Я писала о своих приключениях в Сычуане весной 2008 года в книге "Сакральная Азия" (фото - см. пост 12 мая 2011). Так сложилось, что пару лет назад в славный город Чэнду, где я вздрагивала по ночам от малейшего шороха из опасений очередного ареста (которого так и не произошло), переехала вместе со всей семьей Александра Соколова, мой коллега-философ с Украины, с которой я познакомилась в ее бытность секретарем АИЭМ (см. пост 19 декабря 2011), а год назад она помогла мне отредактировать украинский перевод моей книги "Стратегия самобытности". С тех пор известий от нее практически не было, и только теперь я узнала что мои пожелания раскопать побольше о местных мастерах (ведь Чэнду - это родина даосизма) не прошли бесследно. Ей действительно удалось познакомиться с местной традицией. Ставлю здесь краткий репортаж по ее письмам с несколькими фотографиями.
"Мы обнаружили местную разновидность тайцзи здесь в Сычуани, это стиль воды в горах Чин Чэн. Они практикуют пение "ОМ" по утрам и массаж живота перед началом любой практики. Живут, в основном, за счет преподавания у-шу. В католическое Рождество - но для них это связано с солнечным циклом - высоко в горах устраивают ретрит, Запирают монастырь и 3 дня поют мантры, ритмично бьют в бамбуковые палочки и соблюдают пост - только
пьют сливовое вино с водой по стакану раз в 6 часов. Не спят 3 дня. Также практикуют лечение. Мне мастер лечил почки, а моему сыну - грыжу. Об эффекте говорить рано, только отлечились. Но было интересно - сначала накладывают кашицу из трав на спину, чтобы вытянуть испорченную энергию, и лежишь под греющими лампами около часа. Потом сигарой из трав (но это не традиционная полынная сигара - там еще сушенные ящерицы и печень змей) открывают блокировки в каналах. На себе почувствовала связь точек с органами - иногда аж простреливало. Вот прилагаю фото сына и мастера.
Самый уважаемый здесь - мастер, которому за 90. Он в 22 года взошел на гору и с тех пор не спускался, ест травы и коренья и еще выменивает на них рис. Говорят, он за минуты взбегает на крутые склоны гор. Местный стиль вырабатывался для преодоления горных преград с целью экономии дней пути. Я его не видела. Информацию получила от канадца, который уже 7 лет живет при мастере и зарабатывает преподаванием в местных школах английского...
Если Вас это интересует, я попробую на следующей неделе у канадца книгу взять и отсканировать о местном стиле тайцзи. Режиссер мультфильма "Кунг-фу панда" приезжал сюда перед съемками мультика и, в принципе, как мне сказали, стиль, которым сражается панда, виды тренировочных площадок и виды гор с бесконечными лестницами взяты именно отсюда, как и озеро, где родился стиль тацзи. У китайцев, как Вы и писали в своих путевых заметках, все коммерциализировано - и те же монастыри являются музеями. Но не всегда. Главные учителя (тот 90-летний мастер, например) на публику не работают. Но существует целый круг лиц, второстепенных учеников, которые делают на этом бизнес, учат детей и взрослых. Также не секрет, что местная школа все же находится в немилости у властей, потому что лидеры - реальные практики. И еще со времен революционных событий начала и середины века Тайваньские власти набирают личных телохранителей из числа местных мастеров. Опять же со слов канадца, который посвящен уже во второй дан и является официальным миссионером данной традиции, местные преподаватели владеют бесконтактным боем - могут отбрасывать энергией, тепло от их рук чувствуется сквозь обувь на расстоянии больше метра. Он обещает съездить познакомить меня с ними уже с сентября, но все время откладывает встречи в последний момент.
Что касается мастера, который нас лечил, берет он среднюю плату - по 100 юаней в час. Диагностирует по пульсу и глазам, спрашивает о характере снов, питании и стуле. Лечит травами, прижиганиями и иглами. Правда, нам иглы ставить он побоялся - здесь все же сельские жители робки с иностранцами. Он сам вырос в монастыре и даже в школу не ходил - учил у-шу и медицину с детства, поэтому даже пинъинь не знает и стесняется этого.
Еще интересная (возможно) информация. В Китае идет повальное увлечение Западом, Америкой, в основном. Как у нас в перестроечные времена. Губернатор Чин Чэнь в окрестных поселках после землетрясения и поездок в Европу решил перестроить все здания в европейском стиле. Чувства от этого зрелища смешанные - в месте рождения даосизма все перестраивается на европейский лад... Потому что модно."