От моряка-подводника германского имперского флота до офицера ВМФ Израиля

Jul 20, 2024 17:29

Историю Израиля творят евреи - отважные люди, прошедшие непростой, полный смертельных рисков, путь к сионизму и строительству Еврейского государства. Одним из них был Макс Халлер - германский моряк-подводник, герой 1 Мировой войны, ставший одним из первых офицеров ВМФ Израиля и строителем израильского военно-морского флота



Еврейский моряк-подводник Макс Халлер, механик германской подводной лодки SM UC-22

Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2020-2024
© 2024 by Alexander Shulman. All rights reserved

Александр Шульман
От моряка-подводника германского имперского флота до офицера ВМФ Израиля

Историю Израиля творят евреи - отважные люди, прошедшие непростой, полный смертельных рисков, путь к сионизму и строительству Еврейского государства. Одним из них был Макс Халлер - германский моряк-подводник, герой 1 Мировой войны, ставший одним из первых офицеров ВМФ Израиля и строителем израильского военно-морского флота

" Мы видим в перископе вражеский корабль. Есть цель! Звучит команда: «Двигатели на стоп! Приготовиться к погружению!"» Как только наша субмарина вышла на курс атаки, командир приказывает: «Подготовить торпеду к пуску!», а затем «Внимание - пуск!». После нескольких секунд напряженного ожидания мы услышали взрыв торпеды. Есть прямое попадание во вражеский корабль!

Нам нужно подняться на поверхность, чтобы увидеть результат нашей торпедной атаки. С торпедированного нами корабля спущены спасательные шлюпки. Одна из лодок подошла к нам, и капитан торпедированного судна вручил нам документы на следовавшее под британским флагом судно «Oronsay», на котором было загружено 4 000 тонн хлопка. Наша пушка произвела еще 24 выстрела по кораблю, прежде чем он начал медленно тонуть, заваливаясь на бок."



Экипаж подводной лодки SM UC-22. Макс Халлер сидит вверху на боевой рубке

Торпедирование вражеского корабля не всегда было целью германских подводников. Бывало, что субмарина действовала по-пиратски: Если было ясно, что целью является торговое судно, то его останавливали в открытом море, проверяли его груз и судовую документацию. Командир субмарины решал - является ли это судно законной целью и, если это была законная цель, приказывал команде "торгаша" покинуть корабль и отправиться на спасательных шлюпках к ближайшему берегу. После чего захваченный корабль топился огнем артиллерийских орудий подводной лодки"

Это цитата из дневника Макса Халлера , еврейского моряка-подводника, который служил механиком германской подводной лодки SM UC-22 с 1916 года до конца Первой мировой войны.
На боевом счету экипажа субмарины SM UC-22, базировавшейся в австрийских и турецких портах на Средиземном море, пятнадцать боевых походов, в ходе которых были потоплены 23 корабля противника, шедшие под русскими, британскими, греческими, итальянскими, испанским, норвежским флагами.

image Click to view



Моряк-подводник Макс Халлер был одним из более чем 100 тысяч германских евреев, геройски сражавшихся в рядах германской армии и флота во время 1 Мировой войны. Более 12 тысяч из них пали смертью храбрых за Германию. Среди павших еврейских воинов были и два брата Макса Халлера

Путь еврейского моряка на германский подводный флот был непрост. Макс (Меир) Халлер родился 5 марта 1892 года в религиозной еврейской семье в городе Хайнау в Силезии. Его отец был кантором в местной синагоге и учителем в еврейской школе.

Макс получил традиционное еврейское воспитания, однако с детских лет его влекло к себе море.
В 16 лет он покинул родительский дом и отправился в Гамбург. Там на верфях Вулкан он в течение трех лет проходил обучение в судостроении, обработке металла, осваивал корабельные двигатели и паровые котлы, судовые механизмы.

Уже дипломированным механиком в 19 лет он начал плавать на германских торговых судах, набираясь морского опыта и мастерства. В 1913 году, уже опытного судового механика Макса Халлера призвали на германский имперский флот, он стал матросом-дизелистом на одном из самых грозных германских кораблей - на линкоре "Пруссия". В составе экипажа линкора "Пруссия" он участвовал в ряде морских сражений начавшейся в 1914 году Первой мировой войны.


Макс Халлер (сидит в центре) с моряками линкора "Пруссия"

Отважного бывалого моряка с боевым опытом влекло неизведанное. Тогда только начиналась эра подводного флота. Движимый патриотизмом, Макс Халлер решает идти добровольцем на подводный флот. Он проходит жесткий отбор и обучение и попадает в элиту германского флота - в моряки-подводники.

Его "домом" становится одна из первых германских подводных лодок SM UC-22, спущенная на воду в апреле 1916 года.
Службу на подводной лодке Халлер начал с должности механика, а к концу войны получил повышение до главного инженера-механика подводной лодки. В составе экипажа этой субмарины моряк Макс Халлер совершил 15 боевых походов
UC 22 была торпедной подводной лодкой-заградителем, которая патрулировала в Атлантическом океане, Средиземном и Эгейском морях. В ходе войны ее мины и торпеды потопили 22 торговых и пассажирских судна, шедших под русскими, британскими, греческими, итальянскими, испанским, норвежским флагами и один военный корабль, HMS Louvain.

