Балийцы живо интересуются моим преподаванием випассаны - и вот на моей веранде новый визитер Кетут Сувара, решивший пригласить меня в свой медитационный центр для выступления перед балийской общиной и использования центра для моих учеников. Пока не видела центра, ничего сказать не могу, а вот разговор получился прелюбопытный, благо поведал он мне много нового о буддизме на Бали и его «нестыковке» с индуизмом.
Центр был основан еще в 1993 году - юный Кетут продавал с друзьями камни из реки на постройку домов, а на вырученные средства они купили полгектара земли за 30 долларов. Участок расположен недалеко от Ловины и изеветного крупного буддийского монастыря Брахмавихара-Арама, о котором я уже много писала. Местные жители отнеслись к сделке скептически - это место считалось населенным злыми духами и опасным для жизни...
Спрашиваю прямо: «И как, злые духи - одолевают?» Кетут смеется: «Да я их и не видел! От ума это все...» Дальше следует длительный экскурс в помешанность балийцев на черной магии, и, хотя в целом тема привычная, узнаю много деталей о круговороте духов в балийской природе. Кетут честно признается, что на деревне его считают странным, ведь випассана как «великая пустота» не влезает в балийскую «коробку подношения».
Впрочем, за 18 лет существования центр заслужил признания местных жителей, благо делает много хорошего, а Кетут мудро не мешает церемониям, даже и не проводя их сам. Он рассудительно объясняет мне (что я сама не хуже него понимаю), дескать випассана - это высший уровень, до которого балийцы просто не доросли, вот он исподволь их и воспитывает. Тем более что непрерывной преемственности буддизма на Бали не было.
И тут он слегка восполняет пробелы в моих познаниях по датировкам, именам и фактам. Оказывается, основатель буддийского монастыря на Бали, родом из индуистской касты брахманов, изучал буддизм на Яве, а монашество принял и вовсе в Таиланде! Создал он сей монастырь не далее чем в 1975 году, причем он вскоре был разрушен цунами в 1976 и долго отстраивался. До него никаких тхеравадских строений на Бали не наблюдалось...
Забавно, как Кетут приучал свою деревню к виду пяти монахов, приходящих за подаянием - для балийцев явление совершенно непривычное. За несколько лет ему удалось приучить округу кормить монахов, но когда один решил предпринять такие же обходы в Гиньяре (недалеко от Убуда), Кетут сразу сказал, что его усилия будут тщетны. Немудрено, при балийской семейственности санньяса или монашество - скорее род умопомешательства.
Конечно, дело не во внешнем укладе общества, а в менталитете - Кетут активно вводил этот термин при описании зашоренности своих соотечественников. Чистота сознания - вещь немыслимая для балийца, который непрерывно варит в своем котелке кашу из духов, если такое сравнение уместно. Зацикленнсь на внешних церемониях почти не поволяет балийцу заглянуть внутрь себя - он весь вовне: в семье, в общине, в храме и прочее.
Здесь последовала уже известная мне история, правда рассказанная несколько под иным углом зрения и с прямо противоположными акцентами - ибо впервые я услышала ее от балийского целителя. Некто открыл випассана центр недалеко от Бедугула, но успеха он не имел. Тогда основатель-китаец попросту переименовал его в «Бали-Усада» (название балийского целительства), и народ сразу пошел «лечиться» - а что еще балийцу надобно?
Не буду делиться полуконфеденциальной информацией о «жадности» балийских высших священников (педанд) и запущенности религиозного бизнеса... Бог с ними со всеми там... Серьеные опасения о сохранении балийской морали подталкивают Кетута к введению медитации как очишения сознания от перегруженности «черной магией» или постоянной подозрительностью, не замышляет ли сосед против тебя недоброе, ведь магия решает все.
Опыт самого Кетута показывает, что пустотность - верное средство от нечистых духов! Можно сказать, что есть балийцы, которым «осточертела чертовщина» и хочется свободы.
Поскольку он осваивал випассану на практике без особых философских тонкостей, ему захотелось также «повысить квалификацию» по моим программам - милости просим!