Т. ДЗЯДКО - Выборы мэра Москвы: кому достались подписи муниципальных депутатов - наша тема, которую мы будем обсуждать в ближайшие 20 минут. Вопрос мой следующий. Алексей Навальный был не единственным человеком, для которого вы собирали подписи?
А. ШАПОШНИКОВ - На площадке ассоциации муниципальных образований помощь в прохождении муниципального фильтра была организована для всех кандидатов в мэры Москвы. Из тех кандидатов, которые подали документы в Московскую городскую избирательную комиссию, на нашей площадке листы поддержки кандидата по выдвижению мэров Москвы для муниципальных депутатов составили 14 кандидатов.
Т. ДЗЯДКО - Что такое листы поддержки?
А. ШАПОШНИКОВ - А это то, о чем вы сейчас спросили. Подписи муниципальные депутаты ставят в листе поддержки. Этот документ так называется, муниципальные депутаты его заполняют, ставят свою фамилию, имя, отчество собственноручно, подпись, дату, время заполнения и заверяют у нотариуса.
О. ЧИЖ - Правильно ли я поняла, в общей сложности изначально около 40 человек собирались участвовать.
А. ШАПОШНИКОВ - Не изначально, а всего. Если считать Удальцова, то 40 человек, да.
О. ЧИЖ - И 14 из них в итоге оставили вам бумагу, в которой можно было…
А. ШАПОШНИКОВ - Поставить свою подпись и заверить у нотариуса.
Т. ДЗЯДКО - И скольким вы помогли?
А. ШАПОШНИКОВ - Помогали всем 14-ти, а за кого пришли и сдали подписи, это уже другой вопрос. Давайте мы сразу разведем и определим роль Ассоциации муниципальных образований в прохождении муниципального фильтра, чтобы ни у кого не возникло каких-либо коллизий. Мы должны понимать, что Ассоциация муниципальных образований организовала эту площадку и мы по сути единственные в России, кто это сделали и оказывали помощь с одной стороны кандидатам в мэры Москвы, несколькими путями. Первое - возможность выступления на президиуме Ассоциации муниципальных образований, где присутствуют кураторы по всем административным округам, это рассылка той информации, которую представляли штабы кандидатов для доведения до муниципальных депутатов. И с другой стороны как дорога с двусторонним движением мы давали возможность муниципальным депутатам реализовать свое право, это не обязанность муниципальных депутатов. Это его право. Поэтому в данном случае для кандидатов была одна помощь, для депутатов была возможность на знакомую площадку придти, не искать по Москве нотариуса. Выбрать из тех кандидатов, которые представлены. Поставить подпись за того кандидата, за кого считает нужным. Тут же заверить у нотариуса. То есть мы площадка, выполняем техническую работу. Как приходят депутаты, это занимаются штабы кандидатов. Они общаются с депутатами, они рассылали электронные письма. Они обзванивали по телефону. У каждого были свои каналы коммуникации. В данном случае, когда мы говорим о площадке Ассоциации муниципальных образований, мы выполняли техническую работу. Мы не обзванивали депутатов…
Т. ДЗЯДКО - Понятно.
О. ЧИЖ - Вы такое место, где муниципальный депутат может придти, реализовать свою муниципальную функцию.
А. ШАПОШНИКОВ - Абсолютно верно. Причем сразу из большого количества кандидатов.
Т. ДЗЯДКО - А есть какое-то членство в этой ассоциации?
О. ЧИЖ - Я видела цифру 1810 человек муниципальных депутатов. Они все состоят в совете?
А. ШАПОШНИКОВ - Ассоциация учреждена всеми муниципальными образованиями города. То есть входит в муниципальные округа. Опосредованно входят все муниципальные депутаты.
Т. ДЗЯДКО - А по факту?
А. ШАПОШНИКОВ - По факту.
Т. ДЗЯДКО - Сколько из них принимает активное участие в деятельности ассоциации?
А. ШАПОШНИКОВ - Все. Через своих представителей. Потому что если 1816 депутатов мы соберем, мы судовольствием это сделаем, это уже будет прямое волеизъявление.
О. ЧИЖ - Возвращаемся к истории 14 человек, которые желали участвовать в выборах мэра Москвы оставили листы поддержки. Сколько из листов в итоге получили подписи?
А. ШАПОШНИКОВ - Семь кандидатов. Разное количество подписей.
Т. ДЗЯДКО - А Алексей Навальный, которому было предложено 110 подписей, это была самая высокая планка?
