"Слово пацана. Кровь на асфальте" - смотреть противно, оторваться невозможно

Dec 21, 2023 12:21


Сериал Жоры Крыжовникова взорвал информационное пространство России. Глупо это отрицать. Даже те, кто в принципе не интересуются отечественным кинематографом, знают о новом произведении в мельчайших подробностях. Как тут не знать, если выходишь утром из дома, а бабушки у парадной обсуждают Андрея "Пальто" и младшего "Адидаса"?! В общественном транспорте пассажиры вместо игры в шарики в телефоне смотрят фотки и ролики из нашумевшего фильма. На заводах и фабриках, в колхозах и фермерских хозяйствах, учебных заведениях и медицинских учреждениях, филармониях и консерваториях, министерствах и ведомствах и, не побоюсь этого слова, в Кремле дискутируют о роли пацанов и чушпанов в истории нашей страны.
Такому вниманию, безусловно, вольно или невольно помогли чиновники из Татарстана, потребовавшие запретить сериал за романтизацию и популяризацию бандитизма. Ситуация моментально вышла на федеральный уровень и понеслось. Депутаты стали строчить запросы в Роскомнадзор с просьбой проверить фильм на нарушения законодательства, а все, кому не лень, принялись высказывать своё экспертное мнение по животрепещущей теме. И уже никуда не спрятаться. Хочешь ты или не хочешь, в уши обязательно вольют сюжет. Да что там, смотрю я давеча футбол, причём итальянский. При небольшом выяснении отношений между игроками на поле комментатор вворачивает фразу: "Пацаны не извиняются". Везде достанут, говорю же.
Придётся разбираться, раз выбора не оставили.





Первый и самый главный вопрос: такое было на самом деле или события художественно приукрасили/очернили? Как говорят участники и очевидцы, это практически документальное кино. Споров и разногласий по поводу достоверности показанного не возникает.

Молодёжные группировки, устраивавшие разборки по территориальному признаку в конце 80-х годов были во многих городах СССР. Почему фигурирует именно Казань? Потому что там всё происходило наиболее выпукло. Страшно и кроваво. Остальные города рядом не стояли по жестокости. Казанский феномен - так и называют.

Кроме Жоры Крыжовникова больше некому снять кино на столь острую тему? С его то фильмографией? Ответ очевиден: смотрите на конечный результат. Если получилось, значит может и в этом жанре работать.



С моей точки зрения, сериал нельзя оценивать категориями понравилось/не понравилось. Нравится там нечему. Это история с плохим концом для всех героев и никого из них не жалко, потому что они вызывают отвращение и омерзение от начала и до конца. А вот поразмышлять над тем, как у молодых ребят, только начинающих жить отняли будущее, надо обязательно. Поэтому фильм просто необходимо смотреть. Более того, я бы показывал его в школах на уроках истории тем, кому сегодня столько лет, сколько этим отморозкам было тогда. С объяснениями почему так вышло, конечно. То есть, использовать как просветительскую и воспитательную функции.

Теперь переходим к главным героям и событиям сериала. Жил-был мальчик Андрей Васильев (Леон Кемстач). Ну, как мальчик, 14 лет, юноша, можно сказать. Мама не могла нарадоваться на сына. Хорошо учится, ходит в музыкальную школу, помогает с младшей сестрой. Прелесть, а не ребёнок.



В школе завуч просит Андрея подтянуть по английскому языку одного ученика. Как оказалось, Андрей уже был с ним знаком, тот под угрозой физической расправы вымогал у него деньги. Это Марат Суворов (Рузиль Минекаев) из группировки "Универсам".



А дальше мы наблюдаем как прекрасный ребёнок Андрюша стремительно превращается в конченого подонка. Это совсем не означает, что именно Марат направил его по кривой дорожке. Особого выбора там ни у кого не было, Тем более, в школе у Андрея начались проблемы - с него стали требовать деньги, а на поддержку в таких случаях могут рассчитывать только члены профсоюза группировки.
Пришлось пришиться (вступить) к "Универсаму". Для этого необходимо пройти процесс инициации: ответить на вопросы и провести спарринг с одним из будущих товарищей.
Теперь он не чушпан, а пацан с улицы. И зовут его Андрей "Пальто".



Светлана Михайловна, мама Андрея (Юля Александрова) начала подозревать нехорошее. Сын ходит с фингалами, музыкальную школу забросил, где-то шляется и всё время врёт.



А тут ещё проиграла в напёрстки сто рублей и шапку старшим "Универсама".



Вернуть они отказались, потому как не знали, что это мама своего пацана и вообще не понятиям. Парни часть денег сами собрали, надо отдать должное. Похожую шапку сорвали с головы завуча школы и принесли Светлане Михайловне домой. Она была счастлива, что такие хорошие друзья у Андрея. А когда узнала правду, сошла с ума и угодила в дурдом. Сыночек так ничего и не понял. Приехал к ней в психушку и опять начал врать, что мол пацаны шапку в коммисионке купили. Но мама уже не слышала его, крыша реально отъехала.
Помочь Светлане Михайловне пытался её любовник, майор милиции Ильдар (Антон Васильев). Он, кстати, как раз занимался группировками и склонял Андрея стучать на своих. Безрезультатно, правда.



