За всей беготней по поводу диспансеризации чуть не забыла о билете на выставку. Потом чуть не забыла сравнить даты в календаре и билете. Потом так огорчилась н собственную психованность на приеме у хирурга, что чуть было не задвинула поход в галерею совсем. Вот дура бы была, действительно.
А все, кстати, потому, что в Третьяковке на Крымском дальше крылечка я и не была. Тоже так с Наташей на Шишкина ходили - посмотрели на очередь и пошли гулять в Музеон. Еще в незнакомых местах я себя чувствую крайне некомфортно, для борьбы с этим мне желательны подробный план местности и изображения в трех проекциях с подписями. Еще желательно, конечно, четвертое измерение изобразить и расстояния в милимметрах между всеми значимыми точками, но это уже лирика. Так что взяла себя в руки, изучила сайт Третьяковки, правила применения электронного билета, окружающую местность (а то ж вдруг за полтора месяца там ландшафт изменился), нашла таки распечатанный билет и легла спать в почти приличное время.
Ну утром все равно проспала, вышла чуть позже задуманного. Ну и ладно, на билете интервал - вход с 10 до 10.30, я успевала. Даже рубашечку белую погладила, в культурное место ж иду. Ну и что что с рюкзаком и коробкой с обедом внутри. Зато духами попользоваться не забыла, и вообще мне потом на работу.
Так вот бодрячком и с осознанием собственной высококультурности выворачиваю из-за угла ЦДХ и вижу длииинный хвост. Чуть там на углу не присела. Ну блин, думаю, рассчитала она, что к 12 на работе уже будет, ога. Приближаюсь, растерянная дама спрашивает - а вы не знаете, где покупают билеты. Я говорю не знаю, у меня есть уже. Из хвоста очереди ей дружелюбно машут - сюда, сюда в очередь за билетами. Ну, мне значит точно не сюда. Правда, обошла хвост - а рядом еще один, но покороче - уже для тех, кто с билетами. Ок. Встала. А тут подошла девушка, более просвещенная, чем я, и начала у окружающих про время на сеанс спрашивать. Оказалось, что я окружена теми, кто раньше пришел зачем-то, а тем кто явился, как написано в билете - надо подойти к дверям и помахать охране бумажкой. Тут-то двери откроются и тебя сразу же пропустят. Вот он, вау эффект от электронного билета. Есть что-то в том, что ты заходишь сразу, пока остальные ждут возле вешек «еще 60 минут», «еще полчаса», ну и в таком духе.
Капелька несовершенства все же имелась - за аудиогид расплатиться можно было только наличкой. Но банкомат стоит в вестибюле. Номер залога выдают на несолидной бумажечке, не вписывается в концепцию... И тут еще один случай, когда полезно иметь водительские права дле неводителя. Аудиогид беленький, хорошенький и со шнурочком.
Входишь, видишь море на большом экране, поворачиваешься налево - там «Радуга»... И понеслось.
Большая выставка, правда большая, я почти 2 часа ходила, еще не все комментарии слушала до конца. Устала. Очень-очень много работ и впечатлений. Я еще долго переваривать буду. Очень рада, что пришла рано. Часам к 11 народу явно стало прибывать, а до того можно было достаточно спокойно подойти к картине и практически уткнуться носом в попытках понять «как». Вот как? Как он это делал? Все эти ахи и охи, что на картинах-де Айвазовского море течет, волны волнуются, ветер веет, а свет светит, дают возможность только на слово поверить. Пока не увидишь - не поймешь, что не врут ведь. Как он так делал, что море живое и свет настоящий? Непонятно, но поразглядывать подробности и попытаться угадать все равно ужасно интересно. Жаль, конечно, что нет возможности куда-то прийти в свободное время, может в разные часы дня при разном освещении без суеты вокруг посидеть посмотреть, побродить рядом. Опять потыкаться носом, опять посмотреть. Вот «Черное море» я бы так с радостью навещала пару раз в месяц точно.
И какой же размах! Какие огромные некоторые картины. Работоспособность невероятная, я такое вообще оценить не могу адекватно. Тут вспоминаются обязательно попытки учеников провинциальной художки копировать работы мастеров по картинкам из журналов и книг. Я уж про цветопередачу и качество тогдашней печати не говорю. Но размеров то реальной работы тоже мало кто из нас представлял. Ну и что, что цифры рядом с названием. Реально представить полотно в 2 твоих роста и длиной в тот самый класс в художке ну невозможно же. А так копируй, чкго ж. Но что-то не то выходит, странно же.
Вообще, некоторым работам там явно тесновато. Вот «»Черное море отлично висит, «Вид одессы в лунную ночь» тоже - можно посмотреть через несколько пролетов, на приличное расстояние отойти. А многим не хватает пространства вокруг. «Волна», «Девятый вал» - им нужно больше места, чем дали. И страшно не хватает банкеточек напротив картин.
Очень-очень понравился раздел с графикой. Акварелей совсем чуть-чуть, но довольно много зарисовок, набросков, небольших карандашных рисунков. Умилилась на серию набросков с флотских маневров. Совсем маленького формата, тончайше отточенный карандаш, белила. Очень живо представляется, как сидел на берегу бухты, наблюдал и рисовал тут же.
Тема не только морская, разного много. И вид с Воробьевых гор на Москву и жанровые сценки и горы и египетские пирамиды и Ниагара. Константинополь волшебный, Венеция, Неаполитанский залив. Все это преимущественно виды с воды, конечно. Для меня открытием стало, что он много путешествовал. Я не то чтоб сильно озадачивалась, где он ваял свои работы. Ну сидел где-то в мастерской, писал. Ходил смотреть на море, а потом его рисовал. Как-то так. Мастерская-море, море-мастерская. А он путешественник был. В Москву и Петербург ездил ежегодно и часто не по разу. Путешествовал по Кавказу. Турция, конечно, Италия. Египет. Но когда я услышала, что доехал до Америки, вот тут я действительно удивилась. Нью-йорк, еще какие-то города, но от каких-то планов отказался - чтобы увидеть Ниагару.
А самая странная вещь на выставке - зимний пейзаж в его исполнении.
В экспозиции второго этажа разные макеты кораблей, фото и документы, есть фотография из его американской поездки - он с женой на палубе. Солидный господин в мехах и при цилиндре, очень респектабельный.
Под общим впечатлением купила небольшую книжечку в музейном магазине, притащила домой - а у меня-то Айвазовский есть уже, оказывается) Полистала репродукции, убедилась, что не зря сходила все это в натуре посмотреть. Совсем все иначе, и цвет, и общее впечатление. Хотя если уже видел настоящее, по репродукции можно немного напомнить себе, как оно было. Но надо не лениться, ходить хотя бы иногда.