Вчера выступал в Законодательном собрании с отчетом о работе Правительства в 2011 году. Появился интерес к тексту выступления. Выкладываю, как и просили. Текст большой, поэтому пришлось разбить на три части (оказалось, посты имеют ограничение по количеству знаков).
Уважаемые коллеги! На сегодняшнем заседании я представляю вам отчет о работе Правительства Нижегородской области в 2011 году.
В ходе его подготовки в соответствии с Уставом области мы получили утвержденный Законодательным Собранием перечень вопросов. Всего их 44. По большинству из них вы услышите ответы на этой встрече - информация по ключевым, системным вопросам включена в мой доклад. На ряд вопросов, может быть, чуть подробнее, чем в выступлении, я отвечу сразу после отчета. По остальным же будут подготовлены письменные ответы и в ближайшее время официально направлены в Законодательное Собрание. Такой подход был согласован с аппаратом Собрания.
Отмечу, что ответам на вопросы депутатов мы придаем особое значение, поскольку за каждым из них стоят интересы жителей региона, и ни один не должен остаться без внимания.
Начну с общей оценки социально-экономической ситуации, сложившейся в Нижегородской области по итогам 2011 года. Напомню, что в соответствии с нашими прогнозными разработками восстановление экономики региона по основным макроэкономическим показателям должно произойти в текущем году.
Однако, по оценке областного министерства экономики, уже по итогам 2011 года ключевой показатель развития - валовой региональный продукт (ВРП) - в сопоставимой оценке превысил уровень докризисного 2008 года (индекс физического объема валового регионального продукта составил 101,2% к уровню 2008 года).
Безусловно, состояние отдельных секторов экономики различно. Индекс промышленного производства за 2010-2011 годы, то есть за период восстановительного роста, составил 24%. Вместе с тем, показатель пока не достиг докризисного уровня. Такая же ситуация - в строительстве. Это понятно, так как именно эти секторы наиболее сильно пострадали во время кризиса. Хотя следует отметить, что объем ввода жилых домов в 2011 году (1453,4 квадратных метра) на 8,6% превысил уровень 2008 года. Это, конечно, не случайно, поскольку именно в этом сегменте строительной отрасли сосредоточена государственная поддержка.
Опережающими темпами идет восстановление таких секторов экономики, как розничная торговля, где прирост в сопоставимых ценах составил 5,8% к 2008 году, и сельское хозяйство, где, несмотря на засуху 2010 года, объемы производства превысили докризисный уровень (100,8% к уровню 2008 года).
Безусловно, самым важным итогом, как с экономической, так и с социальной точек зрения, является положительная динамика реальных денежных доходов населения. Хотя она и несколько замедлилась в прошлом году - прирост к 2008 году составил 4,2%. Реальная зарплата за этот же период выросла более чем на 5%.
Что касается инвестиционной активности предприятий, то она в полном объеме еще не восстановилась. Это в значительной степени обусловлено высокой базой докризисного периода, когда в течение 2006-2008 годов прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составлял более 25% в год. Вместе с тем позитивная динамика налицо - в прошлом году индекс физического объема составил 107% к 2010 году. В текущем году также наблюдаются высокие темпы роста инвестиций (по итогам 1 квартала 2012 года - 123% к уровню 1 квартала 2011 года).
Кроме того, следует отметить, что объем инвестиций 2011 года по отношению к объему ВРП составил более 29% (что существенно выше среднероссийского значения - 19,7%). В недавно подписанном указе Президента России в целом по стране ставится задача увеличения объема инвестиций до уровня 25% от ВВП только к 2015 году. Мы же преодолели этот рубеж уже в 2007 году и продолжаем удерживать это соотношение на гораздо более высоком уровне. Это, несомненно, имеет большое значение для развития экономики региона.