Ильдару даже удалось вернуть маму домой, но она пошла в магазин с маленькой Юлей, сестрой Андрея и забыла её на улице. После чего уже окончательно отправилась в дурдом. А дочку с сыном пришли забирать в детской дом, как несовершеннолетних. Андрей сбежал и перешёл на нелегальное положение. Таким образом, превращение в подонка успешно завершилось.

У "Пальто" была дама сердца - инспектор по делам несовершеннолетних Ирина Сергеевна (Анастасия Красовская).



Он влюбился в неё с первого взгляда, когда ещё был чушпаном. Она пришла к ним в школу пригласить на собрание, где будет обсуждаться тема защиты города от молодёжных группировок.
В дальнейшем Андрей уже как пацан встал к ней в инспекцию на учёт и приходил туда отмечаться. Ирина Сергеевна хотела помочь, уберечь от влияния улицы, показать, что есть другая нормальная жизнь. Даже на квартирник его пригласила, чтобы послушал хорошую музыку. Там инспектор выглядела не так строго, как на работе.



А когда Андрей попал в больницу после очередной драки, пришла навестить и поцеловала, чтобы выкинул плохое из головы. Не взасос, а в щёчку, но и так искренняя забота была видна невооружённым глазом. "Пальто" аж засиял весь от восторга и немедленно пошёл на поправку.



Я согласен, что это уже совсем близко к уголовщине. Буквально один шаг до совращения и растления. Всё так. А если по-другому посмотреть на ситуацию? Разве младший лейтенант милиции не имеет права любить? Да, ей 24, а ему 14, но ведь сердцу не прикажешь. Посмотрите, что на улицах творится. Избивать друг друга до полусмерти в 14 лет им можно, а серьёзных отношений с женщиной, пусть и немного постарше, иметь нельзя ни в коем случае. Так получается? Не сходится, согласитесь.
Между прочим, Ирина пошла ещё дальше. Забрала Юлю из детского дома к себе и оформляет опекунство. Андрею тоже предложила жить всем вместе. Он спрашивает: "Мамой мне будете? Сестрой?" Инспектор многозначительно улыбнулась: "Пока Ириной Сергеевной".
И на этом всё. Чёрт возьми, я восемь серий ждал, когда соединятся не только их сердца, но и всё остальное. Как же так, Жора? Была бы лучшая сцена сериала. Инспектор и Пальто в огне любовной страсти под "Седую ночь". Но, увы. Недокрутил здесь Крыжовников. Не раскрыл образ героини, осталась недосказанность, непонятен уровень социальной ответственности.

У Марата тоже была девушка. Не из милиции и помладше. Школьница Айгуль (Анна Пересильд - дочка легенды российской космонавтики Юлии Пересильд).



С ней совсем нехорошо вышло. Конкуренты из группировки "Дом быта" забрали Айгуль к себе до решения проблемы с видеомагнитофоном, который "Универсам" украл у их человека и открыл видеосалон. Девушка там деньги за вход собирала и случайно попала под раздачу.
"Жёлтый" - старший "Дома быта" обещал Айгуль, что с ней ничего не случится, но пока он ездил на стрелку с "Адидасом" один отморозок её изнасиловал. И это, как ни чудовищно звучит, оказалось не самым страшным. От Айгуль все отвернулись, потому что она стала грязной, а у пацанов должны быть только чистые девчонки. Дома мама с папой тоже сочувствия не проявили и в результате она вышла в окно.
Марат до последнего с ней общался, за что и был отшит (выгнан) из группировки. То есть, предъявили ему уже после смерти Айгуль. Настоящие пацанские отношения. Образец чести и достоинства. Молодёжь, посмотрев такое кино, безусловно захочет быть похожими на этих прекрасных парней. Правильно переживают чиновники - романтика привлекает.



Теперь к Вове "Адидасу" (Иван Янковский), старшему брату Марата. Служил в Афганистане, вернулся и возглавил "Универсам", вытеснив руливших группировкой уголовников.



На стрелке с "Жёлтым" за видеомагнитофон, где от "Универсама" было трое, а "Дом быта" в полном составе, их зверски избили и объявили, что видеосалон теперь их плюс надо заплатить 300 рублей компенсации. И ещё заставили Вову извиняться, чтобы брату ухо не отрезали. Хотя пацаны, как известно, не извиняются.
"Адидас" расстроился, взял пистолет и приехал в офис "Дома быта", где сразу понял, что случилось с Айгуль. Убил "Жёлтого", а ещё двоих ранил.

После всего содеянного Вова задумался о смысле жизни, стал размышлять философски. Что-то они делают не так, раз трупы уже пошли и вообще всё плохо. Решил сложить с себя полномочия лидера и уехать. Тем более, в розыске он теперь.
"Дальше без меня" - сказал пацанам. Про историю с Маратом и Айгуль приказал забыть, но без него решили иначе.
"Адидас" предложил своей девушке ехать с ним в Абхазию к боевым товарищам. Построим дом на берегу моря и будем жить долго и счастливо. Кто же от такого откажется. Где возьмём деньги уточнять не стал, это ведь не главное.
Наташа (Елизавета Базыкина) хорошая, медсестрой в больнице работает, живёт в общежитии.



