Глава 4. Человек: дух, душа и тело.
Понятие “Я” обуждает человека осознавать свою уникальную и отличную от других экзистенцию - ощущение своего собственного существования. Когда говорят “Я”, противопоставляют себя всякой другой реальности. Противопоставление возможно благодаря второму понятию “сознание”, которое есть ясность, сконцентрированная в “Я”. Все остальное остается как бы в темноте как не принадлежащее мне, как чужое Понятие “личность” иксирует мою автономию - самозаконность, суверенность. Здесь “Я” выступает как сознательное “Я”, как то, что свободно и ответственно осуществляет самостоятельный выбор. Следовательно, личность подразумевает присутствие волевого начала, собственной воли личности. Названные три понятия базируются на том, что их объединяет и частью чего они являются. Они составляют част духа.
Понятие духа ервоначально имело исключительно религиозный смысл. Так, в христианстве Дух Святой есть одно из лиц божественной троицы. Выражение же “духовная жизнь” означало и нередко означает сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, которую он непосредственно посвящает Богу. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы религиозного. Однако известная связь между религиозным и философским понятием духа сохранилась. Дух - это сфера ценностей неутилитарного характера. Это также сфера идеалов. В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности. В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом зла. Но и в том, и другом случае дух остается тем, что выше человека, управляет им. Если духовная жизнь складывается благополучно, то человек устремляет свою душу ввысь в поисках возвышенного смысла и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самого. В духовном процессе, при условии внимания к нему со стороны самого человека, формируются принципы, которые он считает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчивых оснований своего бытия.
Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др.
nbsp; Понятие души ще более древнее. Если понятие духа мы находим только в развитых религиозных системах, то понятие души присутствовало уже в первобытных верованиях. Примитивные племена склонны были одушевлять не только человека и животных, но и всю природу.
nbsp; Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек как бы поднимается над собой, душа же есть непосредственно данное. Душевная жизнь (в отличие от духовной) - это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект. В понятии же духа ярче выражено общее, универсальное. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устойчивость и основательность.
nbsp; В связи с ростом влияния естествознания вновь и вновь возникают попытки исключить понятие души (как и духа) из философии и в целом из культуры. Сторонникам естественнонаучной ориентации эти понятия представляются не достаточно строгими, не соответствующими стандартам научности. В частности, их пытались заменить понятием сознания. Однако сознание есть важная, но только одна часть души, наряду с другими. Это стало особенно очевидно с признанием существования бессознательных структур человеческой психики.
nbsp; Понятию души действительно свойственна некоторая неопределенность, отличающая его от многих понятий естественно-математических наук. Но в этой неопределенности можно усмотреть не только недостаток, но и преимущества. В силу своей неоднозначности, понятие душ ассоциативно. Оно вызывает множество ассоциаций художественного, поэтического, религиозного и другого характера. Ассоциативность понятия души подчеркивает сложность и многоплановость душевной жизни. Сохранение в философии понятия души поддерживает связь философского знания с другими формами культуры, в которых идея души играла и играет значительную роль. Наличие в современной философии понятия души позволяет также не утрачивать связь с историей и культурой прошлого, которая немыслима без понятия души.
Понятие тела тражает материально-вещественную сторону человека. Изучением телесных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физиология, медицина и др. Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа. Физиологическое есть лишь материальный носитель души и духа. Но физиологические процессы сами по себе не являются, ни духовными, ни душевными. Поэтому знание физиологии никак не помогает нам понять душу и дух, подобно тому, как знание внутреннего устройства телевизора, никак не поможет нам понять сюжет и смысл фильма, демонстрируемого на его экране.
Вместе с тем, тело выполняет важные духовно-душевные и коммуникативные функции.
«Человек - это прежде всего тот, кто заключен в определенное тело», - пишет известный философ Х. Ортега-и-Гассет. - Столь простой и непреложный факт, определяет, однако, конкретную структуру нашего мира и вместе с тем нашу судьбу».
nbsp; «Тело в которое я заключен, превращает меня в пространственную фигуру. Оно отводит мне определенное место, не давая мне быть вездесущим», - отмечает Ортега. Иначе говоря, благодаря телесности каждый из нас всегда осознает себя в определенной точке пространства и времени. Не требуется, специально доказывать, насколько это важно: не случайно первым вопросом человека, по какой-либо причине, хотя бы на минуту потерявшего сознание, как правило, является вопрос: «где я?». Ориентация в пространстве и времени создает необходимую предпосылку для самосознания, для осознания того, «кто я», каково мое не только пространственно-временное, но и социальное место среди других людей, а значит, наша ориентация в пространстве и времени создает предпосылки для выбора и цели и способов деятельности.
nbsp; Вместе с тем, телесность как бы центрирует наше «я»: где бы я ни был, я всегда воспринимаю себя в модусе «здесь», все другое - всегда в модусе «там». Только при этом условии, возможно различения себя и другого человека, и следовательно, возникновение отношения «Я» и «Другой». А ведь отношение «Я» и «Другой» является исходным, выступает своеобразной клеточкой всех общественных отношений.
