В конце января ГД РФ в первом чтении одобрила
законопроект №171071-6 о предоставлении участникам программы "Соотечественники" гражданства РФ в упрощенном порядке.
Как я уже писал, есть небольшая загвоздка: непонятно, кто такие соотечественники, как их отличать от тех, кто не является соотечественником, и почему соотечественникам нужно предоставлять гражданство РФ в упрощенном порядке (без требований по знанию русского языка, наличию источника средств к существованию и т.д.).
В ходе полемики в интернете путиноиды и охранители хрипели о том, что де соотечественники - это представители коренных народов РФ. Действительно,
ФЗ "О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом" содержит такой намек в определении соотечественника:
"1.3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства."Поскольку термин "соотечественник" ("соотечественник за рубежом") является конкретным термином и подлежит непосредственному применению при решении вопроса о том, является ли некий человек (нашим) соотечественником или нет, то нас интересует не столько содержательная, сколько объемная характеристика этого понятия. Однако здесь нас постигает горькое разочарование: ни из ст.1, ни из ст.3 указанного ФЗ представление об объеме этого понятия получить невозможно.
Более того, невозможно с уверенностью сказать, в каком логическом соотношении находятся термины "соотечественник" и "соотечественник за рубежом". Если они равнообъемны (что можно предположить, исходя из ч.2 ст.1 ("Соотечественниками за рубежом (далее - соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации")), то получается, что все соотечественники постоянно проживают за пределами территории РФ и имеют российское гражданство, иными словами, соотечественники - это подмножество граждан РФ, и тогда не очень понятно, как им можно еще раз выдать российское гражданство в упрощенном порядке.
Если же мы предположим, что термины "соотечественники" и "соотечественники за рубежом" не тождественны, а "соотечественники за рубежом" - это некое подмножество соотечественников, то тогда неясно: (а) почему основные направления государственной политики, приведенные в Преамбуле к ФЗ, сформулированы именно в отношении соотечественников за рубежом? получается, что "...отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации", а отношения с просто соотечественниками - не являются? (б) почему в самом названии закона фигурируют только "соотечественники за рубежом"?
В общем, это был бы забавный пример законотворческого головотяпства, если бы он не был дырой в крепостной стене.
Но как же применяют это "определение"? Для того, чтобы разобраться в правоприменительной практике, я задал соответствующие вопросы нескольким УФМСам и получил такие ответы:
Как нетрудно увидеть, мои предположения подтвердились: любой таджик из горного аула, знающий по-русски 850 слов, - это наш соотечественник.
Кстати, сразу же отметим противоречие в ответах: дама из Карелии говорит, что этнический фактор не учитывается никак, а заместитель Дунаевой Никифоров пишет, что "...за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств". Думаю, что эта оговорка всплыла из старого определения "соотечественника" (это определение, естественно, за последние годы пытались сделать толерантным - ну, а что получилось - то получилось).
В общем, стало ясно, что и в правоприменении ситуация складывается безобразная и маразматическая: вся государственная миграционная политика строится вокруг понятия, которое как следует не определено. Я направил всем пятидесяти депутатам петербургского ЗакСа письмо следующего содержания:
Депутату
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга 5-го созыва
Вячеславу Серафимовичу Макарову
190107, Санкт-Петербург,
Исаакиевская пл., 6
от Павла Анатольевича Шапчица
Уважаемый Вячеслав Серафимович!
22.01.2013 Государственной Думой был одобрен в первом чтении законопроект №139669-6 сенаторов И.М.Умаханова, В.М.Джабарова и В.А.Фетисова о внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" об установлении упрощенного порядка приема в российское гражданство - без соблюдения условий о сроке проживания на территории Российской Федерации, о получении вида на жительство в Российской Федерации, о наличии законного источника средств к существованию и о владении русским языком на определенном необходимом уровне - для всех граждан бывшего СССР (и не только) и всех их потомков.