Также хочу обратить ваше внимание на то, что в последнее время в некоторых документах федерального уровня, в частности в Стратегии инновационного развития России до 2020 года (принятой в декабре 2011 года), и в программных выступлениях руководителей страны акцент делается на обеспечении качества экономического роста.
То есть важным становится не простое расширение производства, а прирост за счет его обновления, направленного на увеличение производительности труда. В соответствии с этим выстраивается федеральная государственная политика по модернизации экономики, развитию человеческого капитала и повышению эффективности деятельности власти. В условиях ускорения технологического развития мировой экономики альтернативы этому нет.
С 2006 года в указанных направлениях формируется государственная политика и у нас в регионе в рамках Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.
Здесь будет уместно ответить на вопрос депутатов по зонам опережающего развития. Этот концептуальный подход к развитию социально-экономического потенциала региона был определен в стратегии и последовательно претворяется в жизнь.
Уникальность и специфика каждой зоны, а их всего 5, определяют оптимальный набор инструментов государственной поддержки, который, по сути, направлен на создание условий для «точек роста» (поэтому они и называются зонами опережающего развития). К таким инструментам относятся: поддержка приоритетных инвестиционных и инновационных проектов; строительство необходимой инфраструктуры в виде технопарков и промышленных парков и другие меры.
Там, где для этого есть условия, формируются кластеры - это сравнительно новый для российской экономической политики элемент, направленный на интеграцию возможностей бизнеса, науки и образования.
Например, в зоне городской агломерации создается Нижегородский индустриальный инновационный кластер в сфере автомобилестроения и нефтехимии. Среди его якорных предприятий - «ГАЗ» и «Сибур-Нефтехим». На ближайшие 5 лет (2012-2016 годы) объем инвестиций в кластер составит почти 110 миллиардов рублей. Основными направлениями его развития являются расширение производства поливинилхлорида и создание «пояса» предприятий по его переработке в конечную продукцию, в том числе по выпуску автокомпонентов. А также - организация производства автомобилей Газель Next, контрактной сборки автомобилей компаний Даймлер, Дженерал моторс, Фольксваген, Шкода.
В следующей - инновационной зоне сформирован Саровский инновационный кластер. Общее количество его участников - около 60 компаний. Планируемый объем инвестиций в исследования и разработки в 2012-2016 годах составит более 60 миллиардов рублей.
В настоящее время программы развития данных кластеров поданы на конкурс министерства экономического развития России с целью привлечения федеральных субсидий.
Также на территории этих двух зон Правительством реализуются различные инфраструктурные проекты. В зоне городской агломерации формируются два промышленных парка - «Дзержинск-Восточный» и «Бор-Центральный» и технопарк в сфере информационных технологий «Анкудиновка», а в инновационной - технопарк «Система-Саров».
В зоне металлургии и металлообработки реализован ряд проектов по модернизации «Выксунского металлургического завода» (объем инвестиций - 21,4 миллиарда рублей) и по строительству литейно-прокатного комплекса и «Стана-5000» компании «Омк-сталь» (объем инвестиций - 36 миллиардов рублей). Их реализация позволила создать более 1,4 тысячи рабочих мест. Четыре проекта были поддержаны Правительством области как приоритетные.
Также Правительство области оказывает поддержку как приоритетному инновационному проекту компании «Русполимет» по внедрению новых промышленных технологий.
Четвертая зона - лесопромышленная. На ее территории реализуются проекты, связанные с ее специализацией. Например, расширение производства по нормализации экстрактов «Производственного объединения «Оргхим» (объем инвестиций - 900 миллионов рублей, проект имеет статус приоритетного).
Отмечу, что для обеспечения динамичного развития данной зоны проводится газификация северных районов. Например, в 2011 году введен в эксплуатацию магистральный газопровод Красные баки-Урень.
В следующей - агропромышленной зоне реализуется более 280 инвестиционных проектов на сумму около 18 миллиардов рублей, более половины из них - в сельском хозяйстве. При этом внедряются инновационные технологии в растениеводстве, животноводстве, разведении ценных пород рыбы, в производстве газонного дерна и так далее.
