«Евреи, евреи - кругом одни евреи...»
Спрашивают, почему при включении христианства в анализ духовных традиций, я почти не затрагиваю иудаизм с исламом. Несмотря на достаточно широкий культурный спектр, я очень разборчива, да и не пишу о том, что мне не известно на личном опыте практики. Если христианским духовным деланием я занималась много лет параллельно с изучением классической западной философии, то иудаизм с исламом не вошли в практическое русло.
А вот «ученые» связи с иудаизмом у меня были в самый ранний период развития. Сейчас набираю в поисковике «петербургский еврйский университет» - и с удивлением узнаю, что он никуда не пропал, а ныне называется «институт иудаики» и даже выдает дипломы государственного образца. Я там преподавала в далеком 1994-м году почти сразу после его основания среди множества альтернативных вузов, да и сама училась в аналогичном.
Штудируя древние языки и философские трактаты в оригиналах, помимо всего прочего я вычитала всю «Метафизику» Аристотеля на древнегреческом. Слава о моих «подвигах» распространялась среди преподавателей, и когда ректор еврейского университета решил ввести у себя знакомство с греческой философией, то меня порекомендовали как ведущую спецсеминара на один семестр. Так я оказалась вхожа в неведомую мне еврейскую среду.
Состав моих слушателей был примечательным: ректор Илья Дворкин явился на первое занятие, удовлетворенно отметил высокий уровень моего философского дискурса... и укатил куда-то в Европу, повелев записывать мои лекции на диктофон. Помимо него ко мне ходили... два преподавателя и «лучший студент», поскольку семинар сразу решили сделать закрытым, признав его слишком сложным для восприятия обычных учащихся...
Некоторая «обратная связь» от евреев тоже фонила - так я познакомилась с философией Маймонида, а современный мыслитель Мартин Бубер некоторое время держал меня под сильным впечатлением. Разумеется, многое было легко воспринимать, поскольку Ветхий Завет вошел в христианскую традицию, а древние иудейские философы были знакомы с трудами своих греческих коллег. Но именно поэтому иудаизм «терялся» в этом контексте.
Не умаляю значение иудаизма, но вернуться к нему, видимо, мне не суждено, как отошло в «прошлую жизнь» и христианство. А вот ислам - служащий продолжением этой линии в культурной преемственности - скорее наоборот, будучи ранее тотально чужд, все более привлекает мое внимание (см. пост 1 сентрября). За ним, несомненно, большое будущее в глобальных масштабах, и не считаться с ним нельзя - хотя бы в плане взаимодействия.
Но вот что интересно - когда смотришь на политическую карту «арабских революций», происходящих сейчас в мусульманских странах северной Африки и ближнего Востока, то Израиль оказывается едва ли не в самом центре этих событий со своей особой миссией. Не берусь углубляться в политику (не философское это дело:-), просто отмечаю факт: такова реальность. А докатиться до нашей мусульманской Индонезии она может - и очень скоро.
+ Судьба сводила меня в Азии с колоритными личностями еврейской национальности, так что этот народ, рассеянный по миру Господом, воистину вездесущ, если присмотреться...
Для более полной картины - несколько ссылок на обзоры:
1) Петербургский институт иудаики (еврейский университет) -
http://korochka.ru/universities/spb/pijs 2) Иудаика и высшее еврейское образование в Санкт-Петербурге -
http://www.lechaim.ru/ARHIV/229/tantlevskiy.htm 3) Высшее образование в области иудаики на постсоветском пространстве -
http://www.kehila.ru/article/?32