Одной из самых интимных форм отношений является любовь Любов также как ранее перечисленные выступает фундаментальной характеристикой (категорией) человеческого бытия.
Любовь многообразна. В истории философской и религиозной мысли, в произведениях литературы и искусства выявлены, раскрыты и красочно описаны различные виды любви. Есть люб эротическая. Это стремление к красоте и силе. Есть люб агапэ. Это любовь одаряющая, милосердная и сострадательная. Есть люб каритативная ритас). Это любовь как нежность. Есть люб страстная. вожделение, стремление обладать. Эти виды любви могут существовать как раздельно, так и вместе, в составе конкретного проявления любви. Так, половая любовь может включать в себя все отмеченные виды любви, или сводиться к одному или нескольким. Половая любовь - это любовь между мужчиной и женщиной, включающая сексуальные отношения. Отметим, что использование по отношению к ней слова «плотская», не допустимо, поскольку в этом случае избежать «ловушки» бинаризма души и тела (см. Раздел 2. Гл. «Постмодернизм») становится невозможным.
Конечно, половая любовь немыслима без страсти, а также без эроса. Но в ней также может присутствовать и момент нежности (каритас), и моменты милосердия и сострадания (агапэ). Богатство проявлений половой любви делает ее роль абсолютно незаменимой для ощущения полноты и радости жизни.
[11] Кроме половой любви, бытие человека включает братскую любовь к ближним, любовь к природе, любовь к знаниям, к любимому делу, наконец, любовь к Богу. Любовь во всех случаях выступает способом преодоления духовной самоизоляции, экзистенциального одиночества.
Любовь соединяет, в то время как равнодушие или ненависть отгораживают, отстраняют человека от мира и других людей. Любовь предполагает рассмотрение другого как части меня самого. Поэтому она открывает человека навстречу другому. Важно однако иметь в виду, что через любовь экзистенциальное одиночество преодолевается не устраняется олностью.
Любовь - лучший из возможных, но не абсолютный способ преодоления одиночества. Экзистенциальная природа последнего неустранима. Это имеет место и в половой любви. Половая любовь есть целостной духовно-телесный комплекс отношений. Кроме того, она является одной из форм культуры, и одновременно, - продуктом длительной культурной эволюции человечества. Если половая любовь сводится только к страсти, - то есть к сексуальным отношениям, - то единение возможно лишь на короткий момент. Партнеры по сексу часто остаются абсолютно чуждыми друг другу. Чувство одиночества может при этом даже возрасти.
Если же половая любовь помимо страсти включает в себя Эрос, агапэ и каритас, то в этом случае отношения любящих будут несравненно богаче и полнее. Полноценная половая любовь, включающая взаимную нежность, милосердное и сострадательное участие любящих, меняет ощущение жизни, придает ей радость цветущей полноты. Такая любовь способна устранить субъективное чувство одиночества. Однако любящий не может и не должен раствориться в любимом. Он не может и не должен потерять свое лицо. Это означало бы не только утрату собственного “Я”, но и поставило бы под угрозу саму любовь. С. Франк писал: “Любовь не есть холодная и пустая, эгоистическая жажда наслаждения, но любовь и не есть рабское служение, уничтожение себя для другого. Любовь есть такое преодоление нашей корыстной личной жизни, которое и дарует нам блаженную полн подлинной жизни м осмысляет нашу жизнь.”
[12] nbsp; Важной категорией человеческого бытия являе дружба, - явление в реальной жизни не менее редкое, чем подлинная любовь. Но от этого не теряющая своего значения. Русский философ П. Флоренский тщательно рассмотрел вопрос о дружбе на основе анализа текста Библии и произведений Святых отцов. Значение дружбы подчеркивается в этих текстах, в частности, в практически-жизненном аспекте. «Двум лучше, чем одному, так как в них есть доброе вознаграждение за труд их; потому что если они упадут, то один поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лягут двое, то тепло им; а одному, как согреться? И если станет пересиливать кто-нибудь одного, то двое противо-станут ему. И нитка втрое сплетенная не скоро порвется». Одн первостепенное значение ляется духовному аспекту дружбы. Этот аспект находит яркое выражение в ниже следующих идеях.
nbsp; «Взаимным трением и приспособлением друзья воспитывают друг друга: «железо острит железо» и человек острит взгляд друга своего. Друг - опора и покров в жизни: «верный друг - крепкая защита», кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены. Верный друг - врачевательство для жизни, и верующие в Господа найдут его. Истинный друг узнается лишь в несчастии: «друг любит во всякое время и сделается братом во время бедствия»
nbsp; Дружба ничем не может быть разрушена, кроме как тем, прямо равлено протии сам единства зей, что ударяет в сердце Друга как Друга, - вероломством, издевательством над самой дружбой, над святынею её. Ссоры, несогласия, конфликты не разрушают дружбы. «Даже, если ты на друга извлек меч, не отчаивайся: ибо возможно возвращение дружбы. Если ты открыл уста против друга, не бойся: ибо возможно примирение. Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга». «Открывающий тайны, потерял доверие, и не найдет друга по душе своей. Люби друга и будь верен ему. А если откроешь тайны его (другим людям - В. Ш.), не гонись больше за ним. Ибо как человек убивает друга, так и ты убил дружбу… Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение. Но кто открыл тайны, то потерял надежды на примирение».