Она попросила Вову съездить с ней к тётке в деревню помочь, горе у неё. Приехали, а там "Жёлтый" в гробу лежит. Это тёткин сын, как оказалось. И Наташин двоюродный брат, получается.



Неловкая ситуация. Так "Адидас" её ещё усугубил - зачём-то попёрся на похороны, где его узнали и дали в морду для начала. Ну, а тётка Наташу шлюхой назвала, прокляла и выгнала.
Наташа обиделась на Вову и несколько дней с ним не разговаривала. Потом отошла. Да, жених брата убил, но с кем не бывает?! Что теперь в Абхазию не ехать, дом у моря не строить? Милые бранятся - только тешатся.

Закончилось всё закономерно.
"Пальто" оправился в колонию и теперь играет "Седую ночь" для малолетних преступников.



"Адидаса" застрелили менты.
Марат вступил в комсомол и перешёл на светлую сторону.

Не обошлось без скандала. Чушпаны и крысы, по словам авторов фильма, выложили технические версии седьмой и восьмой серий заранее. Желающие могли их посмотреть в плохом качестве. После такого последнюю серию решили переснять и изменить концовку, как говорят.
Я посмотрел оба варианта и первоначальный мне понравился больше. Там "Адидаса" красиво зарезали на вокзале. Да и демо-версия выглядит прикольно.





Марат бухает с комсомольцами и участвует в оргиях в бане. Зачем это вырезали? Не понимаю.
Хотя, сильно смахивает на "ЧП районного масштаба", где ленинградские комсомольцы во главе с Игорем Бочкиным также резвятся.





Почему же этот ужас нужно показывать в школах?
Молодёжные банды возникли в период необратимого распада страны. Власть в целом и правоохранительные органы в частности уже не могли сдерживать и тем более бороться с ростом преступности и иных проявлений неповиновения. Когда система трещит по швам из всех щелей начинают вылезать такие персонажа. А когда СССР не стало эти банды превратились в ОПГ и практически захватили власть в городах новой демократической России.
"Мы ждём перемен!" - призывал горлопан со сцены. И подавляющее большинство действительно искренне хотело перемен. Только люди не знали какую цену им придётся за это заплатить.
Нищета, безработица, разгул бандитизма, хлынувшие потоки наркотиков, вооружённые конфликты по всему периметру страны, унёсшие десятки тысяч жизней, две чеченские войны - это всё цена перемен. И мы до сих пор продолжаем платить. Нам совершенно открыто говорят: ваши перемены недостаточны, нас они не устраивают, давайте ломайте страну дальше. Война на Украине - это прямое следствие начавшихся больше тридцати лет назад процессов. И нам приходится воевать, чтобы закончить наконец перемены. Вот это и нужно объяснять школьникам. Смотрите, как весело всё начиналось: я - пацан, а ты - чушпан. И чем закончилось. Потому что если не будем объяснять мы, за нас это сделают другие.
Вот такая романтика.

А что касается популяризации, то шутки, мемы и всё такое прочее уже вовсю гуляют. И в этом нет ничего плохого.



Заговорили про второй сезон. С коммерческой точки зрения, снимать безусловно надо. Хайп поймали невероятный. А что касается самой истории, показанной в сериале, то мне она кажется законченной. У героев только два пути: на кладбище или в тюрьму. И они свою задачу выполнили.

Но если решат снимать, придумывать ничего не надо, на мой взгляд. Должен быть реальный сюжет из жизни. А он всем известен.
"Пальто" в колонии для малолетних преступников получит бесценный опыт и выйдет оттуда закоренелым уголовником. Быстро сколотит многопрофильную банду с широким спектром услуг: от крышевания бизнеса до убийств по заказу согласно установленным расценкам.
Ирина Сергеевна займёт высокую должность в МВД и будет снабжать Андрея интересующей его информацией о работе правоохранительных органов. И любовь, конечно, куда же без неё. Уже настоящая, большая и чистая. Но встречаться они будут тайно, ведь он бандит, а она полковник милиции. К тому же у Ирины трое детей и муж генерал.

Марат по комсомольской традиции станет миллиардером, владельцем нефтяных предприятий, газет, пароходов. При этом пацанскую дружбу не забудет. Будет привлекать "Пальто" для ликвидации конкурентов и всех тех, кто мешает строительству светлого будущего.

"Адидас" выживет, отсидит, раскается в своих грехах и станет священником. Будет с переменным успехом наставлять братву на путь истинный.

Вот такой второй сезон "Слово пацана. Кровь на асфальте", основанный на реальных событиях.
Кстати в следующем году вроде как обещают и второй сезон "Игры в кальмара".
С нетерпением ждём.



Слово пацан. Кровь на асфальте, Кино, Сериалы

Previous post Next post
Up