Рецензии на фильмы "Белый ягель" и "Ангелы революции"

Feb 27, 2016 10:13

Посмотрел сразу два российских фильма о Крайнем Севере. Обоими сильно разочарован.

Экранизацию "Белого ягеля" я ждал много лет. Благо, исходная повесть - это лучшее, что было написано про ненцев. Короткая емкая книга просто и жестоко рассказывала о распаде традиционного общества, о том, как интересы рода вступают в противоречие с душевными стремлениями человека, а идеалистические представления о жизни - с реальностью, где приходится идти на болезненные компромиссы. Даже избыток морализаторства - своего рода визитная карточка Анны Неркаги - здесь шел на пользу: мать главного героя, в уста которой писательница вкладывала соответствующие реплики, одновременно притягивает и пугает. Каждый, кто видел традиционное общество, знаком с подобными людьми. Увы, сценаристы предпочли скруглить все острые углы и превратить кино в пошловатую мелодраму с шаблонными героями. Мать, которая после громких слов "Я хочу насильно женить сына" по большей части лишь грозно стреляет глазами, плохой русский, спаивающий ненцев и скупающий у них пушнину за бесценок, - тогда как, по иронии судьбы, этим активно занимаются сами ненцы, включая автора книги... "Находки" сценаристов вроде одинокого волка-людоеда и секса на снегу в 40градусный мороз - жалкий и смешной кромешный ад. Лучше бы сами так попробовали - получили бы Дарвиновскую премию, раз уж "Оскар" не светит, а в следующем поколении стало бы меньше бездарных писак.
"Ангелы революции" Федорченко на порядок сильнее, но по сравнению с прошлыми работами режиссера - явный шаг назад. Начинал этот лучший в России мастер подделывания реальности великолепным мокьюментари "Первые на Луне", продолжил любопытными этническими фильмами по книгам Дениса Осокина. Уже в них сполна проявился главный недостаток режиссера - неумение держать полный метр. "Небесные жены луговых мари" состоят из десятков новелл. Некоторые из них ослепительно прекрасны, но если две трети историй выкинуть, фильм бы только выиграл - хотя и превратился бы в короткометражку. То же самое можно сказать про "Ангелов революции". Но если в "Небесных женах" сквозной сюжет был не нужен, в этой истории о художниках-авангардистах, отправившихся обращать вольнолюбивых хантов в социалистическую веру, его провисание воспринимается как серьезный недостаток. Многие эпизоды великолепны, но, видимо, деньги давали только на полный метр, и их пришлось соединять претенциозной тягомотиной.

кино

Previous post Next post
Up