Jun 07, 2012 21:29
Интересующиеся историей Киева хорошо знают, что первый в России электрический трамвай пошел в 1892 году по Александровскому спуску (ныне Владимирский спуск). Менее известно, почему и как он появился именно там. История, вместе с тем, не только интересная, но и достаточно поучительная...
Рельсы на городских улицах впервые появились в 1832 году в Нью-Йорке на улице Боуэри. В роли двигателя для вагона выступала традиционная тягловая сила тех времен, и вид транспорта так и был назван конной железной дорогой, конным трамваем, или конкой. Конка стала достаточно быстро и интенсивно развиваться, но так же быстро было понято, что лошадь как движущая сила -- не идеальное решение проблемы. Лошади были дороги, требовали ухода, были подвержены заболеваниям, наконец, содержать большие конюшни в городе не так уж удобно. Поэтому идеи замены верных животных чем-то более подходящим начали обсуждаться практически сразу же. Естественной мыслью было прибегнуть к услугам паровозов, которые к тому времени уже колесили по железным дорогам между городами. Так, открывшееся в 1863 году в Лондоне первое в мире метро поначалу использовало именно паровую тягу. Однако паровозы в городе, разумеется, никоим образом не способствуют комфорту жителей. В туннелях они были изолированы, но тем хуже становилась поездка рядом с источником пара и копоти в замкнутом пространстве. Следующей попыткой стал канатный трамвай. Под улицей прокладывался двигавшийся с постоянной скоростью канат, за который вагоны цеплялись, дабы разогнаться, и отцеплялись для остановки. Такой трамвай был впервые построен в 1872 году в Сан-Франциско и сохранился там практически в первозданном виде до наших дней! Конечно, больше в качестве туристского аттракциона, чем как серьезный вид транспорта, тем не менее это впечатляет. Новый транспорт был идеально чистым, но слишком неудобным из-за чрезмерной технической сложности (подумать хотя бы о том, как должны быть устроены стрелки и пересечения).
К началу 80-х годов стало ясно, что правильный путь состоит в использовании электричества. С современной точки зрения это может показаться странным, но едва ли не основным затруднением стал вопрос о доставке электротока от источника к потребителю. Возить источник с собой пробовали -- аккумуляторные трамваи просуществовали довольно долго -- но создать батарею достаточной для серьезного применения емкости не удалось и до сих пор. Наконец, пришли к идее передачи электричества по рельсам, а впоследствии по воздушным проводам, что и вылилось в современную концепцию трамвая. Пробная поездка первого в мире электрического вагона, построенного Сименсом, состоялась 12 мая, а эксплуатация началась 16 мая 1881 года в предместье Берлина Лихтерфельде. Еще до этого, 3 сентября 1880 года (все даты по новому стилю), русский инженер Пироцкий продемонстрировал в Санкт-Петербурге аналогичный вагон, двигавшийся под действием передаваемого по рельсам электричества; однако, как это часто бывает, его опыты остались практически неизвестными.
Что же происходило в Киеве?
В 1890 году образовалось акционерное Общество Киевской Городской Железной Дороги, которому и было суждено запустить первый в стране электрический трамвай. Начали, однако, с конки. 11 августа 1891 года открылось движение по маршруту от Лыбедской площади по Большой Васильковской до угла Большой Жандармской (Саксаганского). Через неделю линию продлили по Крещатику до Царской (Европейской) площади, 7 ноября открыли второй участок, от Троицкой до Александровской (Контрактовой) площади, который был вскоре продлен до Почтовой площади, и тут... случилась загвоздка. Между Царской площадью вверху и Почтовой внизу -- меньше километра Александровского спуска, единственной улицы, напрямую соединяющей Подол с Крещатиком и Печерском. Обеспечить сообщение между этими двумя районами, одновременно связав воедино две части вновь открытой городской железной дороги, -- напрашивалось (а также предусматривалось договором между Струве и городом). Но как для конки, так даже и для парового трамвая спуск был слишком крутым! По всей видимости, Струве с самого начала понимал, что об эксплуатации на спуске паровой тяги, не говоря уже о конной, речь серьезно идти не может. Без электричества было не обойтись.
Городская Дума дала Обществу разрешение на введение электрической тяги в том же 1891 году, но практически сразу же, как и подобает власть имущим, стала чинить препоны. В качестве аргумента заявлялось, что идущий по проводам электрический ток якобы вредно действует на телефонную и телеграфную сеть, а также на находящихся поблизости людей и животных. Впрочем, природу электричества в те времена понимали не так хорошо. Сошлись на том, что взяли со Струве нотариально заверенное обязательство о немедленном прекращении работы электрического трамвая в случае, если проблемы действительно возникнут. К счастью, дать этой бумаге ход так никогда и не пришлось. 21 сентября 1891 года были начаты работы по электрификации линии на Александровском спуске, и к весне все было готово. 14 мая 1892 года электрические вагоны впервые были опробованы на ровном участке от Александровской площади до Почтовой, спустя шесть дней -- на уклоне. Испытания увенчались полным успехом.
Говоря о дате рождения киевского трамвая, необходимо исправить ошибку, непостижимым образом увековеченную в истории. Общепринято сообщать, что начало пассажирской эксплуатации электрической линии -- 1 (14) июня 1892 года. Те же даты высечены на монументе, что стоит на Почтовой площади внизу спуска. И при этом дружно забывается, что разница между старым и новым стилем в XIX веке составляла не тринадцать, как сейчас, а двенадцать дней! Правильна дата по старому стилю, которая только и могла фигурировать в документах, и, значит, истинный день рождения трамвая в Киеве, по современному календарю -- 13 июня 1892 года.
ПАМЯТИ КИЕВСКИХ ТРАМВАЕВ
© Стефан Машкевич, 2001-2003
В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ киевского трамвая 13 июня 2012 года приглашаем вас на благотворительную прогулку-экскурсию на трамвае-кафе. Проехав по короткому маршруту с Подола до Куренёвки и обратно, Вы услышите рассказ о трамвае в Киеве, и мире. Узнаете как устроен трамвай, пути, контактный провод. Проедете через одно из самых старых трамвайных депо . начало в 17:00