Презентация+ Очередное интервью в "BaltNews" (Эстония)

May 27, 2015 12:44

Да, уже второе интервью со мною в данном ресурсе - и одно из наиболее долго готовившихся (целый месяц), поскольку окончательное число участников достигло 5-ти, не считая журналиста Аркадия Бейненсона, который и организовал его публикацию... Приглашенных к дистанционному "круглому столу" было гораздо больше, но многие слишком завинчены своей западной жизнью, чтобы иметь возможность что-то писать на досуге при всем желании поучаствовать! Конечно, не обошлось без сюрпризов в виде заголовка и аннотации от редактора - но основным вмешательством в текст стало не добавление верхушки, а удаление окончания, где Роман процитировал письмо Есенина из Германии столетие назад, которое заканчивалось призывом "Нужен поход на Европу!" Как справедливо заметил Аркадий, за такие вещи в Эстонии может и полиция безопасности придти... Что ж, пусть европейцы спят спокойно - россиянам и здесь хорошо, кстати именно эту фразу редактор вынес в подзаголовок...



«Гражданин мира»: мир стал более открыт - санкции ничего не меняют

Многие россияне не хотят никуда выезжать не потому, что не могут, а потому, что им здесь хорошо...

Европа или Азия, или…? Дискуссии на эту тему ведутся, кажется, испокон веков и до сих пор, на всем постсоветском пространстве, даже в Прибалтике, кажется, давно уже выбравшей свой путь. Особенную остроту эти споры приобрели после распада СССР, когда открылись границы, и уж тем более сейчас, когда в медийном поле противостояние Европа-Россия стало для многих из журналистов со всех сторон чуть ли не фетишем. Но так ли велики различия между Европой и Россией? На эту и многие другие темы размышляет «гражданин мира», профессиональный  философ, известная писательница и преподаватель духовных практик Мария Николаева.

- Не будем замахиваться на глобализацию, но вот в пределах евроинтеграции, велика ли культурная разница между странами шенгенской зоны, удается ли ее стереть или, наоборот, сохранить? Как, например, Вам кажется после весенней поездки во Францию?

- Да, за полгода мне довелось выехать по шенгенским визам 8 раз в 6 стран Европы - и впечатления о Франции с Монако наиболее свежи, конечно. Это оказалось намного проще, чем казалось после возвращения из Азии, ведь поначалу настораживали более строгие визовые правила, да и сам изрядно "замороченный" социальный уклад Запада. Возможно, все-таки доселе сохраняя корни в Петербурге, самом европейском городе России, я не заметила особых контрастов с Европой. Пересекать границы немногим сложнее, чем кататься в питерском метро… Но вот если развитие инфраструктуры и уровень социальных услуг сравнительно выравнен, то различие исконной культуры везде стараются подчеркивать, отчасти именно ради туризма. Как раз во Франции берегут каждый древний камень, превращая его в памятник, точно так же как в Норвегии - все норвежское хорошо, а все заграничное плохо, а в Греции - и вовсе каждый шаг значим, ибо мы всегда и везде ступаем  по историческим местам! Немного приглушеннее нотки «национализма» мне показались в Финляндии и Германии, как ни странно, но возможно это связано с "откатом" от экстрима нацизма! А вот о различии между "ними и нами" лучше скажет Роман из Кёльна, в семействе которого я гостила прошлой осенью, ибо мы знакомы еще по Индии и Бали вот уже добрый десяток лет:

Роман из Кёльна: "Наша культурная разница заключается в том, что ментальность Запада формировалась на фоне капитализма, а постсоветских стран - социализма. Мы привыкли жить в большом «стаде», а они - одиночки. Поэтому, мы более открыты, больше общаемся, верим в светлое будущее и более раскрепощены в конечном счёте. На Западе дистанция между людьми намного больше, "я" и "моё" выходит на первое место, оно неприкосновенно и распротроняется на все сферы жизни. Мы также менее рационалистичны и более спонтанны, что говорит о том, что наша душа ещё жива, наши чувства ещё не умерли, и мы, в основном, ощущаем потустороннее, Бога и любовь, несмотря на то, что и там и здесь был воинствующий материализм. Поэтому церкви в Германии пусты в отличии от России и Украины. Несмотря на всю "свободу" государство контролирует и расписывает каждый шаг твоей жизни при помощи жёстких законов, экономической зависимости и компьютерных технологий. Для русского, да и любого другого "живого" человека, это неприемлемо, так как немного хаоса необходимо для развития, ведь при таком подходе душа умирает. Всё сказанное является лишь тенденцией…"