Тело обозначает зримые и осязаемые границы моего «я». Нам неприятны не санкционированные нами прикосновения к нашему телу, а часто мы ощущаем дискомфорт и от того, что незнакомый человек прикасается к нам, или приблизился на недопустимо близкое расстояние к какой-то из частей нашего тела, именно потому, в этих случаях нарушаетс суверенность ашей личности, происходит морально незаконное вторжение в зону моего «я». Тело как бы очерчивает пространство моей суверенности, моей независимости.
nbsp; Вместе с тем, наша телесность дает возможность другими людям воспринимать нас как реальность, а не как фантом или мираж. Та же телесность определяет и наше восприятие самого себя не как мнимости, а в качестве самой подлинной реальности, «реальности из реальностей». В обоих случаях особую роль играет осязание. И зрение, и слух дают нам «картинку», удаленную от нашего «я». Осязание же предполагает непосредственное соприкосновение и поэтому является наиболее надежным свидетельством достоверности. Как известно, Фома Неверующий в знаменитом евангельском сюжете говорит Христу: «только тогда поверю в Твое воскрешение, «когда положу свою руку в раны Твои».
nbsp; Исключительно важным фактором межчеловеческих отношений и жизни вообще, является то, что тело служит своеобразной «защитной оболочкой» для жизни нашей души. Тело скрывает от других наши внутренние переживания, мысли и чувства. Тем самым, оно дает нам возможность хранить и оберегать наше сокровенное, - те мысли и чувства, которые мы не можем или не хотим выставлять напоказ. В этой связи уместно сказать о роли глаз, или вернее, - взгляда.
nbsp; «Глаза - зеркало души» гласит известная поговорка. Однако упомянутый ранее Х. Ортега-и- Гассет несколько видоизменяет ее. «Глаза - окна души», - пишет он. Действительно, глаза - словно брешь, пробитая в теле: через них другой может проникнуть в мое сокровенное, а я получаю доступ к тому, что сокрыто в его душе. Встретившись взглядом с другими человеком, мы вольно или невольно заглядываем в его внутренний мир, и одновременно приоткрываем для него свой. Хорошо известно, что порой взгляды, могут сказать больше, чем слова. Конечно, взглядом можно управлять, взгляд может быть притворным. Но притворятся не возможно постоянно. Особенно важен взгляд в жизни женщины. Ортега-и-Гассет даже утверждает, что если женщина не придает значения тому, каков ее взгляд, не понимает его роли, то такая женщина явно страдает недостатком женственности.
nbsp; Наконец, отметим, что тело служит своеобразным средством коммуникации. Нашей осанкой, походкой, жестами, выражением лица и, конечно, выражением глаз каждый из нас уже, что-то говорит окружающим, - говорит еще до того, как вступил с ними в непосредственное вербальное общение.
Внимание к телу, характерное для современной философии, связано с отчетливым осознанием того, что «в человеческом мире духовное является не иначе как одеждах технологий, языка, жеста, традиций, поступков - в чувственно предметной оболочке».
[5] тмечу, вместе с тем, что понятию тела уделялось большое внимание в христианской философии эпохи патристики (см. часть 2. раздел «Философское значение Библии и святоотеческой литературы (патристики)». Патристика сняла дуализм души тела (т. е. их противопоставление, «бинарность»), присущий античной дохристианской философии. Понятие святых отцов «обожение тела» очень близко к современным представлениям о духовных функциях тела. Поэтому современная философия, в понимании соотношения души и тела не столько сделала новый шаг, а сколько вернулась к древним истокам.
nbsp; Конечно, человек не есть бесплотный, т. е. бестелесный, дух. Но очевидно, что физиология, т. е. вещество человека не есть сам человек. Что же такое человек? Как уже отмечалось, не все в человеке являетс собственно человеческим. Целесообразно, следовательно, отличать человеческое в человеке от того, что таковым не является, но тоже присутствует в человеке. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой стороны, человеческое не есть “ангельское”. Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек - это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть даже ниже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Человек как бы не завершен, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми.
Таким образом, без свойств чисто духовных невозможен человек. Благодаря духу, человек всегда есть нечто большее, чем то, что можно сказать о нем в данный момент.
Дух преобразует все природно-животные стороны человека. Дух в человеке не существует без биологического субстрата, но не равен ему. Дух преображает животную природу человека, которая от этого не теряет своей биологической природы, но окрашивается по-человечески. Воздействие духа превращает жизнь из животного процесса в человеческий, а простое воспроизводство и смену поколений - в развитие истории и культуры.
Понятие духа открывается через самоанализ, через самоуглубление, через всматривание в свой внутренний мир. Как только человек понимает, что он (то есть его “Я”) есть дух, он превращается в хозяина самого себя. Дух постигает только тот, кто чувствует в себе его присутствие и развивает его в себе. Дух это скрытое сокровище, открывающееся через преодоление разбросанности, через сосредоточенность. Сохранение духа выступает необходимым условием личной независимости и свободы. Дух есть то, что находится в постоянном противоборстве, в постоянном движении. Жизнь духа есть жизнь человеческого “Я”, с ее сомнениями и колебаниями, с радостями и печалями. Понятие духа подводит нас к пониманию важности рассмотрения человек не только в статике, но и в динамике, в процессе жизни. Выясняется, что человек - это его бытие, его специфически человеческая жизненная ситуация, отличная от ситуации иных существ.