Много слов о том, почему я промолчал

Dec 31, 2014 01:39


На тусовку в поддержку братьев Навальных не ходил. Принципиально. Считаю, что протестовать против приговора можно только прочтения мотивировочной части приговора. Может, там всё так замечательно расписано, что только и останется, что умилиться и согласиться. В это, конечно, не верится, равно как и в то, что эта мотивировочная часть вообще написана. Если бы была уже написана, то была бы зачитана судом. А так суд зачем-то пошёл на явное и невынужденное нарушение закона.

Но дело тут не только в том, что не хотелось выступать в стиле «слышал звон», и не только в том, что холодно, темно и лень. Тут - причина политическая. Увы, такого рода мероприятия всегда оказываются мероприятиями с двойным дном: фигура Навального настолько раскручена, что мероприятие неизбежно получится не столько против беззаконного приговора, сколько в поддержку братьев Навальных. Поскольку о приговоре, как я уже сказал, мы судить пока что толком не можем, остаётся только второе.


А второе мне несимпатично из-за декабря 2011 года. Важно понимать, что в декабре 2011 была какая-никакая, худая, завалященькая, но революционная ситуация. Реальная революционная ситуация, не чета искусственному «майдану».

Толчком к «майдану», согласно официальному мифу, стал отказ Януковича от «евроинтеграции». (Это, конечно, враньё: никакого отказа не было, Янукович вёл ту же самую политику, что и ВСЕ его предшественники: украинизироваться, евроинтегрироваться, а деньги на это высасывать из России). Но даже если бы это действительно был коварный предательский отказ от идеалов светлой евроинтеграции, идущий вразрез с чаяниями масс, в демократическом государстве люди бы помитинговали и разошлись, а потом просто не переизбрали бы Януковича на второй срок. Внешнеполитический курс был бы скорректирован не более чем через год, после очередных президентских выборов. Франция, как известно, уходила из НАТО и вступала туда снова, но это не становилось поводом для смены президента. На Украине не было революционной ситуации.

В России в декабре 2011 года революционная ситуация была: фактически произошла узурпация власти одной политической партией - как в Думе, так и в региональных парламентах. Массовые фальсификации, не объяснимый никакой социологией или теорией вероятностей разброс результатов выборов по регионам, городам и участкам. Это был частичный государственный переворот. А Навальный и Ко вместо изначально планировавшейся площади Революции поволокли всех на Болотную, утопив революционный протест в болоте, как справедливо сказал Лимонов. И за «узников Болотной» в ответе именно те самые господа, которые слили протест в декабре 2011 года. Всё, что было потом, в том числе и жалкое, никому не нужное майское afterparty, было самострелом и работало на дальнейшее цементирование путинской вертикали.

В общем, слил протест один раз - доверие утратил. С учетом того, как легко в России сажают политических активистов вообще на ровном месте, даже безо всякого навальнинского шахер-махера (см. дело Даниила Константинова), невольно возникает и другой вопрос - о степени, в которой Навальный и Кремль полезны друг другу. И в самом деле: почему Навальный до сих пор не сидит? Константинов отсидел, Белов сидит, Удальцов сидит, Витишко сидит. «Болотники» отсидели или досиживают. А Навальный, находясь под судом, имеет возможность вести мощную агитационную кампанию на выборах мэра Москвы, ни разу не получал СИЗО в качестве меры пресечения, сейчас вот получает уже второй условный срок...

Если мы вспомним те акции, которые проводились в поддержку упомянутых мною выше узников, то устыдимся: это было, в лучшем случае, 50 - 100 человек. Поэтому-то я никак не могу отделаться от мысли, что «актуальной политики» в сегодняшнем мероприятии было в разу больше, чем собственно протеста против приговора (которого никто не видел) и репрессивной судебной системы.

город петербург, политическое

Previous post Next post
Up