- Вот бы снять бы кино, состоящее целиком из штампов. - Начиналось бы оно примерно так: показывают прошлое героя, в котором произошло Событие, трагическим образом перевернувшее всю его жизнь, потом оказывается, что все это снится. У него кошмар, и он просыпается в холодном поту, резко поднимаясь на кровати... (
цитата из блога 2009 года)
Знакомо выглядит, не так ли?
С третьего сезона меня не оставляет ощущение, что мы смотрим сборник голливудских штампов. То ли специально собранных в таком количестве, то ли еще как...
Материал основан на статье "Киноштамп" Луркмора. Ссылку не даю, поскольку контент нецензурный. Я решила пройтись по ней, просто выписывая цитаты с подборкой примеров. Цитаты будут курсивом, мой текст прямым шрифтом. Я принимала во внимание в основном "Шесть Тэтчер" и третий сезон, потому что в первом и втором этих штампов практически не было.
Киноштамп - один из набора обрыдших сюжетных поворотов, способов съёмки, типовых персонажей и шаблонных фраз, широко используемых голливудскими киностудиями, а также телестудиями этой страны как способ безошибочно привлечь внимание зрителей и заработать на этом побольше денег. И что характерно, зрители ведутся на это и смотрят стопятьсот серий какого-нибудь сериала.
Стандартные фразы:
«Are you all right?» (с тобой все в порядке?)
Любимая фраза заботливого героя. Джон спрашивает Мэри на свадьбе перед тем, как пригласить на танец. Еще папа юноше в машине в "ШТ". Еще стюардесса в самолете в сценке с Мэри. Мелочи, в общем, но приятно.
"Всё будет хорошо" Хотя бы раз встречается в каждом втором боевике (не считая каждого первого).
Эти слова говорит Мэри, после того, как Шерлок понюхал листок бумаги и отключился: It's all right. It's for the best, believe me. (Все хорошо, все будет хорошо, верь мне). Ей вторит Шерлок "Come home and everything will be all right, I promise you" (Вернемся домой и все будет хорошо, обещаю). Шерлок после выстрела в Мэри говорит обоим Ватсонам "It's all right, it's all right". Как трогательно они ободряют друг друга.
«I'm so sorry» Произносится, когда умирает кто-либо из близких того, с кем путешествует ГГ.
Любимая фраза Мэри. Дважды! "Мне очень жаль, Шерлок", после чего последовал выстрел в сердце. Еще раз в зеркальной сцене, получив пулю от бабушки секретарши.
«Ситуация под контролем» Смысл фразы сводится к тому, что все стоят и смотрят на «ситуацию».
Конкретно эти слова не звучат, но сцена в океанариуме как раз про это.
Особенно хорошо "контролирует ситуацию" группа охранников Майкрофта. Спокойны, как акулы в аквариуме.
«Ничего личного - только бизнес»/«Это бизнес, ничего личного» Эта фраза, по мнению говорящего, должна несколько успокоить будущую жертву деловых разборок.
"Of course she's better. Yeah, OK. Nothing personal". Шерлок мило шутит над Джоном, отправляясь на прогулку вчетвером с собакой. (Конечно, она лучше. Ничего личного).
«Мы его теряем!» Присутствует почти в каждом фильме, где есть тяжелораненые и врачи, за жизнь этих раненых борющиеся. После произнесения этой фразы персонаж либо трагично умирает под грустную мелодию, сопровождаемую видом перекосившихся от горя лиц окружающих, либо чудесным образом оживает после волшебной инъекции.
В русском переводе было "только не уходи", но в оригинале в скорой помощи военный врач Джон говорит Шерлоку именно это. Можно снять шляпу перед его умением успокаивать пациента. Зато зрители напряглись. Правильно, чего расслабляться-то?
«Всё равно ты сейчас умрёшь…» Произнеся это, ГЗ выкладывает ГГ свой план в подробностях, минут на пять, чтобы тот мог проникнуться его злодейством и своей беспомощностью. ГГ, естественно, не умирает и использует ценную информацию в дальнейшем.
Монолог Магнуссена перед тем, как сдать Шерлока полиции вполне укладывается в этот штамп.