nbsp; Вместе с тем, «услышав слово на друга своего, расспроси друга, может быть и не сделал он того; и если сделал, то пусть впредь не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь».
nbsp; Высшее доверие, какое можно оказать человеку, это, - не смотря на худые суждения о нем, не смотря на явные факты, свидетельствующие против него, не смотря на всю действительность, говорящую против него, - все же верить в него, т. е. принимать на веру лишь суждения его совести, его собственные слова. А высшее прощение - в том, чтобы и это приняв, вести себя так, как если бы не было ничего, забыть о происшедшем. Такое доверие и такое прощение нужно оказывать другу. Вот почему он - самое близкое к сердцу существо; вот почему Библия, желая указать на внутреннюю близость Моисея к Богу, называет его «д р у г о м Божиим».
[13] Еще с одной категорией человеческого бытия является катего творчества. Надо учесть, что способность быть человеком есть способность быть не равным своей деятельности. Иначе говоря, человек превосходит то, что он совершил. Человеческие способности потенциально безграничны. Это значит, что человек есть универсальное существо. Он открыт для новых свершений и нет принципиальных ограничений для изобретения все новых и новых видов деятельности и овладения ими. Принципиальная безграничность человека лежит в основе динамики его бытия. Следователь творчество тупает наиболее адекватной формой существования человеческого в человеке. Творчество невозможно без индивидуальных усилий. Оно всегда индивидуально-личностно. Василий Розанов (1856-1919) писал, что “ в отличие от животного человек в индивидуальности своей несет свой существенный особый смысл; в ней же лежит родник всякого духовного творчества”.
[14] тому человек “приносит нечто новое в мир, всегда не общим, что есть у него с другими людьми, но исключительным, что принадлежит ему одному”.
[15] Творчество не следует путать или отождествлять с борьбой. Если вдуматься в смысл понятия борьбы, легко убедится, что она е перераспределение ного, наличного, ведь сама по себе борьба ничего не рождает. Она не привносит в мир ничего позитивного, не обогащает его. Отождествление творчества с борьбой неправомерно возвеличивает борьбу. Оно настраивае непрерывную фронтацию. Такое отождествление нанесло и продолжает наносить серьезный ущерб нашему обществу. Творчество часто существует в “поле” борьбы, которая, как правило, разгорается вокруг нового изобретения, открытия или проекта. Но очевидно, что это борьба именно “вокруг” и “по поводу”, но не само творчество. В идеальном варианте следует продумать процесс внедрения нового так, чтобы по возможности избегнуть конфронтации. Нередки случаи, когда неверный путь внедрения, провоцирующий ожесточенное сопротивление, приводил к блокированию позитивной идеи на долгое время.
nbsp; Сказанное не отменяет того, что творчество по своей сути всегда е “непослушание”. Согласно Н. Бердяеву, оно противоположно послушанию. Это значит, что творчество всегда есть некоторый вызов. Это вызов устоявшимся представлениям, взглядам, институтам. Оно требует духовной твердости и мужества.
nbsp; Прежде всего, нужно суметь освободиться от принудительного и обязывающего воздействия привычных представле в самом себе. Нужно стать духовно свободным. Приобретенные знания и навыки не должны висеть тяжким грузом, мешающим произнести новое слово. Нужно суметь сказать “нет” себе прежнему. Отрицание того, к чему привык и с чем свыкся, отрицание рутины собственного бытия - необходимый элемент творческого процесса. Говоря словами Фридриха Ницше, завоевать себе свободу и священное “нет” - для этого нужно стать львом”.
[16] аменитой притче “О трех превращениях” Ницше в аллегорической форме рисует этапы творческого процесса. Первый из них связан с приобретением знаний и навыков, накоплением информации. На этом этапе человеческий дух впитывает в себя наличные достижения культуры. Ницше сравнивает такое состояние духа с верблюдом, на которого навьючивают все больший и больший груз. Правильно будет интерпретировать первый этап как обязательный, поскольку без него последующие фазы выродились либо в пустое отрицание, либо в беспочвенное фантазерство. Второй этап ( о котором мы уже упомянули) - “этап льва”. Здесь нужно набраться решимости, чтобы отбросить то, что кажется привычным и незыблемым. Наконец, третий этап, на котором дух обретает способность к свободному творчеству. Дух уподобляется ребенку, он раскован и естествен: “дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения.”