А. ШАПОШНИКОВ - Да, для Алексея Навального было собрано больше всего 110, для Сергея Семеновича даже было собрано 103 подписи.
Т. ДЗЯДКО - А почему для Навального вы решили больше всего собрать?
А. ШАПОШНИКОВ - Не мы опять же. Мы не собирали, мы выполняли техническую функцию. Если говорить об Алексее Навальном, ситуация интересная. Для него подписи собирала партия «Единая Россия». И вот эти 110 подписей, которые были сданы за Алексея в течение 3 дней членами партии «Единая Россия», потому что партия подключилась через какие уж инструменты оповещения и убеждения депутатов, это надо спрашивать партию. А так собрали 110.
О. ЧИЖ - Подключилась после 5 июня, наверное.
А. ШАПОШНИКОВ - Да, после обращения Сергея Семеновича. 6-го числа состоялась встреча, в этом здании, где мы с вами находимся Алексея Навального и Волкова, руководителя его штаба с секретарем политсовета МГРО партии «Единая Россия» Ириной Белых. После этого пошел сбор подписей.
О. ЧИЖ - А 110 подписей, которые собрала ассоциация для Навального, все 110 муниципальные депутаты от «Единой России»?
А. ШАПОШНИКОВ - Да.
О. ЧИЖ - Там нет независимых.
А. ШАПОШНИКОВ - Там депутаты «Единой России», либо ее сторонники.
О. ЧИЖ - Хорошо. Значит, из 14 человек 7 получили поддержку. Это Сергей Собянин, Алексей Навальный, господин Мельников, господин Дегтярев, очевидно…
А. ШАПОШНИКОВ - Давайте я вам перечислю. Потому что Мельникова там нет. Может быть на это и стоит обратить внимание, что кандидат от КПРФ свои листы не оставлял в ассоциации, и не пользовался площадкой.
Т. ДЗЯДКО - У них 200…
А. ШАПОШНИКОВ - Потому что у коммунистов не было проблем с прохождением фильтра. Те мелкие проблемы, которые были из-за недостающих муниципальных образований, они их сами решили. Поэтому они площадкой не воспользовались. У других, наверное, была иная ситуация, во-первых, нельзя забывать, что коммунистическая партия она партия долгожитель, и если позволите, я бы вообще кандидатов делил на три категории. Чтобы было понятно и нашим радиослушателям. Первая категория - кандидаты самовыдвиженцы. Вторая - кандидаты, выдвинутые политическими партиями, например, здесь делим на две вещи. Это политические партии, которые долго уже на нашей политической арене и новые политические партии. Сейчас я приведу пример, потому что это тоже необходимо разделять. Если говорить о самовыдвиженцах, сейчас я не хотел бы обсуждать кандидатуру С. С. Собянина, потому что он преодолел сбор подписей москвичей 73 тысячи, к сожалению, кроме него из самовыдвиженцев больше никто необходимого количества подписей москвичей для регистрации не собрал. Поэтому говорить ими о прохождении муниципального фильтра просто рано. Необходимо хотя бы собрать подписи москвичей. Поэтому первую категорию самовыдвиженцев мы с вами убираем в сторону. Остаются две категории, выдвинутые политическими партиями. Скажем так, зрелыми политическими партиями и молодыми. В чем различия? Молодые политические партии у них по сути не представилось возможности участвовать в муниципальных выборах. Да, есть такая ситуация, например, партия, которая выдвинула кандидата Алену Попову. Она не участвовала в муниципальных выборах в Москве, у нее нет муниципальных депутатов. Да, это молодая партия, значит, к следующим выборам мэра она сможет поучаствовать в выборах муниципальных депутатов, составить свой костяк. Пытаться пройти муниципальный фильтр. Это касается всех молодых…
Т. ДЗЯДКО - Алена Попова в эти 14 кандидатов входила?
А. ШАПОШНИКОВ - Да.
Т. ДЗЯДКО - А сколько вы ей дали подписей?
А. ШАПОШНИКОВ - Мы подписи не даем.
Т. ДЗЯДКО - Сколько она через вашу площадку получила подписей?
