Освещение рабочего места дизайнера.

Jun 03, 2009 18:05


Если результат печати отличается от изображения на экране, то все знают: происходит это из-за неправильной калибровки принтера и монитора. Но почему, наоборот, иногда так сложно бывает перенести цвета реального мира на экран.

Например, нужно подобрать цвет какого-то предмета, который я держу в руке и изобразить его на экране. Результаты такой работы, выполненной ночью на кухне и в солнечный полдень на лавочке с ноутбуком, будут разниться. Потому что экран светится, а предмет - нет? Это научно обьяснимо. Являясь трёхстимульным анализатором (красный, зелёный, синий), наше зрение обладает свойством „метамерии“, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета. В более узком смысле, метамерией называют явление, когда два окрашенных образца цвета воспринимаются одинаковыми под одним источником освещения (имеют одну окраску), но теряют сходство при других условиях освещения. На метамерии основано воспроизведение цвета в полиграфии, фотографии, кино, телевидении, живописи. Благодаря ей из смеси разных по характеристикам спектрального поглощения наборов пигментов (или разных по спектру излучения наборов люминофоров в случае с телевизорами и мониторами) могут быть составлены цвета, воспринимаемые глазом как одинаковые. Но мы хотим верить своим глазам!

Если устают глаза - все думают: „нельзя беспрерывно сидеть за компьютером, надо дать глазам отдохнуть“. Проблема тоже решаемая.

В ходе работы дизайнер, помимо самого дисплея, улавливает боковым зрением и посторонние вещи: передние панели монитора, клавиатуру, обои на стене, дверь и т. п. Неважно, какого цвета это всё. Важно, как этот „визуальный мусор“ взаимодействует с полезной графической информацией. Ведь именно он является „фоном“ для произведения. Интерфейс программы-редактора и цветовая тема операционной системы тоже играют в этом свою роль, но маловажную, так как за их пределами находится ещё градусов 150 видимого мира. На строении периферического отдела зрительного анализатора как раз и основана метамерия зрения. На принципе метамерии построены все цветовые сочетания, контрастные, дополнительные цвета.

Чтобы добиться гармонии восприятия точки взгляда и всего остального, и снизить раздражение сетчатки глаза, надо минимизировать контраст между монитором и окружающей средой. Контраст цветовой и тональный. Мы можем повлиять на интерьер, избегая попадания в поле зрения художника слишком тёмных, светлых или ярких цветных крупных предметов и т. д. Идеальный цвет фона - сероватый „мышино-клавиатурный“ цвет. А идеальный тон освещения - тон светового излучения экрана.

Чем руководствоваться, настраивая яркость освещение рабочего места дизайнера, чтобы и глаза не уставали, и восприятие цветов было наиболее верным? Вот мои советы по освещению рабочего места: 
1. Если в рабочем помещении есть окна - они должны быть оснащены жалюзи для точной регулировки света, проникающего в мастерскую. И, в любом случае, яркость искусственного освещения, будь оно центральным или настольным, должна тоже регулироваться. 
2. Регулировка происходит по аналогии с ручной настройкой баланса белого цвета в фотоаппарате, когда фотографируется лист белой бумаги на расстоянии вытянутой руки, и в дальнейшем фотоаппарат воспринимает этот белый лист как эталон белого цвета. Это делается для соответствия цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки. В нашем же случае должны совпадать цветовая гамма изображения экрана монитора и цветовая гамма в пределах поля зрения. Нужно расположить рядом с монитором непрозрачный лист бумаги идеально белого цвета (например, мелованную матовую бумагу плотностью 200-300 г/м²) и, регулируя освещение, добиться совпадения яркости с чисто-белым изображением на экране. При этом надо немного прищурить глаза, чтобы точнее воспринимать разность тонов. После этого цвета реального мира будут соответствовать виртуальным.
3. Если вы долго работаете над каким-то проектом, основная гамма которого не так уж и светла, не лишним будет настройка освещения конкретно под данную работу. Здесь нужно добиться тонального уравнения уже самого рабочего поля документа и того, что находится за монитором. Переводя взгляд с документа за экран, отрегулируйте жалюзи или лампы, аналогично примеру с белым листом.


4. Если же вы срисовываете с карандашного или живописного эскиза, сравнивайте изображение монитора не с мелованной бумагой, а с такой бумагой, на которой выполнен эскиз. 
5. Важно, чтобы в поле зрения при работе не попадало окно.
6. Ни в коем случае не используйте черную клавиатуру. На мониторе, как и в книге, в 99 % случаев, вы читаете черные буквы на белом фоне. А чтобы перестроиться на негативное изображение, глазу требуется небольшое усилие. Это ежеминутное или ежечасное упражнение в течении нескольких месяцев погубит ваши глаза.

ВВ отличии от экранных цветов, цвета реальных предметов -  это отражение света от пигмента. И источник света может быть как естественным, так и искусственным. Отраженный свет частично поглощается пигментом, но конечный спектр воспринимаемого глазом света зависит не только от характеристики пигмента, но и от характеристики источника освещения. Ведь именно часть спектра источника освещения, отраженную от предмета, наш глаз воспринимает как „цвет“. Из-за этого два образца, воспринимающиеся одинаковыми при дневном свете, могут различаться на глаз при искусственном освещении. Серъёзных различий в восприятии цвета ламп накаливания и ламп дневного света нет, но если вы подойдёте к этому вопросу с крайней педантичностью, - можете с успехом использовать свои наблюдения.
Иногда на несколько секунд закрывайте глаза - мышцы глаз расслабятся и отдохнут, а ещё лучше встаньте, потянитесь и пройдитесь по помещению. И протирайте монитор!

Интересный факт: у породы собак „пекинес“ иногда встречаются проблемы с удержанием на месте глаз :)

Статья о дизайне

Previous post Next post
Up