Таким образом, в рамках концепции зон опережающего развития формируется перспективное пространственное распределение производительных сил экономики области, центральное место в котором, с точки зрения логистики и сосредоточения трудовых ресурсов, отводится Нижегородской городской агломерации.
Возвращаясь к приоритетам экономической политики Правительства региона, хочу еще раз подчеркнуть ее неизменную направленность на осуществление технологической модернизации. И здесь мы выделяем два ключевых момента - инновации и инвестиционный климат.
Карта мер поддержки областным Правительством инновационной деятельности вам хорошо известна.
Это, прежде всего, финансовая помощь.В 2011 году объем господдержки приоритетных инновационных проектов (налоговые льготы и субсидирование процентных ставок по банковским кредитам) составил 65,5 миллионов рублей. При этом в их реализацию было привлечено 4,4 миллиарда рублей инвестиций, что в 16 раз больше, чем в 2010 году.
Кроме того, предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение, была предоставлена господдержка в сумме 32,5 миллиона рублей в виде возмещения части процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков.
Как вы знаете, с 2010 года Правительством области были введены новые меры поддержки инновационного малого и среднего бизнеса. Это субсидия в размере 500 тысяч рублей на создание нового предприятия, в том числе осуществляющего деятельность в сфере коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Всего за 2011 год средства получили 30 компаний на сумму 15 миллионов рублей.
Поддержка предоставляется и действующим инновационным предприятиям. Субсидия в объеме до 5 миллионов рублей направляется на компенсацию затрат по разработке, патентованию и сертификации новой продукции, приобретению основных средств и новых технологий. Такая помощь была оказана 36 компаниям на общую сумму более 110 миллионов рублей.
Вместе с тем в 2011 году Правительство продолжало поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в виде грантов и премий как по самостоятельным региональным конкурсам (грант нижегородской области в сфере науки, технологии и техники; премия нижегородской области им. И.П.Кулибина), так и в рамках долевого финансирования проектов по программам российского фонда фундаментальных исследований и фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (У.М.Н.И.К. и Старт). Всего в 2011 году 215 проектов получили гранты и премии на общую сумму 110,5 миллионов рублей, в том числе 48,5 миллионов рублей из областного бюджета.
Кроме финансовой поддержки, большое внимание уделяется развитию инфраструктуры инновационной деятельности. О технопарках я уже упоминал - они создаются в рамках федеральных программ. Подробнее о них я расскажу после отчета, отвечая на вопрос о перспективах привлечения крупных инвесторов на территорию технопарков.
Другими элементами инновационной инфраструктуры в регионе являются «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» и региональный венчурный фонд.
Что касается «Нижегородского инновационного бизнес-инкубатора», то он активно наращивает свои обороты. За время работы на его территории были размещены 32 инновационные компании, из них более 65% уже начали продажи или находятся на различных стадиях коммерциализации. Суммарный объем продаж резидентов бизнес-инкубатора за прошедший год составил около 120 миллионов рублей, компаниями привлечено более 24 миллионов рублей инвестиций.
Кстати, среди поступивших вопросов отдельный был посвящен венчурному предпринимательству. Вы знаете, что у нас в области действует «региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере», созданный на принципах государственно-частного партнерства (50% паев фонда в размере 140 миллионов рублей принадлежит государству, в том числе 70 миллионов рублей - Правительству области, 50% - средства частных инвесторов - банк «ВТБ» и «ВТБ 24»).