«Я хочу быть нормальным/как все». Произносится почти всеми главными героями фантастических фильмов, действие которых происходит примерно в наши дни, если они получают какие-либо необычные способности или их жизнь хоть немного начинает отличаться от жизни среднестатистического обывателя в ходе развития сюжета.
А это у нас вообще стержень развития персонажа по имени Шерлок. Слово "гуманизация" не повторил только ленивый. И правда? Зачем ему быть таким уникальным? Надо очеловечить и сделать таким как все. Это ли не главная цель в жизни?
Штампы жанра "боевик":
ГГ может спокойно расстрелять из пистолета дюжину солдат с автоматами - всё равно ни одна их пуля не заденет его. Этот поистине эпический штамп имеет даже собственное название - «эффект штурмовика».
ГГ вырубают ударом по голове, а через час-другой он приходит в себя и как ни в чём не бывало дерётся с врагами. На самом деле, если анестезия класса «кулаком в лоб» не прошла через пять минут - это сотрясение, а то и ушиб мозга, что означает постельный режим минимум на неделю, больничный лист на две, а способность нормально драться восстанавливается лишь через два-три месяца.
Шерлок дерется с АйДжеем именно по такому принципу. Подумаешь, пару раз приложил лбом об стол матерый агент... А еще он бегает по Лондону спустя неделю после ранения, таская капельницу с морфином. Вылезает со второго этажа или даже прыгает. Нагибается, чтобы поднять монетку.
От любого взрыва можно уберечься, если вовремя прыгнуть. Ударная волна не сдерёт с вас одежду и кожу.
Было такое при взрыве газа. Шерлока даже осколками стекла не посекло.
Любой висячий замок может быть сбит выстрелом из пистолета. В реальной жизни для этого нужен как минимум дробовик, причём заряженный особой дробью - рыхлым порошком, специально предназначенным для сбивания замков и выбивания дверей, - иначе можно получить или пробивание двери насквозь или рикошет. А еще любой замок запросто открывается скрепкой.
Глушитель, навинченный на пистолет или винтовку, реально работает: можно выстрелить в упор в человека, и стоящий за углом ничего не услышит. То, что даже глушители класса А только переводят выстрел из очень громкого в громкий, а есть ещё куча побочных звуков - гильза об пол, затвор, падающий труп, наконец, - никого не интересует.
Был у нас один выстрел с глушителем. И некто военный врач лестницей ниже ничего не услышал. "Что случилось? В него стреляли".
Кстати, двери выбиваются ногой, независимо от цены, толщины и материала, из которого они сделаны. Если вы считаете, что можете таким макаром высадить хотя бы мало-мальски прочную дверь, то задумайтесь, а зачем тогда нужны спецпатроны и полицейские/пожарные тараны?
Спецназовцы и их аналоги всегда обвешаны патронташами, пулемётными лентами и гранатами, как новогодняя ёлка (в реальной жизни это запрещено под страхом самовыпиливания).
Триллеры и детективы
Похоже, частные детективы бывают либо циничными троллями, одетыми по моде сороковых, либо мелкими маргиналами, если частный детектив не персонаж первого или хотя бы второго плана.
Именно циничным троллем Шерлок Холмс и выглядит в глазах Джона Ватсона. Особенно в сцене убиения его жены. Равно как и в других многих сценах. Ватсон почему-то считает, что главная цель Шерлока - порисоваться, в голову ему не приходит, что это вполне успешный способ контролировать ситуацию. Зато здесь он не возражает против позерства.
Все клиентки являются роковыми женщинами, все невинные либо работают секретаршами, либо оказываются законспирированными роковыми злодейками.
Секретарш было. Дважды. Одна из них точно законспирированная роковая злодейка.
У злодеев, маньяков, копов, да и вообще у любых людей, сфокусированных на одной задаче (чаще всего - найти и уничтожить), одна стена в доме обклеена до потолка газетными вырезками со всем, что имеет хоть малейшее отношение к указанному предмету (персоне). Нередко они на разных языках, со зловещими заголовками типа «найден труп женщины без мозга», и что характерно, ни одна не оказывается уткой. В особо запущенных случаях нарисованы стрелки и прочая хренотень (только мешающее сфокусироваться на глубинном анализе и поиске взаимосвязей), или же фотографии порезаны-поколоты, как бы символизируя, что сделает с ним владелец коллекции, когда его найдет. Нередко в порыве стресса отчаявшийся герой срывает всю эту макулатуру со стены и случайно находит именно тот кусочек, которым все объясняется, после чего снисходит озарение. Штамп был актуален еще лет двадцать назад, а теперь, видимо, специально сохраняется для людей, которые не верят, что во всех серьезных аналитических отделах (будь то ментура, банк или подпольный клуб хакеров-ассассинов) уже давно применяются базы данных и все их потомки.
