Не обещаю, что скоро вы увидите меня в парандже, но вот на фоне мечети в Убуде уже реально... Как оказалось, здесь есть самая настоящая мечеть, причем собирается туда обычно община со всего поселка, насчитывающая не менее сотни человек, живущих здесь постоянно. Начну с конца: вот так она выглядит -
Оказывается, мусульмане ходят по улицам Убуда в нейтральной западной одежде, никак не выделяясь, поэтому даже живя здесь годами, опознать их почти нереально без личных контактов. Мечеть эта построена во дворе дома довольно состоятельным художником-мусульманином, прибывшим с Явы еще 40 лет назад. А вот его супруга на фоне узкого прохода в мечеть: с улицы он выглядит почти как неприметная щель в заборе за воротами, поэтому догадаться, что скрывается внутри тоже невозможно, если тебя туда не привели...
Попала я туда довольно случайно, хотя дом расположен прямо по соседству с музеем Руданы, где я бывала регулярно на протяжении полугода, преподавая хозяину йогу. Более того, художник оказался приятелем Руслана Вирьяди - редактора местного журнала, в котором я печатаюсь. Мир снова сузился, и выяснилось, что все мы друг о друге слышали или могли услышать гораздо раньше. Почтенного седовласого хозяина по имени Харджа я не стала снимать, ибо меня привели без приглашения, когда все семейство спокойно пило чай в изящной гостиной. Договорились встретиться позже, когда он будет готов к встрече.
Привел меня туда другой художник-мусульманин, тоже выходец с Явы, который переехал в Убуд всего 6 лет назад и пока не настолько преуспевает: живет в скромном домике, совмещая его со студией. Занятно, что несмотря на традиционную мусульманскую семью, где дед и отец тоже были художниками, он практически не использует исламские сюжеты в своих работах. Это либо абстракция, либо пейзажи, и лишь несколько полотен отражали всплывшие в его сознании яванские образы, которые тоже не назовешь мусульманскими...
Все «исследование» заняло от силы три часа с тремя визитами - салон жены (куда я зашла подравнять волосы раз в полгода), которая и посвятила меня в наличие мусульманской общины в Убуде; студия мужа Агунга Иравана, рассказавшего о положении мусульман на Бали, и мечеть в Пелиатане, куда тот привез меня, вдохновившись познакомить со своим уважаемым другом. Мы не застали общину в целом, поскольку по окончании Рамадана большинство мусульман уехали к родным на Яву, и вернутся лишь на следующей неделе.
Если общение сложится далее, то меня ждет очередной экскурс в исламскую живопись, ибо Харджа уже успел устроить у себя целую галерею из своих работ, тогда как Ираван выставляет их пока по разным галереям понемногу. Правда, мне интереснее культурный обмен, происходящий между Явой и Бали, ибо уже по отзывам Иравана мусульмане все продолжают прибывать... Впрочем, он не отмечал никакой разницы в плане религии - в Джакарте примерно такой же культурный микс, как и на Бали, и привыкать не пришлось.