А. ШАПОШНИКОВ - На нашей площадке Алена Попова не получила ни одной подписи. Если хотите, я вам назову цифры, кто сколько получил. У нас здесь секретов нет. Но я хотел бы закончить сначала с политическими партиями. Потом я назову цифры, мы их не скрываем. Возвращаясь к политическим партиям долгожителям. Здесь несколько иная ситуация. Они не первый год, а некоторые не первое десятилетие на политической сцене нашей страны и нашего города Москвы. Как мы отметили, у коммунистов не было проблем с прохождением. В силу разветвленности сетки, разветвленности большого количества депутатов. Поэтому когда политические партии со стажем начинают говорить, вот тяжелые муниципальные фильтры и прочее, хочется спросить, уважаемые коллеги, а что же вы до этого момента не обращали внимания на муниципальных депутатов, на муниципальное сообщество. Почему же вы так плохо буквально полтора года назад работали на муниципальных выборах, не задумываясь об этих. Поэтому я бы делил кандидатов на три категории, исходя из этих логических посылов.
Т. ДЗЯДКО - Давайте уточним по цифрам.
А. ШАПОШНИКОВ - С. С. Собянин - 103, Дегтярев ЛДПР - 79, Митрохин «Яблоко» - 49, Левичев «Справедливая Россия» - 51, Навальный - 110, взял 49, Фетисов «Альянс зеленых» - 1, Пеунова «Воля» - 2 подписи.
Т. ДЗЯДКО - Если подводить какой-то итог и резюмировать историю с подписями муниципальных депутатов, сбором. Как бы вы оценили вообще работу и действие этого принципа в Москве. Это впервые.
А. ШАПОШНИКОВ - В целом я это оцениваю естественно позитивно и хорошо, объясню, почему. Первое, что необходимо отметить, федеральное законодательство позволяет планку муниципального фильтра максимально ставить 10%. В Москве эта планка 6%. Это самая низкая планка по стране. Более того, законопроект, который был внесен в Московскую городскую думу, предполагал планку 10%, по инициативе Собянина она была опущена до 6. Поэтому планка прохождения низкая. Условия, которые были созданы на площадке ассоциации для кандидатов, больше ни в одном субъекте РФ такой площадки создано не было. Мы в данном случае с одной стороны пионеры, с другой стороны, если хотите мы в определенной мере начинаем быть законодателями мод для других регионов. Может быть, этим опытом воспользуются в последующем и другие регионы при выборах губернаторов. Поэтому муниципальный фильтр он необходим, нужен. В Москве муниципальный фильтр является самым либеральным и самым демократичным по сравнению со всеми другими. Поэтому я считаю, что муниципальный фильтр имеет право на жизнь. В качестве простого примера, количество политических партий у нас сейчас приближается к 70, предположим, не было бы муниципального фильтра, все 70 политических партий выдвинули своих кандидатов.
О. ЧИЖ - И ничего, естественный отбор.
А. ШАПОШНИКОВ - Где. В каком месте?
О. ЧИЖ - На стадии голосования в бюллетенях.
А. ШАПОШНИКОВ - Скажите, пожалуйста, сколько времени вы проведете на избирательном участке?
О. ЧИЖ - Бросьте. Мне кажется, что несколько десятков, тех, кто попадет в бюллетени, их просто даже не будет рассматривать подавляющее большинство избирателей. Все равно они ищут в бюллетене конкретного человека. Не так ли?
А. ШАПОШНИКОВ - Не факт. Если посмотреть социологию и исследования многих ученых, есть достаточно серьезные труды, которые говорят о том, что человек принимает решение на самом избирательном участке.
Т. ДЗЯДКО - Ну так он приходит, читает, узнает.
О. ЧИЖ - Вот этого я знаю, этого не знаю.
А. ШАПОШНИКОВ - Я почему вам и задал этот вопрос, коллеги. 70 кандидатов в бюллетене. Сколько времени вы будете изучать одного кандидата.
Т. ДЗЯДКО - А сколько лет вам потом жить с мэром.
А. ШАПОШНИКОВ - Сколько, я вам сейчас задал вопрос. Вы мне можете ответить, сколько у вас уйдет времени на изучение одного кандидата.
Т. ДЗЯДКО - Может быть час, может быть два, может быть полдня, но зато я буду точно уверен, что я не ошибся и поставил галочку.
А. ШАПОШНИКОВ - При изучении час хотя бы одного бюллетеня, как будет работать УИК? Вы представляете это? Не будет ли там пробок? Не будут ли там люди стоять изучать бюллетени, не сорвем ли мы таким образом процесс голосования?
Т. ДЗЯДКО - Послушайте, мне кажется, что голосование довольно серьезная штука.
А. ШАПОШНИКОВ - Абсолютно с вами согласен.