Принятие данного законопроекта в его нынешнем виде приведет к неконтролируемой законной миграции в Российскую Федерацию всех желающих граждан стран СНГ и не только. Последствия такой миграции будут катастрофичны для нашей страны: уже сегодня крупные города переполнены так называемыми гастарбайтерами, далеко не все из которых обладают законным источником средств к существованию. Переизбыток дешевой рабочей силы уже приводит к жесточайшему демпингу на рынке труда, который приводит к снижению уровню дохода граждан Российской Федерации и сопутствующих социальных гарантий, обострению межнациональных отношений, геттоизации и образованию этнических анклавов в городах, повышенной нагрузке на социальные службы, а следовательно, и на бюджет.
Хочу дополнительно указать на то, что в случае принятия данного законопроекта те предложения, которые были предложены в рамках Постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 21.11.2012 «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», окажутся бесполезными: право упрощенного получения гражданства РФ получат все граждане стран СНГ, чем, несомненно, воспользуется подавляющее большинство как легальных, так и нелегальных мигрантов на территории РФ.
Прошу как можно скорее внести на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и поддержать проект обращения ЗС СПб к депутатам ГД РФ о недопустимости принятия законопроекта №139669-6. Проект обращения депутатов ЗС СПб к депутатам ГД прилагаю в письму. В обращении проводится правовой анализ этого законопроекта, обосновывается вредность и опасность законопроекта.
Также прилагаю проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Данный законопроект направлен на уточнение понятия «соотечественник», которое, по признанию самих сенаторов Джабарова и Умаханова, на сегодняшний день расплывчато и требует уточнения.
Считаю недопустимым внесение изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» до прояснения понятия «соотечественник» и выработки четких и непротиворечимых критериев отнесения к числу соотечественников.
Прошу офомить указанный законопроект в виде законодательной инициативы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, внести на рассмотрение Законодательного Собрания и поддержать.
Приложения:
1. Проект обращения ЗС Санкт-Петербурга к депутатам ГД РФ
2. Проект «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»
С уважением,
___________________ П.А. Шапчиц
23.01.2013
Проект
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об Обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановляет:
- Принять прилагаемое Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Обращение).
- Направить Обращение в адрес Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкина для ознакомления депутатов.
Председатель
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
В.С.Макаров
Санкт-Петербург,
Мариинский дворец
«__» ________ 2013 года
N ___
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга «Об Обращении
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга к депутатам
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации»
от «__» ________ 2013 года
N ___
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
22.01.2013 Государственной Думой был одобрен в первом чтении Законопроект № 171071-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» об установлении упрощенного порядка приема в российское гражданство для всех участников программы переселения соотечественников - без соблюдения условий о сроке проживания на территории Российской Федерации, о получении вида на жительство в Российской Федерации, о наличии законного источника средств к существованию и о владении русским языком на определенном необходимом уровне.
Кроме того, 23.10.2012 Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы вынес положительное заключение об аналогичном проекте федерального закона № 139669-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», внесенном членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации И.М.-С. Умахановым, В.М.Джабаровым, В.А.Фетисовым, и рекомендовал Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.
Проект федерального закона № 139669-5 направлен на установление упрощенного порядка приема в российское гражданство - без соблюдения условий о сроке проживания на территории Российской Федерации, о получении вида на жительство в Российской Федерации, о наличии законного источника средств к существованию и о владении русским языком на определенном необходимом уровне - для иностранных граждан и лиц без гражданства, признаваемых соотечественниками в соответствии с Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 №99-ФЗ (далее - ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»), при условии представления ими соответствующих подтверждающих документов или иных доказательств.