Фентези и современная сказка
Послы и амбассадоры существуют только для того, чтобы возвращать их головы отправителю. Ну или все, кроме головы, как удобнее.
Дважды. Британский посол в плену у грузинских террористов. В "Падении Рейхенбаха" похищены дети посла в Вашнгтоне Руфуса Брила.
Путешествие по фэнтезийной стране полностью свободно и никак не регламентировано.
Шерлок в Карачи. Шерлок в Сербии. Шерлок везде, где ему надо оказаться. Без проблем с документами, деньгами и паспортами. Шерлок с Джоном в Марокко и вообще везде, где побывала Мэри со своим поддельным паспортом.
Аналогично, власть ни при каких обстоятельствах не нападает на Черного Властелина, не ослабляет его растущее влияние ни военными, ни экономическими, ни политическими методами - какую бы угрозу он ни представлял действующему режиму.
"Пойдешь против Магнуссена, считай, пошел против меня".
Персонажи
Положительный герой крутой. Как правило, является главным действующим лицом в фильме. Сеет добро и счастье всем вокруг, а несогласным (злодеям), конечно же, ломает челюсти или ещё чего похуже. Обожает искать приключения на свою пятую точку, а когда, наоборот, их избегает, они и сами его находят.
Вроде похоже на Шерлока, особенно когда он стреляет в Магнуссена.
Попаданец в непонятное. Fish-out-of-the-water-character (рыба, вытащенная из воды, пардон, из армии). Персонаж, попавший из своей серой, рутинной жизни в совершенно нетипичную для него ситуацию. У данного типажа есть масса преимуществ с технической точки зрения. Во-первых, это, как правило, обычная планктонина, с которой зрителю себя легче ассоциировать. Во-вторых, такому персонажу все вокруг будут объяснять очевидные для данной вселенной и ситуации вещи - если б герой был не чужеродным элементом в системе, никто бы не объяснил зрителю, для чего те или иные сепульки нужны, а так излишнее рвение второстепенных персонажей косплеить справочное бюро не бросается в глаза. И, в третьих, герой по ходу сюжета осваивается, набирает опыт и, превозмогая трудности, даёт зрителю ощущение личного роста, знакомства с новым и успеха в хэппи-энде. Правильно отыгранный попаданец - залог вина в кинематографе и не только.
Наш любимый Джон прямо списан с этого штампа. Моффы почти этими словами и описывали его в "Хрониках".
Смешной приятель - какой-нибудь тупой кретин, вертящийся вокруг главного героя, постоянно досаждая ему. В фильм запихивается, как правило, чтобы оттенить брутальность главного героя, создать пару комичных ситуаций. Если в конце не умирает, то может спасти ГГ.
Боевая подруга - также женский персонаж, обладающий возможностью «взять и побить». Как правило, тупой не является, но влюблена и помогает главному герою по этой причине; в конце чаще всего погибает, закрывая собой героя.
Не только Мофтиссам нравится этот оригинальный приемчик. Вот еще одна Маша защищает от выстрела своего рыцаря, рядом безутешный друг (спасибо за напоминание софандомникам).
Равный соперник. Нечастый штамп американского кино, это практически идентичный герою персонаж по силе, но со знаком минус, иногда приходится ГГ родным братом (ой, мама!). Поединок с таким может длиться довольно долго, побеждается чаще всего хитростью. Как правило, ГЗ не является злом, сражаясь с героем лишь по причине "помериться силой", а не ради какого-то злодейского плана. После того, как его как следует тряханули, может перейти на сторону главного героя.
Посмотрим, кем у нас Мориарти окажется.