Каждый боевой поход субмарины Макса Халлера был связан со смертельным риском - из-за повреждений в бою и несовершенства конструкций субмарин каждый третий германский моряк-подводник навсегда бесследно исчез в морской пучине.

Подвиг и боевое мастерство еврейского моряка-подводника Макса Халлера были отмечены целым рядом боевых наград трех империй. Германской империей он был награжден орденами Железного Креста 1-го(за освобождение винта своей подводной лодки из минных сетей) и 2-го Класса и Почетным серебряным знаком моряка подводного императорского флота Его Величества . Австро-Венгерская империя наградила его медалью "За отвагу" с портретом Карла I. Османская империя наградила его орденом "Звезда Галлиполи" и медалью "За боевые заслуги"



Боевые награды еврейского моряка-подводника Макса Халлера

После войны Макс Халлер продолжает заниматься любимым делом - он становится начальником производства на машиностроительном заводе Р. Даля в Берлине. Он женится на Катрин, у них рождаются две дочери Дина и Голди. В 1930 году он открывает собственный бизнес - магазин-склад радио- и электроприборов в берлинском районе Шенберг.

Успешная жизнь и карьера оборвалась с приходом Гитлера к власти. Преследования немецких евреев начались немедленно после прихода к власти нацистов. Ограничения вводились постепенно, однако итогом их стал Холокост...

1 апреля 1933 года нацистами был объявлен общенациональный бойкот еврейских фирм, предприятий и частных бизнесов. Это было начало организованного преследования евреев в нацистской Германии. Бойкот сопровождался массовыми погромами еврейских предприятий, грабежами и убийствами. Вчерашние немецкие однополчане дружно предали своих еврейских боевых товарищей

Халлер решил выставить на видном месте в витрине свои боевые награды, полученные им за военную службу на войне. Это произвело впечатление на головорезов нацистской партии и СА, и его фирма не пострадала.
В отличии от многих германских евреев, Халлер хорошо понимал, куда ведет разгул германского антисемитизма, и решил бежать из нацистской Германии.
За месяц до репатриации в Эрец Исраэль Макс Халлер получил в Департаменте торговли, судоходства и коммерции «Сертификат квалификации морского машиниста I».
Сертификат удостоверял, что Макс Халлер имеет право работать главным механиком на различных судах: всех судах с двигателем, совершающих прибрежные, короткие или морские рыболовные рейсы, паровых и моторных судах мощностью до 2000 л. с. и парусных судах с вспомогательной тягой на дальних рейсах.
Кроме того, он имел квалификацию для работы машинистом на всех судах с двигателем, совершающих прибрежные, короткие и средние рейсы, а также на всех судах с двигателем мощностью до 6000 л. с. на дальних рейсах.

В начале сентября 1933 года Макс Хеллер и его семья покинули Германию по пути в Эрец Исраэль со всеми документами и сертификатами, подтверждающими его профессиональное образование, а также подтверждением членства в «Ассоциации технического строительства Эрец Исраэль», созданной в Берлине еврейскими инженерами.

Халлеру вновь пришлось начинать жизнь сначала. Его морской опыт пригодился при строительстве еврейского флота. Он поступает на службу корабельным механиком на судах только-только создававшегося торгового флота будущего Еврейского государства. По заданию Хаганы - сионистской боевой организации, на этих кораблях осуществлялась перевозка не только различных грузов, но и нелегальная переправка евреев из захваченной нацистами Европы в Эрец Исраэль.

С началом 2 Мировой войны суда еврейского флота были реквизированы британцами, Халлер поступает на службу в британское Адмиралтейство. В составе британского флота он принимает участие в морских операциях против нацистов на Средиземном море, хорошо знакомому ему по подводным походам.

В мае 1948 года было провозглашено Государство Израиль. Только что созданному израильскому военно-морскому флоту нужны специалисты, и Халлер, которому тогда уже было 56 лет, вновь идет добровольцем на флот. Халлер был зачислен на флот в июле 1948 года, и его личный номер был 136132.Подполковник ВМФ Израиля Макс Халлер возглавил службу технической подготовки и ремонта боевых кораблей, им были заложены основы израильского судостроения на верфи в Хайфе.



Подполковник ВМФ Израиля Макс Халлер с дочерью Диной, также ставшей морским офицером

Подполковник ВМФ Израиля Халлер получил благодарность командира морского спецназа Иохая Бен Нуна за участие в блестяще проведенной 22 октября 1948г. операции против египетского флота.
Тогда израильскими морскими диверсантами с помощью трех начиненных взрывчаткой катеров были потоплены флагман египетского флота корвет "Эмир Фарук" и тральщик. Морские диверсанты и три начиненных взрывчаткой катера были скрытно доставлены к месту проведения операции на борту израильского шлюпа "Маоз" К-24, за техническую подготовку которого к бою отвечал подполковник Макс Халлер.

В 1953г. Макс Халлер демобилизовался с Военно-морского флота и продолжил службу на судах израильского торгового флота. Он был связан с морем до самой своей смерти в 1960 г.


Previous post Next post
Up