Т. ДЗЯДКО - И соответственно, если нужно будет привлечь еще некоторое количество людей в избирательную комиссию, поскольку мы сейчас фантазируем, соответственно если возникают сложности и пробки и люди в очередях для того чтобы это минимизировать, нужно привлекать людей в избирательные комиссии, давайте привлекать.
А. ШАПОШНИКОВ - Скажите, вы не работаете в избирательной комиссии? Вы пойдете работать?
Т. ДЗЯДКО - Я - нет.
А. ШАПОШНИКОВ - Вот таких людей нам не хватает. Чего же вы не идете в избирательную комиссию, поможете.
О. ЧИЖ - У Тихона есть другая работа, которая несколько исключает…
А. ШАПОШНИКОВ - А люди в избирательных комиссиях не работают постоянно.
Т. ДЗЯДКО - Но суть не в этом, суть в том, что давайте тогда вообще отменим выборы. Потому что ваша логика ведет к этому. Вы говорите это сложно, давайте упрощать. А я говорю, что это серьезное решение, давайте усложнять. Если это необходимо. Потому что говорить, что у нас нет людей работать в избирательных комиссиях, так давайте вообще не будем выборы делать.
А. ШАПОШНИКОВ - Вы не цепляйтесь за одно слово, которое я сказал.
Т. ДЗЯДКО - Я цепляюсь за вашу логику.
А. ШАПОШНИКОВ - Я вам привел ряд аргументов, и моя логика заключается не в том, которую вы пытаетесь сейчас привести. Моя логика заключается в том, что муниципальный фильтр необходим, чтобы это работало как система, и не было анархии. И не надо приводить к анархии безумным количеством кандидатов. Даже сейчас 40 кандидатов, для прохождения муниципального фильтра максимальное количество кандидатов, которое может быть…
О. ЧИЖ - 16.
А. ШАПОШНИКОВ - 16 кандидатов что, недостаточно для выборов? Скажите без фантазии.
Т. ДЗЯДКО - Без фантазии мне кажется, если вам интересно мое мнение, что если человек хочет баллотироваться, то пусть он побаллотируется и проиграет. В следующий раз он не будет баллотироваться. Если он не сумасшедший. Но он хочет, у него есть право.
А. ШАПОШНИКОВ - Почему государство должно тратить деньги и наши деньги налогоплательщиков…
О. ЧИЖ - На чернила в бюллетене.
А. ШАПОШНИКОВ - Да не на чернила, простите, зарегистрированным кандидатам мы должны выделить полосы и площадь в СМИ, ему должны…, а это все деньги.
Т. ДЗЯДКО - Просто это так работает. Это принцип.
А. ШАПОШНИКОВ - Что значит, так работает? Это вам так кажется.
Т. ДЗЯДКО - Почему мне кажется. Слушайте…
А. ШАПОШНИКОВ - Ваша логика заключается в том, что кто хочет, пусть тот и регистрируется.
Т. ДЗЯДКО - Именно.
А. ШАПОШНИКОВ - И что у нас с вами тогда получается. Будет сплошная анархия. 300 человек будет зарегистрировано. Что же тогда у нас будет происходить в этот период. Вы тоже не доводите это до какой-то совсем фантастической ситуации.
Т. ДЗЯДКО - Я не довожу.
О. ЧИЖ - Еще одно нарекание, которое у многих возникает к необходимости заручаться поддержкой муниципальных депутатов. Даже притом, что в Москве планка довольно невысокая, 6%, получается, чтобы собрать необходимые 110 голосов, Алексею Навальному 110 депутатов как вы говорите от «Единой России» и сторонников собирали подписи. То есть все равно 6%…
А. ШАПОШНИКОВ - Сдали.
О. ЧИЖ - Хорошо. Даже в этом случае приходится эту конкуренцию не совсем искусственно, но подстегивать. То есть при действующей ситуации довольно сложно кандидату фильтр пройти.
А. ШАПОШНИКОВ - Возвращаемся, помните к делению кандидатов на три категории. Мы все-таки с вами хотим жить в цивилизованном демократическом государстве. Не относитесь к этому как к высоким словам. Почему я говорю и произношу именно эти слова. Политические партии это что? Это тот инструмент, волеизъявление народа, через который делается выбор. И голосование. В данном случае муниципальный фильтр это ничто иное, как усиление позиции политических партий. И то, что политические партии плохо сработали на муниципальных фильтрах, на муниципальных выборах, просите за оговорку, это проблема каждой конкретной политической партии.
Т. ДЗЯДКО - Но просто когда были выборы в марте, у нас было 7 политических партий.