Злодей гениальный - эпоха поздних экшен-фильмов. В чёрном дорогом костюме, суперкрутой террорист. Обычно хочет денег, и только их, и очень много. Отличается от остальных злодеев, как правило, великолепно спланированным захватом объекта (аэропорт, небоскрёб, правительство, стадион), где посекундно расписана работа сотни подчинённых ему террористов. Всегда берёт в заложники каких-нибудь ключевых лиц - президента, капитана корабля, директора корпорации. Им же потом пол-фильма рассказывает, почему он делает своё злое дело, объясняя «вы всё равно умрёте». Среди заложников обычно оказывается родственник ГГ, спасая которого, тот, собственно, и выпиливает всю шайку. Финальная сцена всегда одна - ГГ и главный злодей один на один, злыдня непременно с пистолетом и прикрывается родственником.
Чуть подкорректируем и получим.... Заложники - все британское правительство, в частности, Майкрофт Холмс. Только вот пистолет не у злыдни, а у ГГ.
Злодей умный. Полная противоположность злодею обыкновенному. Ведёт себя раскованно, глумится над пленными, смеётся т. н. «злодейским хохотом», практически всегда затмевает собой картонного положительного героя.
Femme fatale - отрицательная героиня, иногда выполняет роль подружки главного злодея, иногда и есть ГЗ. В первом случае - наёмная убийца или любовница главного террориста, во втором - какая-нибудь тёмная королева в БДСМ-наряде. Как правило, обладает весьма и весьма привлекательной внешностью, чаще брюнетка или рыжая, на ура и пачками может выпиливать положительных героев.
Наша Ирен легко дерется со спецагентами и облапошивает самого Шерлока Холмса.
Представители закона - лоботрясы из полиции, спецслужб и армии. Весь фильм абсолютно ни хрена не могут сделать, вдобавок ещё не верят ГГ, когда тот даёт им ценную информацию про злодеев. Могут посадить в тюрьму ГГ, «ибо задолбал». В принципе, их можно считать не персонажами, а декорациями. Хотя иногда главный агент/коп/полковник может оказаться на стороне злодеев-террористов. Если этого не происходит, то в конце фильма приезжают с мигалками на место финальной битвы, хлопают по плечу ГГ и произносят какую-нибудь фразу типа «А ты молодец» или «Мы тебя недооценили», приглашают ГГ работать в полиции, либо сулят повышение, если ГГ уже полицай. ГГ обычно на это наплевать.
Мофтиссы точно это читали!
Чёрно-белые полицейские пары. Однорасовые напарники, конечно, бывают не редко, но и не так часто.
В США это оправдано, потому что, когда полиция приезжает на место преступления, должны быть представители разных рас, чтобы не обвинили в предвзятости. В Лондоне тоже.
Братья/сёстры - близнецы. Обязательно один из них - прирождённый злыдень и раздолбай, другой же его полная противоположность. Если же близнецы не являются главными героями, то они во всём одинаковы и разговаривают/делают что-то одновременно, в боевиках используя даблтимы против ГГ.
Кажется, мы близки к этому.
Ранения
Стрелять в голову, руки или ноги ГГ, разумеется запрещено. В голову стрелять очень не любят: имитировать разлетающуюся черепушку с кусочками мозгов значительно сложнее и дороже, чем просто взять кетчуп и щедро намазать им грудь убиенного персонажа. В крайнем случае, рисуют небольшую аккуратную дырку во лбу.
Все так и есть. Выстрел Мэри Ватсон идеально подходит. А Магнуссену даже дырку на лбу рисовать не стали. Зачем? И так все ясно. После удара Магнуссена пистолетом по лицу с его лицом тоже ничего не произошло. Подумаешь, железкой огрели...
Контрольный выстрел, похоже, вообще никогда не делают - для стопроцентного убийства достаточно лишь одного попадания в любую часть туловища, после которого стрелявший сразу же с чувством выполненного долга уходит.
Повреждения от ранений зависят от важности для сюжета. В то время как рядовые парни (хорошие и плохие) сгибаются и умирают за три секунды от удара ножом в живот, центральные персонажи могут продолжать драться с оторванной рукой или распоротым брюхом. При бое на уничтожение никто не делает контрольных выстрелов до окончания боя: конечно, ведь смертельно раненый противник ни за что не станет стрелять своему убийце в спину.
