Я слишком долго манкировал театрами, а потому на прошлых выходных посмотрел в Питере сразу три спектакля - "Любовь к трем апельсинам" в Мариинке, а также МДТшные "Тень стрелка" и "Московский хор". Привожу здесь свои краткие и очень субъективные отзывы.
"Любовь к трем апельсинам"
Фраза из спектакля: "Трагедий! Трагедий! Высоких трагедий!"
Прекрасная опера, великолепная постановка. Прокофьев и Мейерхольд, думаю, были бы довольны. Если у вас опера ассоциируется с кучкой тучных людей, стоящих как столбы и поющих длинные арии, в которых ни слова не разберешь, этот спектакль - отличная возможность расстаться со стереотипами. Динамичное действо охватывает весь зрительный зал. То Чудаки мимо проскачут, то Смеральдина на колени плюхнется. Все по-прокофьевски легко и очень смешно, без грамма пошлости и фиглярства. Отдельно порадовали великолепные костюмы. Если уж совсем придираться, то у некоторых героев голоса могли быть и помощнее, хотя Король пел минимум за троих. В общем, очень рекомендую.
"Тень стрелка"
Фраза из спектакля: "Счастлив тот, кто за Ирландию висит!"
Злая и смешная трагикомедия про несогласных. Действие происходит в предвоенной Ирландии, где главного героя, тихого безобидного поэта-графомана, принимают за боевика ИРА, после чего к нему начинается паломничество обиженных на власть. Актеры замечательные, пьеса тоже весьма достойная и на диво злободневная. Не понравилось стремление режиссера добавить побольше похабщины, по его разумению, очень смешной. На мой взгляд, все эти сюжетно неоправданные голые мужики, прикрывающиеся газеткой, и похотливые старушки (не верю!) только смазывают впечатление от действительно неплохого финала. А некоторым актрисам я бы не советовал раздеваться даже на пляже. Просто из человеколюбия. Но это - лишь досадные мелочи. В целом, посмотрел с большим удовольствием.
"Московский хор"
Фраза из спектакля: "Совсем слепая стала! Один глаз закрою - и ничего не вижу!" - "Так зачем же закрывать?"
Спектакль, получивший в свое время "Золотую маску", рассказывает о житье-бытье в московской коммуналке времен оттепели. Властная старушка пытается заставить родичей жить согласно своим ветхозаветным ценностям, однако ее сын уходит из семьи, внучка залетела от стиляги, вдобавок приехали ненадолго пожить, да так и остались свежереабилитированная сестра с дочкой, обе - убежденные коммунистки... В общем, бурлит жизнь.
Великолепные декорации, отличная игра актеров, но в целом спектакль показался излишне массивным и затянутым. Персонажи - сплошные клише, любого из них мы уже видели десятки раз, и никто не преподносит особых сюрпризов. Сюжет - слишком любовное и подробное копание в прошлом, а то надвременное, что по идее должно вставать над этой возней, уж очень крохотное и призрачное... Понимаю, что сложно писать исторические произведения о собственном времени и не увязнуть в мелочах да личных обидах. Большое видится на расстоянии. Вот и здесь вроде бы все на месте, а нет ни катарсиса, ни особого сопереживания, ни искры чего-то неожиданного и восхитительного. Ради актеров, грамотно выстроенной сцены и хорошей режиссуры посмотреть вполне можно, но не обязательно. Впрочем, у спектакля хватает наград и хвалебных отзывов, так что судите сами.