Сколько парков в Петергофе?
Один с фонтанами и второй рядом, куда возят на голубом паровозике, так кажется на первый взгляд. Это правда, но не вся. Парков там больше чем два и каждый из них заслуживает отдельного рассказа.
Сегодня про первый пейзажный парк Петергофа - Английский.
Чтобы понять, где находится такая красота, нам понадобится карта.
Так проще ориентироваться, согласитесь. Сразу видно, что это слева от фонтанов. Пройти минут десять да дорогу перейти. Но лучше, конечно, отделить мух от котлет и посетить Английский парк без привязки к чему-либо. Для этого надо доехать на электричке до станции "Старый Петергоф", от которой он сразу и начинается.
Слева бульвар Красных Курсантов - западная граница современного парка.
Мы пойдём по тропинке вдоль железной дороги в сторону Нового Петергофа. Местность тут поначалу напоминает скорее лесополосу, чем пейзажный парк.
Более того, дальше Петергофская улица разрезает типа парк на части.
Не спешите с выводами, скоро всё наладится. Надо просто немножко потерпеть.
Вот, уже веселее. Это показался Английский пруд. Его разрезала железная дорога ещё задолго до революции. Но Английский парк тогда располагался по обе стороны полотна. Сейчас там другая территория.
На ту сторону можно перейти по мосту, поднявшись на него по специальным лестницам. Светофоров и шлагбаумов здесь нет, поэтому сначала нужно с осторожностью посмотреть налево, а потом направо. Помните, поезд мгновенно остановить невозможно.
Для удобства пассажиров Ласточки перед мостом установлена табличка, чтобы они на скорости 90 километров в час смогли прочитать название водоёма, через который проезжают.
На минуточку заглянем за мост, хоть это формально и не Английский парк.
Сейчас модно на берегах морей и океанов, рек и озёр, пустырей и заброшенных строений устраивать фотозоны с качельками и скамейками, стилизованными окнами и дверьми, решётками и замочными скважинами.
Тут тоже такая зона есть. Можно сидя в кресле любоваться пейзажем, проходящими электричками и товарными составами под вспышки фотокамер.
Возвращаемся обратно и углубляемся в чащу леса, чтобы увидеть главную и единственную достопримечательность Английского парка. Она со стороны Английского пруда, которая идёт вдоль железной дороги.
Если не знаешь где искать, то и не найдёшь, настолько всё замаскировано.
Это облицованный камнем мостик через ручей, впадающий в Английский пруд. 1780 года постройки, между прочим. Рядом находился Берёзовой домик. С виду совсем простенький, но с царскими интерьерами внутри.
Вся композиция на акварели садового мастера Джеймса Медерса, специально приглашённого из Англии для создания пейзажного парка в английском стиле.
Почему мостик стоит заброшенный и всеми забытый, мне непонятно. Во время войны уцелел чудом, а тут сам скоро разрушится.
По Английскому парку проходила линия фронта. Немцы смогли захватить Новый Петергоф, но Старый им занять так и не удалось. Если посмотреть на фото Петергофской улицы выше, то по левую сторону как раз начинался Ораниенбаумский плацдарм, а справа уже оккупированная территория. Что могло остаться в парке при постоянных обстрелах с обеих сторон? Ничего, включая деревья. А вот мостик остался.
В Английском парке на пересечении Петергофской улицы и Санкт-Петербургского проспекта находится Приморский мемориал. Но о нём я расскажу отдельно.
Продолжаем движение по живописным аллеям.
Далее у нас Английский дворец на берегу Английского пруда в Английском парке.
Знаете почему его не собираются восстанавливать? Потому что в этих камнях очень удобно жарить шашлыки, чем местные жители с удовольствием пользуются. А если такую громадину заново построить, то где людям потом отдыхать?!
Теперь к истории парка.
Практически все пруды Петергофа являются неотъемлемыми частями водоподводящей системы фонтанов. Или накопительными прудами. Они как рабочие лошадки выстроились перед Нижним парком: Английский, Ольгин, Красный, пруды Верхнего сада. Сзади за ними целая цепь прудов Лугового парка. И далее до Ропшинских высот. Всё это для того, чтобы фонтаны бесперебойно работали с утра до вечера. Поэтому не пруды для пейзажа, а пейзаж для прудов.
Будущий Английский пруд появился в 1720 году, после того как реку Шингарку перегородили плотиной. Он состоял из двух частей: большая часть называлась Верхним прудом.
А северо-восточная (у Санкт-Петербургского проспекта) - Новодеревенским прудом по деревне Новая.