Второстепенные персонажи, получив смертельное ранение, долго-долго разглагольствуют на руках ГГ перед смертью, непременно захлёбываясь кровью и кашляя ею. Женским персорнажам ВСЕГДА стреляют в живот - дабы она «эротически» поизгибалась перед смертью. И что характерно, герой, вместо того, чтобы помочь тяжелораненому соратнику, не пытается лечить его/её или нести в безопасное место, а пытается с соплями говорить ему «не умирай» или «молчи / не говори / береги силы … мы выберемся» прямо на поле брани (бой на время прощания как бы останавливается, неважно, бандитская ли это перестрелка или масштабное сражение ВОВ). После того, как раненый играет в ящик, ГГ остаётся крикнуть «NOOOOOOOOOOOOOOOOOOOO!!!!!!!!!» и получить бонус к жизням, броне и огневой мощи, дабы одолеть зло.
Вы только что прочли описание сцены смерти Мэри Ватсон в "Шести Тэтчер".
Если смерть персонажа происходит офскрином (то есть зритель не видит трупа), например, герой или злодей летит вниз со скалы или находится в здании, которое потом красочно разлетается, или же сидит в неуправляемом агрегате, 80% это означает, что сей персонаж ещё вернётся.
Ну вот, а мы Моффов критиковали. Да весь Голливуд так делает... Но Моффат пошел дальше. Даже если зритель видит труп, персонаж все равно вернется.
Телефоны и компьютеры
ГГ помнит номера всех своих знакомых и может по памяти набрать их с чужого мобильника.
Это нам показали с первых же кадров.
Врезаться в любую линию передачи информации и незаметно прочитать/подменить передаваемые данные - дело пяти минут и осуществляется при помощи обычного ноутбука.
"Соскучились по мне?" "Чушь".
Любая операция с ЭВМ производится посредством пафосного тыкания по клавиатуре, без использования мыши и вообще глаз. Любой ГГ в совершенстве владеет слепым десятипальцевым методом печати и скоростью 9000 знаков в минуту, клавиша «пробел» при этом никогда не нажимается.
Шерлок это умеет делать даже в режиме "одновременной игры", на десятке ноутбуков. А Джон даже в режиме просмотра изображений.
Любая информация выдаётся в виде красиво отрендеренных графиков, картинок, схем и т. д. Размер буковок - всегда ровно такой, чтобы их без труда смог прочитать зритель, от одного до пяти сантиметров в среднем, а для совсем слепых вся информация обычно проговаривается вслух. Касается как компов, так и миниатюрных и/или портативных устройств, даже если это сканер ДНК или межпланетный радиомаяк.
В последнем фильме нам даже экраны скайпа показывали.
Досье КГБ / ЦРУ в бумажном формате на героя или кого-то из его подельников дел делается либо в виде тоненькой желтой папочки с приколотой фотографией, либо толстенной черной папки, из которой вываливаются черно-белые снимки формата так А4.
Если ГГ смотрит в экран, то на его сосредоточенном лице проецируется содержимое этого самого экрана. Видимо, в кино используются компьютеры исключительно с двойным выводом - на монитор и на ГГ.
Простите, не умею делать гифки, но в этой сцене на лице Шерлока отражаются все световые события, происходящие на экране. "Знак трех", 56-я минута.
Хак суперсложных систем шифрования и подбор длиннющих паролей осуществляется за считанные секунды.
Мэри в самолете взламывает секретную базу разведки. Про пароли от Шерлока уже притча во языцех.
Еще кое-что...
Пулю, выпущенную из снайперской винтовки, наверняка покажут замедленно летящей (облетая пулю со всех сторон), изредка на ней может быть написана кличка стрелка.
Мы видели это целых два раза.
Чем тупее фильм, тем больше вероятность того, что бомба будет атомной. Причём она непременно будет с крупным жидкокристаллическим экраном с обратно отсчитывающимися циферками и таймером, а таймер будет звуковым и противно пикать: «биип… биип… биип». За несколько секунд до взрыва непременно начнётся ускорение пикания: «биип-биип-пиипппппппппппппп БДЖУХ!!!». Впрочем, чаще таймер всё-таки удаётся отключить, поиграв в угадайку «красный или синий», буквально на последней секунде (а циферки на экране замрут в позиции от 00:04 до 00:01, в зависимости от степени прямолинейности мозгов режиссёра).
Хоть в чем-то радость) Таймер остановили на 89 секундах. Все-таки мозги у режиссера не такие прямолинейные.