- Ваша легкость перемещений субъективна или мир действительно стал более открыт? Ведь многим трудно даже представить загранпоездки - по статистике до сих пор не более 1/10 россиян имеют загранпаспорт и выезжают за рубеж хотя бы на отдых во время отпуска…

- Но ведь даже это навскидку полтора десятка миллионов россиян! И говорить о моей исключительности явно не приходится:) Безусловно, мир стал более открыт, даже пресловутые санкции ничего не меняют. И ведь многие россияне не хотят никуда выезжать не потому, что не могут, а потому, что им здесь хорошо… Например, люди вроде моих родителей - им было бы не сложно получить загранпаспорт, у них достаточно средств оплатить себе путешествия, но они предпочитают деревню на Псковщине.

- Хорошо, но Вы ведь ездите не отдыхать, а всегда имеете в виду свои исследовательские проекты. Вы пытались начать работать непосредственно в Европе, насколько это реально?

- Насыщение новыми ситуациями и информацией во время поездок работает на мои проекты, но нельзя сказать, что я "работаю" в самой Европе. В принципе, мое поведение укладывается в рамки путешествий с той разницей, что я избегаю турсектора как такового, а останавливаюсь у друзей по приглашениям и живу вполне нормальной жизнью, погружаясь в бытовые реалии. Что касается работы, то мне делали предложения преподавать и в Норвегии, и в Греции, и во Франции. Я не тороплюсь с такими решениями - это все гораздо ответственнее, да и помешало бы исследованиям. Так, погрузившись в преподавание в Петербурге я почти не вижу окружающую действительность, выступая одним из тех центров, откуда радиально расходятся парадигмы саморазвития, отстройка поведения, то есть я сама в определенном радиусе формирую реальность вокруг себя. А вот в Европе мне пока хочется видеть реальность, как она есть, чтобы понимать людей самих по себе. Здесь я, пожалуй, снова передам слово нашим соотечественницам - так, я была весьма удивлена, когда узнала, насколько оригинальным образом мое бывшее начальство "ушло на пенсию" - директор издательства в одном из питерских госвузов вышла замуж за немца и уехала в небольшой городок Гёппинген на юге Германии. А моя коллега-философ Татьяна Самохвалова, бравшая у меня консультации по духовным практикам на Бали, последовала с детьми в Берлин за своим русским мужем, приглашенным туда как специалист. Ситуации очень разные - но, наверное, контраст и может задать некий диапозон, как вообще бывает…

Елена из Гёппингена: "Мой личный пример не очень показательный. Итак, для Германии я старовата в смысле работы. Для уборщицы - и физически, и высшее образование мешает (это не понты, его наличие скрыть невозможно: я же должна честно признаться, чем занималась в России).  Русский язык здесь никому не нужен - однако не исключаю, что в Берлине или в Дрездене с Лейпцигом ситуация иная. Я пыталась пробиться в русскоязычную прессу, но ситуация аналогичная Израилю: стиль и подача материала как в 90-е в России в газетенках. На понаехавших за колбасой пресса и рассчитана по сей день. В руки взять журналы-газеты противно. Я не видела ни разу, чтобы кто-то их использовал по назначению (в смысле читал). Удаленно работать в России я могу только на проверенных работодателей, потому что права на расстоянии «качать» сложно. Такой работодатель у меня один, и в связи с кризисом объемы этой работы очень сократились. Да и муж не хочет, чтобы я интенсивно работала - не для того женился. Но карманных денег дает не по закону (5% от своей зп), а по своим понятиям - 25 евро в неделю и ни в чем себе не отказывай! Он по профессии инженер, т.е. совсем не нищий, но 40% его зарплаты (а потом - пенсии, то есть пожизненно) достается бывшей жене -  такие здесь законы. И вот она действительно ни в чем себе не отказывает, потому что имеет помимо алиментов свой доход. Это все зависть, и над ней я не очень безуспешно работаю…"