А. ШАПОШНИКОВ - Ситуация постоянно меняется.
Т. ДЗЯДКО - Выборы-то муниципальные были в марте.
А. ШАПОШНИКОВ - И что?
Т. ДЗЯДКО - И то, что а политические партии появились после марта. Потому что их не регистрировали до этого.
А. ШАПОШНИКОВ - Но сейчас они появились, значит, в следующий электоральный цикл будут более успешны их действия. А скажите, пожалуйста, из тех 7 политических партий у нас что, все выдвинули своих кандидатов?
Т. ДЗЯДКО - Давайте посчитаем. ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия», три.
А. ШАПОШНИКОВ - А было 7. А где еще четверо?
Т. ДЗЯДКО - В смысле. Я не очень понимаю.
А. ШАПОШНИКОВ - К роли политических партий. Муниципальный фильтр усиливает роль именно политических партий. Если мы хотим жить в цивилизованной стране, то политика должна делаться через объединение людей в политические партии. Как во всех цивилизованных странах. И что в этом плохого, что мы усиливаем политические партии?
Т. ДЗЯДКО - В этом нет ничего плохого, просто человек может не симпатизировать ни одной политической партии…
А. ШАПОШНИКОВ - Самовыдвиженец, пожалуйста.
Т. ДЗЯДКО - Смотрим вопросы наших слушателей.
О. ЧИЖ - Андрей обращает внимание на то, что списки кандидатов, вы приходите на избирательный участок, видите бюллетень из 10 страниц и в нем 70 кандидатов с биографиями и информацией по ним, то он на это будет тратить много времени. Андрей обращает внимание, что списки кандидатов для изучения, кстати, доступны задолго до выборов.
А. ШАПОШНИКОВ - Да, я это знаю. К сожалению, жалко, что не все это знают и немногие до дня выборов приходят на сам избирательный участок. Если раньше приходили за открепительными, то вы знаете, сегодня Мосгордума приняла поправки в закон, открепительных удостоверений в Москве на выборах не будет.
О. ЧИЖ - Один из наших слушателей спрашивает: оставлял ли лист поддержки такой одиозный претендент…
А. ШАПОШНИКОВ - Давайте угадаю. Паук?
О. ЧИЖ - Совершенно верно.
А. ШАПОШНИКОВ - Оставлял, ни одной подписи.
О. ЧИЖ - А вы знаете, его слова…
А. ШАПОШНИКОВ - На нашей площадке. Я повторю. У нас была площадка, еще каждый штаб сам собирал, кто-то в штабе заверял подписи, кто-то пользовался выездными нотариусами…
Т. ДЗЯДКО - Я думаю, что мы это поняли.
О. ЧИЖ - Тем временем Сергей Троицкий Паук утверждает, что собрал около 100 подписей, но их похитили, и осталось только 3. Поэтому он не успевает отнести их в Московскую городскую избирательную комиссию.
Т. ДЗЯДКО - Это ты читаешь…
О. ЧИЖ - Он рассказал это «Эхо Москвы».
Т. ДЗЯДКО - Минута до конца, не знаю, хватит ли времени ответить на этот вопрос. Чем вообще занимаются муниципалитеты и в чем их отличие от управ?
А. ШАПОШНИКОВ - Первое, что необходимо отметить, что в соответствии с федеральным законодательством на сегодняшний момент муниципалитеты и носят название администраций или аппараты совета депутатов. Была внесена поправка в 56-й закон города Москвы о местном самоуправлении и на сегодняшний момент основная задача аппарата совета депутатов это обеспечение деятельности совета депутатов.
О. ЧИЖ - Что это значит на практике?
А. ШАПОШНИКОВ - На практике вы, наверное, знаете, был принят 39-й закон, о государственных полномочиях в сфере благоустройства, капитального ремонта, благоустройства парков, скверов, установки опоры освещения, то есть много именно хозяйственных вопросов, которые решаются на конкретной территории в каждом дворе.
О. ЧИЖ - Такой районный быт.
А. ШАПОШНИКОВ - Да. Замечательная кстати фраза. Теперь передано для контроля и распределения, в том числе больших финансовых средств муниципальным депутатам. Эта вся работа требует некой подготовки, организации, этим занимается в данном случае аппарат совета депутатов.
Т. ДЗЯДКО - Спасибо большое. Алексей Шапошников - председатель совета муниципальных образований города Москвы был у нас в эфире.
Послушать и посмотреть:
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/1112616-echo/