В случае принятия законопроекта № 171071-6 или законопроекта № 139669-5 право получения гражданства Российской Федерации получит любое лицо, имеющее хотя бы одного родственника по восходящей линии, который состоял в гражданстве (был подданным) Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации. Иными словами, практически любой гражданин Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Финляндии и Эстонии сможет претендовать на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, что обесценит статус гражданина Российской Федерации. Учитывая отсутствие в законопроектах временных ограничений, относящихся к периоду Российского государства, наличие многочисленных спорных и оккупированных территорий в разные исторические периоды, а также отсутствие критериев архивной проверки факта проживания предков заявителя на современной территории Российской Федерации, на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке смогут претендовать граждане даже таких стран, как Германия, Иран, Китай, Румыния, США, Турция, Япония.
Таким образом, законопроект № 171071-6, лишь отсылающий к определению соотечественника, в общих чертах намеченному в ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», многократно усугубляет негативные последствия плохо прописанного определения «соотечественника».
Хотя законопроект № 139669-5 и конкретизирует понятие «соотечественник», определенное в ч. 1-2 ст. 1 ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», но он делает это совершенно неверно, допуская чрезмерно расширительную трактовку этого понятия. В законопроекте не учтены такие определяющие признаки соотечественника, как обладание признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, принадлежность, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией.
В законопроекте № 139669-5 не учтены и не формализованы иные признаки принадлежности к числу соотечественников, предусмотренные ч. 2 ст. 3 ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», а именно общественная либо профессиональная деятельность по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, а также поддержка общественных объединений соотечественников и защита прав соотечественников либо иные свидетельства свободного выбора лиц, претендующих на статус соотечественника, в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.
Полагаем, что знание русского языка и наличие законного источника средств к существованию - это необходимые, хотя и не достаточные условия для упрощенного приема в гражданство Российской Федерации лиц, не перечисленных в действующей редакции статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 №62-ФЗ.
Принятие любого их этих законопроектов неизбежно приведет к неконтролируемой миграции в Российскую Федерацию граждан стран СНГ на законных основаниях. Неконтролируемая миграция - без учёта возможностей Российской Федерации по ассимиляции новых граждан - приведёт к резкому изменению национального состава отдельных регионов Российской Федерации, демпингу на рынке труда и снижению заработной платы и ухудшению условий труда в отдельных секторах экономики, ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки. Всё это усугубит и без того непростые межнациональные отношения в Российской Федерации, возникающие между приезжими из стран Средней Азии и Закавказья и коренным населением.
Выплаты «подъемных» всем переселенцам, массовое включение лиц пенсионного возраста - бывших граждан стран СНГ - в систему пенсионного обеспечения РФ вызовет неподъемное повышение нагрузки на социальные службы, на Пенсионный Фонд РФ и на бюджет РФ.
Полагаем, что внесение изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» до прояснения понятия «соотечественник» и выработки четких и непротиворечимых критериев отнесения к числу соотечественников совершенно недопустимо.
Обращаем внимание, что 8 февраля 2012 года Государственной Думой был отклонен аналогичный проект федерального закона № 609009-5 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», внесенный К.Ф.Затулиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы пятого созыва, предметом регулирования которого являлся этот же вопрос.
Убедительно просим Вас отклонить проекты федеральных законов № 171071-6 и № 139669-5.
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ"
Принят
Государственной Думой
«__» _________ 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
«__» _________ 2013 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99‑ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» следующие изменения:
1) в статье 1:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Соотечественниками признаются лица, родившиеся на современной территории Российской Федерации, проживающие или проживавшие в ней и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также потомки указанных лиц по прямой линии.
Примечание: Список народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.»;
б) пункт 3 исключить.
2) в статье 3:
а) пункты 2-3 исключить.
б) дополнить статью 3 пунктом 4 в следующей редакции:
«4. Документами, подтверждающими принадлежность лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, к соотечественникам, являются свидетельства о рождении, выписки из метрических книг, иные архивные документы, содержащие достоверные сведения о месте рождения и национальности в соответствии с требованиями, установленными в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
«__» ___________ 2013 года
N _______
А ответы депутатов - в следующих постах:
часть 1,
часть 2,
часть 3.