Татьяна Самохвалова из Берлина: "В Германии работающий человек может чувствовать себя гораздо более защищенным, чем в РФ, с учетом проработанности трудового законодательства. Увольнение сотрудника - процесс очень непростой для работодателя. А если вдруг работодатель сам не способен выплатить выходное пособие при сокращении/увольнении, то это сделает государство. И будет выплачена полная сумма, независимо от уровня зарплаты, - то есть трудовое законодательство защищает не только людей из госсектора с самыми скромными зарплатами (как это обстоит сейчас в России), но и высокооплачиваемых специалистов,  и тех, кто зарабатывает среднюю по рынку сумму.  Здесь полноценно функционируют профсоюзы - ох уж эти забастовки транспортников! При этом не распространен культ “трудоголизма” - работе отводится определенное время, вне которого остается достаточно места для отдыха, семьи и хобби. По воскресеньям открыты только рестораны и мизерное количество магазинов, в будние дни в 20 часов закрывается практически все. После российского “офисного рабства”, когда выход с работы запоздно без оплаты сверхурочных не выглядит чем-то особенным, а большинство торговых центров работают без выходных и почти до полуночи, Германия выглядит очень профсоюзно-патриархально"

- Поговорим об уровне свободы иностранца в еврозоне… У нас Запад ассоциируется со свободой, мне даже доводилось слышать неоднократно, как люди переживают штамп российской таможни в своем паспорте при возвращении как "захлопывающуюся дверь".

- У меня точно никаких подобных ощущений нет - возможно, действительно привычка, что границы прозрачные, и ты как въехал, так и выедешь… А вот вопрос о свободе интересный, ведь в русском понимании "волюшки" европейская социальная «завинченность» должна казаться очень суровой. Начиная со штрафов за неправильно рассортированный по трем урнам мусор, через тонкости билетных систем в общественном транспорте, до принуждения к толерантности, так сказать. Европейский регламент всех сфер жизни гораздо строже, поэтому с непривычки россиянину приходится ходить по струнке, чтобы не вылезать с пешеходной тропы на дорожку велосипедистов и пр. Именно здесь мне вспоминается тот герой из романа Достоевского, который предположил в социальном раю появление некоего ироничного господина, предлагающего отправить все это благообразие к черту, чтобы нам по своей глупой воле пожить… Такой свободы в России больше:) И если россияне начинают воспринимать западный порядок как свободу, то можно опять-таки говорить о воспитании в самой России представления о свободе как ответственности за себя!

Елена из Гёппингена: "Страна Ordnung-а меня практически не напрягает относительно сортировки мусора или необходимости всё равно платить за отсутствующее (за ненадобностью) телевещание. Меня больше напрягает пресловутое «равноправие» между мужчинами и женщинами и некие связанные с этим «нравственные ценности». Что до пресловутой демократии, в отсутствие которой упрекают Россию… я всегда отвечаю контраргументом: «Вы с вашей демократией выбрали Гитлера». Крыть нечем! Еще у меня в запасе не менее красноречивый аргумент про так называемых «беженцев».

Роман из Кёльна: "Свобода - вещь относительная. Каждый понимает, что абсолютной свободы не бывает. Слишком жёсткие ограничения, как и вседозволенность губительны для общества и человека. Необходимого баланса нет нигде. Кроме того, если государство находится в тяжёлом положении, как Россия, то для своего выживания ему необходимо закрутить гайки и наоборот. Что касается практики, то если с точки зрения закона ты ничего в Европе не нарушаешь, то тебя никто не трогает. Вот только не нарушить ничего не представляется возможным, так как слишком много законов, а ты не юрист и тебе надо тоже как-то выживать. На западе, когда ты ходишь, тебя заставляют думать, как поднять ногу и куда её поставить, и так каждый шаг. Как долго вы сможете пройти после этого?"