В 2011 году фонд расширил свои возможности по венчурному инвестированию. раньше за счет собственных средств он финансировал проекты на стадии «старт-ап» со средним объемом инвестиций на одну компанию 40 миллионов рублей. По этой схеме в 2011 году был проинвестирован проект компании ООО «Семейный Интернет» (по созданию генеалогической социальной сети, генеалогической базы архивов населения, Интернет-магазина семейных товаров, каталога семейных бизнесов и др.). Теперь, получив статус венчурного партнера «Фонда посевных инвестиций российской венчурной компании», он сможет осуществлять поддержку инновационных компаний и на начальной («посевной»), наиболее рискованной, стадии развития за счет средств данной организации. Средний объем инвестиций на одну компанию - 20-30 миллионов рублей.
Всего в 2011 году фондом были подготовлены и презентованы в российской венчурной компании 6 инновационных проектов нижегородских компаний. Их специализация различна. Это и разработка современного технологического покрытия солнечных батарей, и ветряная электростанция, и проект по автоматизации проектирования зданий, и другие. В текущем году будут приняты решения по финансированию конкретных проектов.
В целом можно уверенно сказать, что целенаправленная политика Правительства области по развитию инновационной деятельности приносит свои результаты. Объем отгрузки инновационной продукции в 2011 году составил 92 миллиарда рублей и существенно, на 26%, вырос по сравнению с 2010 годом. А если сравнивать с докризисным 2008 годом, то увеличение произошло в 4,2 раза. При этом важно отметить, что более высокими темпами растет экспорт инновационной продукции: к уровню 2010 года его объем увеличился в 1,8 раза.
Второе направление экономической политики правительства области по стимулированию технологической модернизации предприятий реального сектора - создание благоприятных условий для инвестирования.
Конечно, существенным преимуществом по сравнению с другими регионами является действующее у нас в области «одно окно» во взаимодействии с инвесторами - Инвестиционный совет работает с 2006 года. За это время рассмотрено более 6 тысяч проектов с суммарным объемом инвестиций более 1,6 триллиона рублей. Общее количество создаваемых в результате их реализации рабочих мест оценивается в 200 тысяч.
Выгодно мы отличаемся и региональным законодательством, которое определяет поддержку приоритетных инвестиционных проектов в виде налоговых льгот и субсидирования процентной ставки по кредитам. На сегодняшний день приоритетными признано 67 проектов с общим объёмом инвестиций 290 миллиардов рублей, в том числе в 2011 году такой статус был присвоен 9 проектам с объемом инвестиций 50 миллиардов рублей. Общий объем поддержки в прошлом году составил около 550 миллионов рублей. Среди них крупные проекты таких предприятий реального сектора, как «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», «Ондулин - строительные материалы», «Кстовский индустриальный парк», «Автокомпозит» и других.
Продолжая разговор о работе Правительства области по улучшению инвестиционного климата, следует отметить, что еще одной мерой привлечения дополнительных инвестиций, особенно в объекты общественной инфраструктуры, стало активное использование инструментов государственно-частного партнерства. На эту тему тоже был вопрос.
Так, например, в социальной сфере с использованием механизмов ГЧП в 2011 году построены и введены в эксплуатацию 3 физкультурно-оздоровительных комплекса в районах области. Объем инвестиций по данным проектам составил 1,4 миллиарда рублей.
Сейчас Правительством региона рассматривается вопрос о продолжении строительства фоков на основе ГЧП, в частности в Ардатовском и Починковском районах.
Кроме того, идет реализация проекта по созданию мусоросортировочного комплекса в Городецком районе, который будет обслуживать 7 муниципальных районов с общей численностью населения 270 тысяч человек. Объем инвестиций составит свыше 750 миллионов рублей.
По строительству мостового перехода через Волгу в районе поселка Подновье в настоящее время Внешэкономбанком проводится инвестиционное консультирование, направленное на разработку финансовой модели проекта и поиск инвестора.
Также мы обсуждаем вопрос об использовании механизмов государственно-частного партнерства при строительстве других социально значимых объектов, например, дошкольных учреждений, а также объектов инфраструктуры доступа граждан к государственным и муниципальным услугам.