Из него вода попадает в Фабричную канавку, ведущую к пруду у Гранильной фабрики и в Верхнесадский канал, откуда соответственно в Квадратные пруды Верхнего сада и далее в Нижний парк.
А всю территорию вокруг новоиспечённых прудов отвели под зверинец для охоты, где содержались дикие кабаны. Вот вам и весь пейзаж.
И только при Екатерине Второй эту местность стали облагораживать. Зверинец перенесли на южную окраину участка и назвали его Заячий Ремиз (французское слово "ремиз" означает "кустарник, где водится дичь"), он просуществовал до середины 19-го века. А название сохранилось до наших дней.
Много чего понастроили, а не успели ещё больше. И лес превратился в Английский парк с аллеями и дорожками. Я же говорю, на первом месте рабочий пруд для фонтанов, а вокруг него делайте что хотите. Хоть кабанов стреляйте, хоть играйте в шахматы, бадминтон или на скрипке.
Екатерина Вторая не очень любила Петергоф. Точнее, у неё были все основания совсем не любить эту царскую резиденцию.
Во-первых, проживая там, она натерпелась от своего мужа ещё будучи великой княгиней. Пётр Фёдорович совсем не уделял ей внимания, играл в детские военные игры с солдатиками, муштровал слуг и всячески развлекался на армейские темы. Это приводило в бешенство императрицу Елизавету Петровну и она отправляла молодых с глаз долой в Ораниенбаум. Но там всё продолжалось по новой.
А по возвращению в Петергоф, ситуация только усугублялась.
"Великий князь не стал больше составлять полки из своих приближенных, в Петергофе он забавлялся, обучая меня военным упражнениям, благодаря его заботам я до сих пор умею исполнять все ружейные приемы с точностью самого опытного гренадера" - вспоминала Екатерина.
Именно тогда, после всех унижений, у неё где-то в глубине душе появилась мысль грохнуть придурка-мужа.
Во-вторых, Екатерине не нравились фонтаны. Она считала это надругательством над водой, о чём откровенно писала Вольтеру:
"Я ненавижу фонтаны за ту пытку, которой они подвергают воду, заставляя её следовать направлению, противному её естественному течению".
Тут я согласен с тётей Катей. Ведь фонтаны есть дома у каждого. Более того, все мы в них купаемся, когда принимаем душ. А сколько режимов подачи воды у лейки для душа? До хрена и больше: дождевой, массажный, рассеивающий, каскадный, тропический и так далее. Разве мы не издеваемся над водой, меняя её направление?! Также издеваются в Нижнем парке, поставив разные лейки, чтобы вода из каждого фонтана брызгала по-разному. А люди смотрят и умиляются. Ни стыда, ни совести. Великую императрицу послушайте!
Но при этом Екатерина сохранила блеск императорской резиденции в Петергофе и устраивала там пышные приёмы для иностранных делегаций. Потому что была мудрым руководителем, думающем о своём отечестве. Единственное, после наводнения 1777 года, разрушившего фонтаны Летнего сада в Петербурге, распорядилась их не восстанавливать. Но где Летний сад, а где Нижний парк.
А больше всего Екатерина любила Царское Село, где у неё уже был пейзажный парк. И повелела создать что-то подобное в Петергофе. Чтобы и там были "английские сады, кривые линии, нежные скаты, пруды наподобие озерков".
Приказ начальника - закон для подчинённых. Сделали.
И теперь Екатерина Алексеевна могла выходить из своего Английского дворца в платьице простом и любоваться ковром из жёлтых листьев на пруду под хриплое пение саксофона.
После смерти императрицы, взошедший на престол её сын Павел Петрович начал разрушать всё созданное матерью. Мстил, так сказать. Отношения при жизни у них так и не сложились. Она считала его дебилом, не способным управлять государством и видела преемником на престол внука Александра. А он боялся, что мама его убьёт как папу, ведь рядом с ней всегда была Орловская ОПГ.
Поэтому Английский дворец в Петергофе Павел Первый превратил в казарму. И если бы его самого быстро не сняли с пробега, то и от Царского Села ничего бы не осталось.
Александр Первый привёл дворец в порядок и до самой революции там размещались иностранные делегации и гости.
А новая власть организовала санаторий, что тоже неплохо.
Английский парк был шире и на восток, но его подсократили для создания аэродрома. Сейчас здесь ультрасовременный район с красивыми домами по Блан-Менильской улицы.
Переходящей в Фабричную.
А вот та башенка с часами на углу с Санкт-Петербургским проспектом - это главное здание легендарного часового завода "Ракета"
Про Петергоф я ещё много чего могу рассказать и показать. Но на сегодня это всё.