-  Не так давно в российском обществе бытовало мнение, что, выходя замуж за иностранца, женщина делает это по расчету, чтобы уехать за границу. Мне кажется, эта тенденция начинает меняться, например, муж-итальянец моей знакомой нашел работу в России…

- Соглашусь, что фиктивный брак - не лучший способ эмиграции, и я для себя такие варианты даже никогда не рассматривала, хотя реальных романов с иностранцами при жизни и работе за границей у меня было, признаться, довольно много. Наоборот, самые настоящие чувства не так-то просто оформить в виде брака именно в силу разного гражданства и множества документальных процедур, но главное - различия в культурном бэкграунде, который быстро сводит на нет всю романтику, когда возникают базовые противоречия в подходе к решению любых житейских задач. Все не так просто! Мне встречались россиянки, включая обращавшихся за моей консультационной помощью по скайпу, которые сильно "ожглись" на мечтах о счастливой жизни за границей. Так, многие откровенно говорили, что при более четких представлениях о том, как будет складываться совместная жизнь, они не стали бы делать такой глупости… Иногда это даже превращается в ностальгию по России при всей невозможности вернуться на родину из-за иного гражданства несовершеннолетних детей.  Я не знаю статистики, но зачастую позже приходится прикладывать не меньше усилий к разводу…

Елена из Гёппингена: "Я очень сознательно (если так можно выразиться в мои 56 лет) выходила замуж за немца. Это при том, что мой отец пережил блокаду, а еврейка-мать - оккупацию. Но мой муж - не совсем обычный немец (пацифист, философ, путешественник и многое другое не менее удивительное) и типичный немец на мне не женился бы. Ностальгии нет: я России ничего не должна, я отработала 34 года без перерыва и получила смешную пенсию. Дочери выращены и у них своя жизнь. Родители давно умерли. Но я никогда здесь не говорю ничего плохого о России, только всегда уточняю, что я из Санкт-Петербурга, а это не совсем Россия. Кстати, мы с мужем на автомобиле проехали через Белоруссию и Смоленск, Москву, Питер, Новгород, Псков и Калининград. Ничего ужасного не произошло, наоборот, очень везло на хороших людей."

Роман из Кёльна: "Здесь всё зависит от самого человека, его ожиданий, идеалов, способности к адаптации в новых условиях и из какого места он приехал. Есть много женщин, которые счастливы в браке и в эмиграции, и наоборот. Но более счастливы, по моему мнению, те, кого вывезли русскоязычные соотечественники. Это упрощает эмиграцию, и намного легче общаться на родном языке с человеком из своей среды. И я видел очень мало женщин, кто хотел бы переехать из Германии обратно, например в "солнечную" Якутию, Узбекистан и другие приятные места. Они при неудачном стечении обстоятельств пытаются остаться в Германии всеми возможными способами. Некоторые же, пожив несколько лет, уезжают, так как жизнь в Германии намного скучнее, чем в некоторых городах России. Особенно, если проблема заработка денег не стоит."

- Теперь логично задать вопрос о детях и социальных гарантиях. Вот в России так: "Будет у нас ребенок - Бог нам поможет!" А вот в Европе несмотря на значительные пособия многие не рискуют иметь детей, не достигнув определенного уровня стабильности, не так ли?

- Вопрос не ко мне, поскольку при моей интенсивной креативности вопрос о детях не стоял нигде и никогда, хотя условия для их появления, действительно, были бы совсем разные в Азии, России и Европе. Правда, у меня перед глазами много примеров, насколько это все непросто, а во многом и усложняется при так называемой "поддержке" общества или социальных гарантиях. Ведь в таком случае общество активно вмешивается в отношения между родителями и детьми, что для россиян зачастую представляется совершенно диким - например, пресловутая ювенальная юстиция в Норвегии или Финляндии. Да, "ваши дети - 11это не ваши дети", только совсем в другом смысле, нежели имел в виду Пророк:) Видимо, все же европейцы уповают на пособия меньше, чем россияне на Бога! Впрочем, если мы поставим мысленный эксперимент по перенесению благополучной семьи через границу туда или сюда, то прав будет, наверное, Лев Толстой, который давно написал, что все счастливые семьи счастливы одинаковы, тогда как каждая несчастная семья несчастлива по-своему…

Елена из Гёппингена: "Детство моих дочерей пришлось на «тяжелые девяностые» и я с ужасом вспоминаю очереди за едой, в которых мы стояли, чтобы дали «на троих» или пропустили вперед. Как говорится, «не забуду - не прощу». И я категорически против пособий и прочих разных льгот «за детей»: надо рассчитывать только на себя. В Германии в моде экзотические молодые жены, которые быстро рожают граждан Германии и после этого могут сидеть на шее государства до 18 ребенкиных лет и не бояться высылки из страны после практически неизбежного развода: смуглокожие или раскосые «куклы» быстро надоедают. Но и славянки тоже освоили этот простой способ остаться «на Неметчине»."