[17] ванные этапы следует считать не только фазами творческого становления человека в процессе его духовного созревания. Они также сосуществуют и присутствуют в каждом акте творчества: что-то усваивается, что-то отрицается, что-то возникает в непринужденной игре творческих сил. Вместе с тем, творчество не есть то, что вошло в современную лексику под названием «креативность».
nbsp; Креативность то придумывание, изобретение чего-то необычного, непривычного. Креативность - это изобретательность, умение продемонстрировать неожиданные повороты мысли, сюжета, это остроумие и т. п. В этом аспекте креативность входит в состав творчества, является его компонентой. Однако в наши дни, цель креативности нередко состоит, исключительно в том, чтобы привлечь внимание, вызвать интерес зрителя, читателя, слушателя. Для нее не имеет значения, каким средствами эта цель достигнута, и тем более то, к чему привлечено внимание. И в этом креативность радикально расходится с творчеством.
nbsp; В отличие от креативности (как она понимается выше) для творчества сознательный выбор цели и средств имеет первостепенное значение. Это связано с тем, что целью творца, отнюдь не является привлечение внимания широкой публики к своему творению или к собственной персоне. Творец исходит из задачи обогащения окружающего новыми смыслами, т. е. из важности и значимости решения той или иной задачи. Внимание широкой публики, может прийти, а может и нет. Проблема славы, «раскрутки» относится к «полю», которое в большинстве случаев окружает творчество, - к тому же полю, где располагается и борьба вокруг творчества, о чем уже речь шла выше.
nbsp; В творчестве происходит саморазвитие человека, расширение и обогащение его духовного мира. В этом состоит парадоксальная природа творчества. Кажется, что в творчестве человек отдает себя вовне, другим людям, обществу. Это действительно так. Но одновременно происходит духовное обогащение творца. Творческий акт не может происходить за счет убывания сил творящего. Иначе творческий акт превратился бы в духовное истощение. Значит, творчество это не только отдача, но и приобретение. Конечно, творческая деятельность, как правило, требует затрат умственной и физической энергии, подчас немалых. Однако важны не сами по себе затраты труда, не сам труд, а см (о понятии смысла более подробно см. гл.VI .). Творец обогащает окружающий мир и самого себя новыми смыслами. Так, архитектор или строитель, застраивая или перестраивая жилой район, изменяют городской ландшафт. Они придают ему новый смысл, новый порядок, новую структуру, новую конфигурацию. Они насыщают его определенными символами. Созданное (помимо своего непосредственного функционального назначения) будет рождать определенные настроения, воздействовать на духовный строй людей. Мастер художественной фотографии вообще ничего не преобразует в окружающем мире. Но его деятельность будет творческой, если он нашел неожиданный ракурс, обратил внимание на характерную деталь, если его произведение заставляет задуматься над тем, что порой на первый взгляд кажется привычным. Иначе говоря, если он придал известному неизвестный ранее смысл. Следовательно, творчество не следует связывать с безудержной жаждой преобразования внешнего мира - природы и общества. Напротив, следует задуматься над тем, какие смыслы мы породим своей деятельностью, какие чувства, мысли и настроения будут пробуждать наши произведения.
Литература.
1. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М.1994.
2. Гиренок Ф. И. Аутография языка и сознания. М. 2010.
3. Гуревич П. С. Философская антропология. М.1997.
4. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М. 1996.
5. О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. М.1991.
6. Проблема человека в западной философии. М. 1988.
7. Разин А. В. Нравственный мир человека. М. 2003.
8. Русский эрос или философия любви в России. Составитель и автор вступительной статьи В. П. Шестаков. М. 1991.
9. Руткевич А. М. Психоанализ. М. 1997.
10.Самохвалова В. И. Творчество: Божественный дар, космический принцип, родовая идентичность человека. М. 2007.
11.Философская антропология. Человек многомерный. Под. ред. С. А. Лебедева. М. 2010.
12.Франк С. Л. Смысл жизни.//Вопросы философии. - 1990. №6
13.Шамшурин В. И. История культуры и проблема человека//Историко-философский ежегодник. М. 1993.
14.Шаповалов В. Ф. Творчество. Борьба, Духовное одиночество.// Вестник Московского университета. Сер. Философия. 1992. №6.
15.Шаповалов В. Ф. Человеческая внерациональность и свобода личности.//Свободная мысль. 1994. №1.
[1] spers K. Philosophy of existence. - Philadelph 1971. - P.3.
[2] ., например, Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. - М., 1994. - С.109-114.
[3]Ортега-и- Гассет Х.Избранные труды. М. 2000. С. 493.
[4]Гиренок Ф. И. Аутография языка и сознания. М. 2010. С. 8.
[5]Кириленко Г. Г. Тело: тактика ускользания. В Сб. Философия и социальная теория. Вып. 3. М. 2004. с. 9.
[6] ут Райнхард. Философия Достоевского в систематическом изложении. - М.,1996. - с.31.
[7] рдяев Н. А. О русских классиках. М.,1993. - С.55.
[8] стоевский Ф. М. Записки из подполья. Сочинения. - Т.5. - С.114.
[9] же, с.113.
[10] тр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. В кн. Сумерки богов. - М.,1990. - С.324.
[11] ее подробно см., в частности, Шаповалов В. Ф. Мужчина и женщина. Любовь, семья и брак. М. Амрита-Русь. 2010.
[12] нк С. Л. Смысл жизни.//Вопросы философии. - 1990. №6. - С. 55.
[13]Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т. 1 (1). М. 1990. С. 414 - 416.
[14] анов В. В. Сумерки просвещения. - М.,1990. - С.9.
[15] же. С.14.
[16] ше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1990. - С.24.
[17] же.