По поводу применения принципов ГЧП в кластерной политике можно сказать, что само создание кластеров уже является проявлением государственно-частного партнерства, поскольку между властью и бизнесом заключаются соглашения о сотрудничестве и принимаются взаимные обязательства, направленные на достижение единой цели.
В отдельное направление региональной политики модернизации выделен комплекс мер Правительства области по развитию поддерживающих секторов экономики - энергетики и транспортной системы, направленный на снятие инфраструктурных ограничений.
Мы осуществляем тщательный контроль за тем, чтобы инвестиционные программы электроснабжающих компаний формировались и выполнялись с учетом решения приоритетных задач развития области. Прежде всего, речь идет об обеспечении городской агломерации, где сосредоточен нижегородский промышленный узел, требуемым уровнем надежности электроснабжения с возможностью увеличения потребляемой мощности. С этой целью в 2011 году было завершено строительство высоковольтной линии «Нижегородская-Борская», продолжалось строительство высоковольтной линии «Костромская ГРЭС - подстанция Нижегородская» и новой подстанции «Борская».
Что касается нижегородской ТЭЦ (в селе Федяково Кстовского района), на сегодняшний день выполнен анализ целесообразности реализации проекта, инвестором приобретен в собственность земельный участок под строительство первой очереди станции, получено согласование на выделение лимита природного газа, идет разработка схемы выдачи мощности ТЭЦ.
По проекту строительства Нижегородской атомной электростанции в Навашинском районе ситуация следующая. В январе 2011 года были получены лицензии на размещение энергоблоков АЭС, в настоящее время развернуты проектно-изыскательские работы. Реализация проекта предусматривает ввод двух энергоблоков в 2019 и 2021 годах.
Кроме того, в соответствии с федеральными целевыми установками у нас реализуются меры по повышению энергоэффективности. В 2011 году область принимала участие в отборе на получение субсидии из федерального бюджета в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В результате мы получили субсидию в размере 111,5 миллионов рублей. Сумма средств консолидированного бюджета, освоенных на эти цели в отчетном году, составила 328,6 миллиона рублей. Эти средства были направлены на строительство (приобретение) котельных, проведение энергоаудита и установку приборов учета в государственных учреждениях и органах исполнительной власти и другие мероприятия.
Отмечу, что в 2011 году было осуществлено дооснащение органов исполнительной власти и госучреждений области приборами учета энергетических ресурсов. Экономия за счет проведенных мероприятий за 2011 год составила по всем видам ресурсов более 50 миллионов рублей.
Вы знаете, что у нас реализуется концепция регионального стратегического развития систем теплоснабжения Нижегородской области в 2009-2013 годах. Цель проекта - повышение эффективности управления теплоэнергетическими комплексами муниципальных образований и привлечение средств на их модернизацию.
Так, в 2011 году были разработаны предложения и привлечены инвестиции в реформирование теплоэнергетических комплексов 8 муниципалитетов (Богородский, Бутурлинский, Ветлужский, Вадский, Семеновский, Чкаловский районы, город Навашино, городской округ Шахунья).
Бесспорно, стратегически важным для развития области является строительство объездных дорог административного центра, которые нужны нам как с экологической, так и с логистической точек зрения. Информацию по мосту в Подновье я вам уже озвучил.
Теперь по южному обходу. С 2008 года ведется строительство его третьей очереди протяженностью 15 километров. Финансирование осуществляется за счет средств областного и субсидий федерального бюджета. Завершение строительства позволит вывести за пределы областного центра транзитный транспорт, двигающийся по направлению Москва - Казань.
В самом Нижнем Новгороде в прошлом году закончены аварийно-восстановительные работы на Канавинском мосту, выполнена реконструкция проезжей части Окского съезда.
Интенсивными темпами продолжается строительство метрополитена. Для соблюдения запланированных сроков в 2011 году были привлечены средства федерального бюджета, в том числе дотации в размере 4 миллиардов рублей и 3 миллиарда рублей - бюджетный кредит.