Роман из Кёльна: "Для семей с небольшими претензиями на жизнь в Германии рай для детей - рожай не хочу. Это видно по туркам, арабам и другим приезжим, поживающим здесь. Хорошая медицинская помощь, возможность рожать дома, в больнице, роддоме или воде, большой декретный отпуск и отпуск по уходу для обоих родителей, пособия на детей и детям до 27 лет, хорошая экология, питание, бесплатное образование. Но вот с немцами всё немного по-другому: они долго учатся - 13 лет школы и гимназии, плюс высшее или среднее образование от 3 до 6, а то и более лет. Потом работа и карьера. Да и для себя пожить хочется. Если женщина рожает, то её карьерный рост может закончится. А здесь для многих это важно. Кроме того, жить только на пособия - это очень низкий уровень жизни, ни на что уже не хватает, с точки зрения европейца, и ставит человека в полную зависимость от государства. А так как семейные традиции выродились после сексуальной революции, основой жизни стало получение разнообразных удовольствий для тела, то зачем дети, если это не входит в систему наслаждений? Поэтому народ перестал размножаться. И причина здесь лежит не в материальном плане, а в духовном."

Татьяна Самохвалова из Берлина: "Один из главных поводов для ежедневной радости  - это то, как здесь живут дети. Буквально “с корабля на бал” старшей дочери пришлось пойти в первый класс немецкой школы. Не самой обычной для Германии, немецко-английской. Да, выбора не было, все дети с шести лет здесь должны ходить в школу! Но профессионализм педагогов, современные методики обучения, отсутствие домашних заданий и массы прочих, привычных для российских первоклашек, способов «застрессовывания» детской психики, делают поход в школу если не праздником, то интересным приключением. Пособия правительство выплачивает всем детям, легально живущим на территории страны. Это не гигантские деньги, но ежемесячные расходы на школу они покрыть позволяют. Методы обучения здесь очень разные, даже вполне обычная государственная школа может использовать проектные методики обучения, когда у ребят нет четко разделенных предметов, а есть интересные проекты, которые они реализуют под присмотром учителей и при участии родителей. В Берлине на детей практически никогда не повышают голос! Очень и очень многому можно учиться у европейских родителей - то терпение и внимание, которые они демонстрируют на детских площадках, заслуживают исключительной похвалы! А уж про “идеологическую промывку мозгов” детей, которой сейчас часто грешат школы в РФ, даже не хочется вспоминать - здесь ничего подобного нет. Наша семья готовится сейчас отправить младшую дочь в детский сад - и мы уверены, что в нем ребенку будет лучше, чем в любом, даже самом дорогом платном садике Петербурга, несмотря на необходимость осваивать сразу два иностранных языка. Потому что не будет ни избыточного формализма и кучи правил и регламентов, ни перегрузки из-за увлечения ранним развитием и пр."

- Мы заговорили о пособиях, а действительно ли деньги - тот идол, на которого молятся европейцы? Интересно Ваше мнение про степень меркантильности на Западе и Востоке.

- В Европе есть "культура вымогательства", и турист тратит больше самым приличным образом… Тогда как во многих странах Азии деньги как объект вожделения выпирают на первый план гораздо отчетливее, особенно по контрасту с предполагаемыми поисками духовности на Востоке. Конечно, есть разница между необходимостью заплатить столько же, сколько платят все за то же самое, и личным требованием заплатить больше, хотя бы оно также предъявлялось ко всем иностранцам, однако каждый должен разбираться с этой ситуацией самостоятельно. И это при том, что в Европе все дороже, но там нет ажиотажа на деньги, а вот в Азии все дешево - но попытки вытянуть хотя бы немного побольше всегда ощущаются. Так что деньги - скорее идол Востока, хотя с богами их никто не путает! А вот на Западе и с богами дело обстоит вполне денежно: стоит свечка в церкви, опустил один евро - в свечке загорелась лампочка на одну минуту, значит, вроде как помолился, все как в аптеке. Тогда как на богов азиаты денег не жалеют - сами, без упований на доходы от иностранцев. И если где-нибудь в Таиланде иностранец может пройти ритрит бесплатно, но в той же Франции такое невозможно ни в буддийском храме, ни в христианском монастыре - все умеренно, но платно.

