу Грибоедова. Здесь был Придворно-конюшенный госпиталь, затем больница имени Софьи Перовской, а теперь это и соседнее здание по Малой Конюшенной принадлежит группе «Согаз».
В этом доме на углу канала Грибоедова и Чебоксарского переулка в полуподвальном помещении находится замечательный банкетный ресторан POGREEB от кейтеринговой компании «Ампир».
Работает только под заказ мероприятий. Свадьбы, юбилеи, выпускные вечера, детские утренники, воровские сходки.
Красиво, правда? А знаете, что тут раньше было? Если вы сейчас стоите - сядьте. Если сидите - лягте. Если лежите - вытащите тазик из-под кровати. Морг. Заведения общепита в туалетах ещё не самое страшное.
После морга надо немного подышать на природе и заодно посмотреть итальянский ресторан. Пройдём по каналу Грибоедова за Спас на Крови. Собор построен на месте, где террористы под руководством той самой Софьи Перовской сняли с пробега императора Александра Второго.
Здесь тоже орудует банда животных.
Ресторан находится в Михайловском саду на берегу реки Мойки по адресу: набережная канала Грибоедова, 2В.
Такой туалет испоганили. Монументальный. Высокие потолки, просторные залы, широкие дырки в полу. Кстати, если вы в Михайловском саду спросите у охранников про туалет, то они обязательно покажут: «Вон там у ресторана». Формально правильно, а по сути издевательство, как говорил классик. У ресторана, ага.
Сразу вспоминаешь диалог в такси:
- Где на Таганке?
- Вон за тем домом направо.
- За тем домом. Это «Театр на Таганке». За тем домом. В нашем поколении дебилов меньше было.
Возвращаемся на Невский и заходим в Дом книги.
В усечённом виде он мне кажется тесным и душным. Центральный вход не для читателей, а на втором этаже больше нет моего любимого зала с географическими и политическими картами, разными атласами и прочими путеводителями. Карты в этом зале висели прямо на стенах и я любил тут бродить и рассматривать далекие страны и континенты. Мама, видя мое увлечение, стала покупать мне карты и я уже развешивал их в своей комнате. Особенно мне нравилась Южная Америка, а конкретно - Уругвай и Парагвай. Трудно сказать почему, но как-то тянуло туда. Мне снилось, как сижу на лужайке перед собственным домом, рядом местная красавица-жена, а вокруг бегают наши многочисленные дети - уругвайчата или парагвайчата. Я даже хотел пробраться на пароход в порту, спрятаться в трюме и уплыть к своей мечте.
А сейчас что? О чём мечтают нынешние дети? Они вообще слышали про Уругвай и Парагвай? Сомневаюсь. Ведь свёрнутые карты сиротливо стоят в углу.
Зато им теперь всякую гадость подсовывают.
В Доме книги на втором этаже есть бесплатный туалет, но это слабое утешение тем, кто помнит иные времена.
Заглянем в туалеты по другую сторону Невского проспекта на канале Грибоедова, 22. Это ближе к улице Ломоносова.
И перемещаемся в район Гостиного двора.
Женский туалет: Думская улица, 1-3. В чём фокус? Мужского нет и никогда не было. И никто не может объяснить, за что нам такое наказание. Наверняка какая-нибудь злая тётка-начальница, ненавидящая мужиков, придумала.
В самом Гостином дворе туалеты сейчас платные, а недавно были бесплатные. Не ходите туда.
Тот самый, единственный и неповторимый «Север» - Невский проспект, 44.
Тот да не тот. Раньше производство располагалось здесь же и пирожные выносили в зал на подносах горячими прямо из печи и у людей в очереди текли слюнки. Невозможно было удержаться, чтобы купив пирожных или торт, не съесть «Картошку» или «Лунное» не отходя от кассы. С бочковым кофе, само собой. А очередь, особенно перед праздниками, могла тянуться до Садовой улицы.
Сейчас производство перенесли на Выборгскую, где работают выходцы из наших братских среднеазиатских республик. Успешно внедряются новейшие технологии. Пирожные и торты со сроком реализации пять суток, завозятся и забиваются под завязку в холодильные камеры недели за две до Нового года или Восьмого марта.
Вот тут вход в туалет по штрих-коду чека. Пришло время объяснить, что делать в этой ситуации. Главное, не волнуйтесь, старайтесь сохранять спокойствие. Выдохните, ногой упритесь в косяк двери, двумя руками держитесь за ручку и резко дёрнете на себя. Кому такой способ покажется немного грубоватым, можете подождать пока кто-нибудь не выйдет и просто не дайте двери закрыться.
За Пассажем налево в доме 13/15 по Садовой улице туалет служил примерочной. Пришёл ты на Галёру в Гостином дворе джинсы купить у спекулянтов. Деньги отдаёшь большие, а вдруг на жопу не налезут? Отведут померить, чтобы не сомневался - сервис на высшем уровне.
Дальше на нашем маршруте очередное культовое место - Екатерининский сад. Катькин садик, как фамильярно называют его в народе. Тут испокон веков собирались шахматисты, портретисты и гомосексуалисты. Не все вместе, конечно. Это три разных секции.
Сравнивать шахматистов с напёрсточниками, безусловно, не стоит, но и играть на деньги с незнакомыми людьми я бы не советовал. Не исключено, что напротив тебя за доску сядет Виктор Корчной, например.
А вот портретик или шаржик заказать, это пожалуйста. Сделают в лучшем виде. Можно по фотографии и даже по устному описанию. Работают профессионалы.
Что касается третьей категории, то мне кажется, хоть я в этом и не специалист, для них сейчас созданы комфортные условия и искать новых знакомств у памятника Екатерины Второй больше не надо.
Рядом в саду Дворца пионеров и школьников (сейчас это Аничков дворец) был секретный туалет. О нём действительно знали далеко не все. Пройдём немного вперёд вдоль забора.
За вторым павильоном будет калитка в сад. Она всегда была открыта.
И вот он красавец притаился в углу.
Елисеевский магазин.
Петербуржцы и гости нашего города приходят сюда как в музей и фотографируют еду. Не будем отрываться от коллектива.
У нас тут родственница работала продавщицей в колбасном отделе. Очень престижная должность. А главное, сытная. Вынести что-то из магазина было нельзя, следили строго, сумки проверяли. Нет, теоретически можно, конечно, колбасы в трусы напихать, но так никто не делал. Во-первых, это не гигиенично. А во-вторых, придумали элегантный способ хищения продуктов питания. Приходит свой человек и пробивает в кассе чек копеек на пятьдесят. Потом с этим чеком в отдел к родственнице. Ну, она ему и взвесит рублей на пятнадцать. И так в каждый отдел к продавщицам приходили свои люди. Они потом менялись товаром. Я тебе сыра, а ты мне конфет, например. И все счастливы и сыты.
Переходим Аничков мост.
Сразу налево видовые туалеты. Когда из окошка смотришь на мост с лошадками, это прекрасно, считаю. Набережная реки Фонтанки, 40.
Далее улица Рубинштейна. Здесь можно увидеть прошлое и настоящее вместе. Прямо на углу с Невским желающих выручит Макдоналдс.
А напротив остатки былой туалетной роскоши - Рубинштейна, 3.
На этом остановимся. Надеюсь, что мои пронзительные фото вызовут у вас положительные эмоции и воспоминания. А впереди ещё большой путь и много чего интересного я должен рассказать.