Как некогда я внезапно обнаружила по поисковику, что еще годом ранее ушел из жизни руководитель моего первого диплома по онтологии ("науке о бытии") Алексей Григорьевич Черняков, так сегодня утром случайно краем глаза заметила в сети сообщение о кончине
Валерия Исаевича Рудого еще в 2009 году! Просто полезла в поисковик посмотреть ссылки на Абхидхармакошу для ответа на письмо
Ксении Ситник, а именно он являлся переводчиком этого многотомного трактата. Собственно, он самолично преподавал санскрит на кафедре индологии в РХГА, который я осваивала на его уроках дважды в неделю целых два года в далеких 2001-2003 гг. Мой переход на другую кафедру происходил достаточно драматично, но это отдельная история... Вообще, поразительно, что исчезновение людей из жизни происходит так незаметно даже в случае известных личностей, которые сыграли некую роль в моей судьбе.
А теперь немного об индологии как "страноведении" и востоковедении вообще - почему я вернулась к философии как таковой, благо есть повод вернуться к этой теме. Конечно, в соверменном мире философия не преподается в чистом виде как мышление о мышлении, а любое университетское образование превращается в той или иной мере в историю философии. И хотя по первому диплому у меня специальность "онтология" - "наука о бытии", дипломная работа была написана как анализ "Метафизики" Аристотеля в применением гегелевской диалектики в качестве методологии. Однако мое поступление на кафедру индологии для получения второго высшего образвания было опрометчивым поступком (особенно если учесть платность образования, на которое я зарабатывала тяжким трудом редактора поочередно в трех других гос-вузах). Да, отказывается философ долбить географию с экономикой и прочие дисциплины в рамках "страноведения" вместо созерцания "чистого бытия" в реальности, как она есть :)
В итоге, после второго курса я перевелась снова на кафедру философии, где и защитила дипломную работу по йоге. А руководителем такой работы Валерий Исаевич Рудой даже сам не брался быть, ибо при всех академических познаниях он НЕ был практикующим йогом. И для меня это решало все! Аналогичным образом не сложилась попытка оформить соискательство в РАН, введя йогу в область "этнологии", под руководством известного востоковеда Маргариты Федоровны Альбедиль, которой понравились мои книги о Рамане Махарши и Свами Вивекананде, так что она содействовала моему научному изданию в "Петербургском востоковедении". Но уже подав документы, я просто уехала с концами в Индию... Как бы то ни было, я премного благодарна специалистам, приложившим усилия к моему образованию, которые не пропали даром, полагаю. Хотя для меня самой духовная практика как восточная философия неукоснительно доминирует над общим востоковедением, занятым культурой народов.