Елена из Гёппингена: "В Германии культ денег, как мне кажется. И поиски скидок - национальный вид спорта. Немецкие способы экономить всё ещё вводят меня в «шок и трепет», но я быстро учусь и надеюсь преуспеть на радость мужу."

Роман из Кёльна: "Я бы не сказал, что старая Европа сильно меркантильна. Мне кажется, что у русских даже больше привязанность к деньгам, чем у немцев. Для тех, кто выживает, деньги становятся божком, на которого они молятся и не могут остановиться, даже если разбогатеют. Европейцы же смотрят на деньги как на необходимость, как мы смотрим, к примеру, на еду. Они просто делают своё дело. Если учесть, что люди на западе социально защищены, то становится понятно, почему они могут немного расслабиться… У многих есть хобби, на которых они помешаны, и это интересует их гораздо больше. Думаю, что отношение к деньгам в России постепенно меняется в лучшую сторону. Европейцы же больше зависят от уровня комфорта, чем от денег, как таковых. Но это про отношение к деньгам обычного гражданина. С точки же зрения государства - всё крутится только вокруг денег. И европеец приучен за всё платить и всё считать. Это следствие капитализма, как я говорил в начале, а русские "социалисты" больше привыкли к "халяве", как и азиаты, у которых есть традиция бесплатных пожертвований."

- Напоследок про эмиграцию и ностальгию. В Азии "белого" человека всегда будут считать туристом, даже если он поселился там на всю оставшуюся жизнь. В Европе нам проще слиться с массой, и казалось бы, мы должны чувствовать себя более по свойски почти сразу?

- Я могла бы пошутить, что в Азии меня чаще всего принимали за француженку или немку, а вот в Европе я подчас веду себя как "азиатчина":) Хотя сейчас меняется сама культурная структура стран Запада и Востока, и национальности перемешиваются настолько, что действительно перестают играть роль в восприятии… Если говорить о способностях к адаптации, то в Европе тоже существует определенный "культурный магнетизм", сравнимый с таковым к загадочным странам Азии. Просто притягивают эти магниты совсем разных людей, однако человек по определению "широк", и вот в моем случае можно наблюдать, что я не "разрываюсь", но "распространяюсь" на Восток и Запад практически одинаково. Примечательно, как здесь помогают социальные сети - сейчас, отправляясь в любую страну, ты уже окружен «дистанционными друзьями», и знаешь, что тебя там встретят и все устроится наилучшим образом. А ведь еще совсем недавно выезд за границу был как "прыжок в бездну" с чувством полной неизвестности и авантюризма. Ныне все мы связаны так или иначе!

Роман из Кёльна: "Если человек адаптировался в новой среде, его ожидания оправдались, он выучил язык и может чувствовать себя так, как местный житель, подключаясь к общему полю, то он обычно не ностальгирует и обратно не хочет. Это не зависит от того, откуда он приехал, а только от того, насколько он готов принять правила игры. Проблемы начинаются тогда, когда человек не хочет стать таким, как все, и никак не можешь принять мировоззрение и образ жизни окружающих. Тогда он внешне вынужден играть по правилам, а внутри растёт сопротивление и раздражение. Человек начинает искать выход в общении с "одноязычными" друзьями, в хобби, путешествиях, погружении в работу и т.д. Если это не помогает или не получается, то участь его плачевна - со старым он уже порвал и обратно вернуться не может, а новое оказалоась совсем не тем, о чём он мечтал. В результате человек впадает в депрессию, и она может продолжаться до конца жизни в чужой стране. Что же касается туризма, то здесь нет никаких проблем. Европа - одно из самых красивых, безопасных и благоприятных мест. Вы не будете слишком отличаться от местных, все будут добры и благожелательны к вам, всегда помогут, подскажут, и вероятность того, что вас надуют в странах старой Европы почти равна нулю. Хотя полностью расслабляться не стоит - где-нибудь спокойно могут стащить кошелёк местные получатели социальных пособий из бывших социалистических стран, а также Африки или Ближнего Востока".

культурная разница, санкционная политика, страны прибалтики, европа и россия, интервью в масс-медиа, шенгенская виза, восток и запад

Previous post Next post
Up