В пятницу 13-го проходило заседание жюри фотоконкурса «Золотая Черепаха». Состав приглашенного иностранного жюри был очень серьезен. От российских фотографов были Юлия Втюрина, Алексей Безруков и я.
Процесс судейства продолжался более 10 часов. В конкурсе 12 основных номинаций и несколько специальных. Несколько слов о процедуре судейства. Процедура основательно продумана и основана на многолетнем опыте. При этом ежегодно возможны небольшие организационные корректировки и улучшения.
Все номинации рассматриваются последовательно. Сначала для членов жюри на большом экране прогоняют все кадры полуфиналистов одной из номинаций. Каждый кадр показывают в течение нескольких секунд. После того, как члены жюри ознакомились с общим уровнем работ, сделали себе пометки в блокнотах, всех провожают в соседний зал, в котором на столе разложены отпечатки работ. Каждый член жюри выбирал понравившиеся работы и перекладывал на соседний стол. Из 150-250 работ в номинации обычно отбиралось около 25-35 работ. Процесс занимал продолжительное время, никто никого не торопил и не ограничивал по количеству работ. С другой стороны, после просмотра всех фотографий на экране и в виде распечаток, достаточно четно вырисовывается необходимый уровень отбора, что позволяет уменьшить вероятность ошибки. Отобранные работы еще не являются финалистами, потому что после этого начинался этап отсева под условным названием «Аут». Каждый член жюри мог указать на фотографию кандидатов в финалисты, уровень которой, по его мнению, был недостаточно высок. Работа могла остаться в финале только в случае, если не менее двух других членов жюри настаивали на том, чтобы фото осталось в финале. Часто при этом происходили оживленные обсуждения. Если никто не заступался за фотографию, она уходила в аут из числа финалистов. Из 30 кандидатов могло остаться 15-20 фотографий, авторов которых можно было уже поздравить в выходом в финал. Конечно, имена авторов были закрыты для членов жюри.
После формирования состава финалистов, все из которых попадают на итоговую выставку, мы приступали к определению победителей и лауреатов (обладателей особых отметок жюри). Каждый из членов жюри выбирал из финалистов и перекладывал на соседний стол по 1 фотографии, которую он хотел бы номинировать на победителя номинации. Иногда мнения совпадали. В результате от 6 членов жюри на столе раскрадывалось 3-6 работ. Это были кандидаты на победителя и особые отметки. После этого представитель организатора конкурса последовательно демонстрировал каждую работу и задавал очень жесткий вопрос: «Вы действительно можете назвать данный кадр победителем номинации?». Акцент был на слове «действительно». Очень сильно помогал принимать решение внимательный с прищуром взгляд организатора, задающего вопрос. Если ответ - четкое «да», то работа оставалась в числе кандидатов на победу. Иначе проходило перемещение обратно в финалисты.
В результате оставалось от 2 до 4 кандидатов на победителя, и мы переходили к следующему этапу, в котором каждому члену жюри предоставлялось слово для отзыва о фотографии и выражению своего мнения. Далее происходило закрытое голосование по номеру фото. Голоса всех членов жюри обладали одинаковым весом. Часто голосование проходило в несколько итераций, потому что при количестве членов жюри в 6 человек возможны различные равные комбинации сумм голосов: 2/2/2, 3/3. В двух популярных номинациях потребовалось дополнительное длительное обсуждение после очередного равенства голосов.
Все в итоге закончилось успешно, и все победители были определены. До дня заседания жюри я и не мог предположить, что для объективного судейства требуется такая длительная многоэтапная процедура. Но она полностью себя оправдала. Я не вижу даже гипотетической возможности отсева интересного сильного кадра, не говоря уже о номинировании на победителя недостойного кадра.
Все финалисты в ближайшее время получат письма «счастья». До объявления победителей осталось ждать недолго, церемония награждения пройдет в пятницу 28 февраля 2014 года в Санкт-Петербурге.