В текущем году планируется завершение строительства станции «Горьковская» и открытие движения поездов метро в нагорную часть, а также окончание строительства автодорожных подходов с выходом на Московское шоссе и на ул. Белинского.
С целью снижения транспортной нагрузки на Волжский мост в 2011 году построена канатная дорога «Нижний Новгород - Бор», которая начала работу в феврале текущего года. Общая сумма вложений в ее строительство составила около 900 миллионов рублей. Половина из них - за счет уставного капитала (65% - бюджет области, 35% - бюджет города), остальные средства - заемные. Срок окупаемости канатки, по оценкам специалистов, составит от 6 до 7,5 лет.
Кроме того, уже принято решение о реконструкции Волжского мостового перехода путем строительства дополнительного моста параллельно существующему с транспортными развязками на улице Акимова в Нижнем Новгороде. В текущем году начаты проектные работы.
Также в 2011 году в рамках проекта «Новые дороги городов Единой России» были получены субсидии федерального бюджета в сумме около 1 миллиарда рублей. Отремонтировано 263 тысячи квадратных метров дорог областного центра, выполнен ремонт 115 дворовых территорий площадью более 900 тысяч квадратных метров.
Помимо этого, в 2011 году осуществлялось строительство автодорог с твердым покрытием к населенным пунктам региона. Объем финансирования работ составил более 360 миллионов рублей.
Не менее важный вопрос - обеспечение деятельности международного аэропорта Нижний Новгород, являющегося запасным аэродромом для московского авиаузла. Наша цель - довести его до международного уровня обслуживания перевозок и безопасности полетов.
В 2011 году была проведена его частичная реконструкция с организацией багажного отделения и просторной зоны ожидания, открытием новых магазинов беспошлинной торговли и ведущих сетевых кафе.
Всего в прошлом году было открыто 15 новых рейсов, произведено более 5,5 тысяч взлетно-посадочных операций (на 13,2% больше, чем в 2010 году). Вместе с тем в ноябре отчетного года заключено соглашение с Росавиацией о соинвестировании строительства и реконструкции объектов аэропортового комплекса «Стригино». Предполагается провести реконструкцию почти всей инфраструктуры, в том числе ввести в эксплуатацию в 2014 году первую очередь нового современного пассажирского терминала общей площадью около 20 тысяч квадратных метров, пропускной способностью не менее 800 пассажиров в час и оснащенного двумя пассажирскими телескопическими трапами. В дальнейшем планируется расширение данного терминала за счет установки третьего телескопического трапа, и выход на обслуживание не менее 900 тысяч пассажиров в год. Общий объем инвестиций составит более 2,7 миллиарда рублей.
Значимой составляющей нашей экономической политики является развитие агропромышленного комплекса. Деятельность Правительства области в аграрном секторе направлена, прежде всего, на обеспечение продовольственной безопасности региона. В этой связи господдержка сосредоточена на модернизации сельскохозяйственного производства и производства продуктов питания, а также на социальном развитии села. В целом в 2011 году на эти цели было выделено около 5,6 миллиарда рублей, в том числе 1,7 миллиарда рублей - федеральные средства.
Отмечу, что 1,6 миллиарда рублей было направлено на поддержку животноводства. Субсидировалось производство молока в размере 2-х рублей за килограмм и мяса - 16 рублей за килограмм реализованного молодняка крупного рогатого скота с откорма. При этом сельхозпредприятия, осуществляющие модернизацию животноводческих помещений, получали дополнительные субсидии (при замене оборудования - по 1 рублю за 1 килограмм реализованного молока; реконструкции - по 2 рубля; новом строительстве - по 3 рубля за 1 килограмм).
Поощрялись и те хозяйства, которые раньше не занимались молочным животноводством или имели небольшое дойное стадо (до 100 голов), и решившие строить объекты для его содержания, из расчета 20 тысяч рублей на 1 скотоместо и 15 тысяч рублей при реконструкции помещений.