Еще одна параллельная сцена. Не бомба, но обратный счетчик. И Шерлок успевает в последние микросекунды.
Устройства слежения определяют координаты «жучка» с точностью до одного метра и отображают их в виде мигающей и пикающей красной точки. Часто в них зашита не только подробнейшая карта местности, но и полный трёхмерный план любого здания. Сам жучок чаще всего имеет размер булавки, успешно работает в любом захолсутье и зачем-то постоянно мигает красным светодиодом и/или пикает.
Нам не показали, что там мигает, но Шерлок с Джоном по маячку лихо засекли свою мадам. Причем этот маячок работал везде, где она была.
Все авто в фильмах доверху набиты динамитом - только этим можно объяснить их феноменальную взрывоопасность. Достаточно врезаться в дерево, упасть с обрыва или просто попасть случайной пулей, чтобы даже заурядный рыдван рванул не хуже бензовоза. В особо тяжёлых случаях машина умудряется взмыть в воздух на 3-5 метров, или даже сделать сальто. Гореть автомобили в фильмах тоже не умеют: взрыв происходит либо непосредственно в момент аварии, либо авто стоит 10-20 секунд без всяких признаков опасности, после чего ВНЕЗАПНО взрывается.
Россия. Если в кадре присутствует СССР или Россия, то обязательно ночью или зимой. Мордор, а как иначе...
Россию не тронули, зато есть Сербия)
Главный герой включает новости, где, по (не)счастливому совпадению, как раз говорят о том, что ему интересно. Диктор всегда начинает говорить в ту же секунду, как включили телевизор.
Концовки
OR DO THEY? (или все-таки да?)- фильм заканчивается висяком, когда рука поверженного главгада начинает шевелиться, монстр начинает вылупляться из яйца, в общем, вы поняли. Сам по себе приём неплох, если бы его не делали настолько толстым и очевидным. Все подобные эффекты нагло эксплуатируют знаменитый
эффект Зейгарник. Часто по такому принципу построены и сериалы.
Bittersweet Ending (горькосладкая концовка). Не совсем стандартная концовка, потому что 95% смотрящих не вынесет. Заключается в том, что ГГ уходит в закат (это важно!), при том при всем при этом у него должен умереть друг/подруга/собака/бабуля/небо/аллах и поэтому он и называется сладкогорьким концом - в итоге всеобщее благо наступило, а у главгероя беда не совместимая со счастьем. Был весьма популярен в фильмах до 80-х годов.
Почему штампы?
Ответ прост: потому что кинопродукции выпускается по многу десятков фильмов в год. При таком количестве повторы и штампы неизбежны. Вообще, если засадить сотню человек за творческую работу, то 80 из них будут заниматься копированием и самокопированием, производя ширпотреб, 19 будут изо всех сил стараться быть оригинальными, производя "авангард", интересный только любителям, и только один создаст действительно новую вещь. Это касается не только кинематографа, но и литературы, живописи, музыки, дизайна - в общем, любого творчества.
К тому же, нельзя забывать, что зритель при просмотре фильма отождествляет себя с ГГ, поэтому любой режиссёр стремится сделать так, чтобы отождествление было наиболее лёгким и приятным. А поскольку базовые представления о приятном у большинства сходятся, то и фильмы получаются похожими. Если на экране - парень, как ты, то почувствовать себя в его шкуре легче.
Поэтому основные сюжетные линии остаются неизменными на протяжении всей человеческой истории - Шекспир знает. Все сюжеты какие могут быть уже давно посчитаны - их около 60-ти. Поэтому как не изголяйся, а без сюжетного штампа обойтись просто не получится. Тот же штамп про девушку, которую надо спасти, и которая за это станет женой, существовал задолго до кино. Те же корни, например, и у свадебного обряда похищения невесты, которому много веков.
Зрителей раздражает не столько наличие заштампованных моментов, сколько их заметность. В конце концов, можно же оригинально подать уже использованную где-то идею…
Алсо, как справедливо указывают TVTropes, штампы это не всегда плохо. Плохими их делает неумелое использование. А попытка создать фильм без штампов может быть осуществлена разве что созданием пустой кинопленки. Впрочем, и это уже было.
Во второй серии нас ждут погони и вертолет?