В целом в 2011 году начали функционировать 169 объектов животноводства, из них вновь построено 20, введено в эксплуатацию более 28,3 тысяч скотомест.
В результате принимаемых мер поголовье дойного стада по сравнению с предыдущим годом удалось увеличить почти на 800 голов. Также значительно улучшилось качество молока. Удельный вес высококачественного молока, реализуемого на перерабатывающие предприятия, достиг 98%. Уровень самообеспечения области молоком и молочными продуктами в 2011 году по оценке составил 71%.
В 2011 году была продолжена практика льготного кредитования сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий (субсидирование процентных ставок по кредитам). Из областного бюджета на эти цели в прошлом году было направлено около 580 миллионов рублей, из федерального - 890 миллионов рублей. В результате в агропромышленный комплекс области было привлечено около 10 миллиардов рублей кредитных средств.
Так, предприятиями мясной, молочной, хлебопекарной, консервной и других отраслей промышленности, а также организациями нижегородского Облпотребсоюза на приобретение современного высокопроизводительного оборудования, закупку сельскохозяйственного сырья в 2011 году было привлечено 2,7 миллиарда рублей кредитных ресурсов.
Льготные кредиты также активно используются сельхозпроизводителями для приобретения современной техники. Кроме того, из областного бюджета предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на приобретение отечественных зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Всего в течение 2011 года сельхозпредприятиями области было закуплено более 1000 единиц различной техники.
На развитие малых форм хозяйствования было привлечено 1,3 миллиарда рублей льготных кредитов. Эти средства были направлены как на пополнение оборотных средств, так и на инвестиционные цели.
Также в 2011 году началось осуществление проекта по развитию семейных молочно-товарных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка из областного бюджета направлена на возмещение части затрат на приобретение оборудования (в 2011 году - 4,6 миллиона рублей, в 2012 году - 30 миллионов рублей). До конца 2012 года будут введены 17 ферм с общей численностью поголовья более 2 тысяч коров.
На социальное развитие села в 2011 году было выделено 500,4 миллиона рублей из областного бюджета и 128 миллионов рублей из федерального. Газифицировано 3 тысячи квартир, введено более 220 километров газопроводов, 44,2 километра сетей водоснабжения, 12,5 тысяч квадратных метров жилья (построено и приобретено 159 домов и квартир).
Подробнее остановлюсь на областной целевой программе «Покупайте Нижегородское», поскольку поступил такой вопрос от депутатов. Она реализуется в регионе с 2009 года и направлена на увеличение присутствия местных товаров в торговых сетях, организацию дополнительных каналов сбыта, позиционирование нижегородских товаропроизводителей в других регионах России.
В 2011 году проведено 37 областных и районных ярмарок продукции. Еженедельно в Нижнем Новгороде работают 11 ярмарок «выходного дня», осуществляется продажа молока со 180 автоцистерн на внутридворовых территориях.
Выездные ярмарки проводятся и в других регионах России. Ежемесячно организовываются ярмарки-продажи пищевых нижегородских продуктов в юго-восточном округе Москвы. В 2011 году наша продукция также была представлена в республике Мордовия.
Большой популярностью у населения пользуются социально ориентированные торговые точки шаговой доступности формата «у дома». За время действия программы было открыто 178 таких объектов. Это магазины Сеймовской, Павловской и Ждановской птицефабрик, торгового дома Шахунское молоко, производителей хлебной продукции, а также большая сеть магазинов потребкооперации.
В целом реализация программы позволила за три года довести долю присутствия продуктов питания нижегородских товаропроизводителей в общем объеме социально значимых продовольственных товаров в магазинах торговых сетевых компаний в среднем до 50-55%, а также снизить уровень инфляции по продтоварам (в 2011 году - 4,5% против 16,5% - в 2008 году на момент разработки программы).